Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………
Анализ результатов детей группы № 1 показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития тактильных ощущений, 55% - средний, проявления низкого уровня – 30%.
Анализ результатов детей группы № 2 показал, что 5% детей имеют высокий уровень развития тактильных ощущений, 40% - средний, и 55 % детей имеет низкий уровень.
Процентные показатели можно наглядно увидеть в диаграмме на рисунке 2.1.1
Рис.2.1.1. Диаграмма уровня развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)
Из диаграммы видно, что у детей группы № 2 уровень развития тактильных ощущений немного ниже, чем у детей группы № 1.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитатели группы № 2 уделяют недостаточно внимания развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста в ходе учебно - воспитательного процесса и не используют возможности природного окружения. Мы определили группу № 2 - экспериментальной, группу № 1 – контрольной.
Поэтому
всю дальнейшую формирующую работу
по развитию тактильных ощущений в
процессе ознакомления с природой мы
будем проводить с детьми экспериментальной
группы и воспитателем данной группы.
2.2.Апробация
системы работы
воспитателя по
развитию тактильных
ощущений в процессе
ознакомления с природой
Изучив
и проанализировав психолого-
Цель формирующего этапа эксперимента: развитие у дошкольников тактильных ощущений в ходе ознакомления с природой. Это позволило определить следующие направления экспериментальной работы.
Первое направление формирующего этапа эксперимента: целенаправленная работа с педагогическим коллективом по ознакомлению с методами и условиями развития тактильного восприятия и ощущения в ходе ознакомления с природой. Эта работа предполагает наличие соответствующего уровня подготовки воспитателей дошкольного учреждения. В ходе работы воспитатели ознакомились с результатами констатирующего этапа эксперимента: с анализом документации, наблюдений, бесед, диагностики и с процентными данными, полученными в ходе исследования.
Второе направление формирующего этапа эксперимента осуществлялось в трех этапах: актуализации опорных знаний, осознание основного содержания и переосмысления полученной информации. Цель этого направления – развитие тактильных ощущуний и умение детей использовать в дальнейшем тактильные ассоциаций.
В эксперименте участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста, воспитатели детского сада и методист. В ходе формирующего эксперимента были созданы условия для реализации поставленных задач.
Прежде всего, необходимо было, чтобы воспитатели, не только были достаточно компетентны в области организации работы по развитию тактильных ощущений в ходе ознакомления с природой, но и владели системой методов и приемов с помощью которых и развивались тактильные ощущения.
В ходе методического часа «Ощущения на кончиках пальцев» мы познакомили с теоретическими аспектами данного вопроса, а именно были раскрыты следующие вопросы:
-
Сущьность и актуальность
- Чувственное познание природы с помощью тактильно-двигательных ассоциаций.
- Дидактические игры как метод развития тактильных ощущений.
-
Элементарно-поисковая работа
Отметили, что игровая деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитываются и возрастные возможности и потребности ребенка.
Так же в дошкольных группах рекомендовали организовать уголки для сенсорного развития детей, с учетом направления нашего исследования.
Одним из направлений методической работы для педагогов было подбор базы дидактических игр на развитие тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой для всех возрастных групп.
С педагогами проведена диагностическая работа на определение тактильной памяти, тактильных ассоциаций у воспитателей.
Анализ результатов показал, что иногда и сами педагоги затрудняются найти ассоциацию с тем или иным предметом. Им необходимо время для размышления.
Второе
направление формирующего эксперимента
осуществлялось в различных формах
игровой и поисковой
Тактильно-двигательное восприятие имеет свою специфику, и поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если, например, зрительное восприятие обычно проходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами – путем ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания – объемный; при обведении – контурный, плоскостной. В предлагаемых нами играх дети должны были сначала узнавать и воспринимать целостные объемные предметы, а затем их контуры, т. е. сначала учат ощупыванию, а затем обведению по контуру.
Вся формирующаяя работа по развитию тактильной чувствительности у детей среднего дошкольного возраста проводилась в несколько этапов, каждый из которых характеризовался постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислим основные из них:
-
ощупывание предметов с
-
нахождение на ощупь
- нахождение контура предложенного предмета
из нескольких (3-4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными)
глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров
предмета из нескольких предложенных
с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким
образом, через многократное последовательное
использование практических упражнений
достигается повышение у детей
тактильной чувствительности.
Один из основных способов формирования
указанных свойств тактильного ощущения
- дидактические игры. В играх приходилось,
как уже отмечалось, создавать особые
условия для выделения тактильно-двигательного
восприятия: поставить ширму, использовать
непрозрачные салфетку или мешочек, предложить
закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.
Поэтому в своей формирующей работе по развитию тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой использовали в основном развивающие дидактические игры.
В работе с детьми использовали алгоритм развития тактильных ощущений, состоящий из трех этапов:
1
этап – актуализация опорных
знаний для умения обследовать
предмет и давать ему
2
этап – осознание усвоенного
содержания по обследованию
3 этап - актуализации опорных знаний, использование ассоциаций.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Для развития тактильных ощущений ребенку необходимо научиться понимать и осознавать различные качества предметов, зависимость их от внешнего вида.
Поэтому на 1 этапе – актуализация опорных знаний для умения обследовать предмет и давать ему соответствующую характеристику предлагали игры в ходе которых дети учились ощупавать предмет видя его, давтать ему характеристику, ссоотносить чувственное познание с реальностью.
Свою работу начали со знакомства детей с тактильными табличками. Цель этой работы: помочь детям расширить знания о предметах и получить дополнительные чувственные ощущения и впечатления от них.
Принцип
работы с карточками: дети последовательно
изучали тактильными
Мягкая – шубка у животного, вскопаная земля, песок сухой, мягкая груша и др.
Пушистый – мех кошки, отцвевший одуванчик, цветок чернобрывца и др.
Колючая - ежик, иголки на розе, акации, сосне, ели и др.
Холодная – вода, лед, земля и др.
Затем мы исследовали плоды овощей и фруктов, камешки, песок, семена растений, крупы и др. на ощупь.
Например, мы предлагали детям найти все гладкое, шершавое, колючее, мягкое, сухое, мокрое, пушистое, твердое, мягкое, волосатое и др. Затем мы выбирали две характеристики: твердое и гладкое, мягкое и теплое, скользкое и холодное, колючее и тяжелое и др.
Так же использовали такие игры.
«Найди и покажи». Предлагали ребенку найти и показать мягкую киску, мокрую рыбку, колючего ежика, теплого цыпленка, холодную лягушку и др. После того как ребенок находил игрушку, предлагали ощупать игрушку и сказать какая она еще. Ребенок с помощью воспитателя находил и другие признаки животного.
«Чудесный мешочек».В непрозрачный мешочек клали предметы разной формы, величины, фактуры (семена растений, камешки, ракушки, фрукты и овощи и др.). Ребенку предлагали вынуть предмет и описать его ощупываемую поверхность. Если ребенок затруднялся ему на помощь приходили другие дети.
«Определи различие». В коробочке находились парные предметы, различающиеся одним признаком. Нужно было назвать предметы и назвать отличающие признаки: яблоко – гладкое и шершавое, каштан – гладкий и колючий, камень – шершавый и гладкий, песок – сухой и мокрый, вода - теплая и холодная и др.
«Что в мешочке». Ребенку предлагали небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определял наполнитель и раскладывал в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы)(Приложение Г).
Особенность данного этапа – обучающий характер, направленный на овладение детьми словесных характеристик ощущаемого предмета. Так же этот процесс подкрепляется еще и зрительным анализатором.
Таким образом, в ходе первого этапа нашей формирующей работы мы актуализировали опорные знания детей по умению обследовать предмет, давать ему характеристику соответствующую его внешнему виду и тактильному ощущению.
2
этап - осознание усвоенного
Особенность данного этапа – упражнение детей в тактильном ощущении, умении дать характеристику предмета только при ощупывании: дети не видят предмет и не могут соотнести зрительное и тактильное восприятие.
В ходе этого этапа не только использовали игровую деятельность детей, но и предлогали детям задания элементарной поисковой деятельности по определению характеристик явлений неживой природы: воды, земли, песка.