Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

       Анализ  результатов детей группы № 1 показал, что 15 % детей имеют высокий уровень  развития тактильных ощущений, 55% - средний, проявления низкого уровня – 30%.

       Анализ  результатов детей группы № 2 показал, что 5% детей имеют высокий уровень развития тактильных ощущений, 40% - средний, и 55 % детей имеет низкий уровень.

       Процентные  показатели можно наглядно увидеть  в диаграмме на рисунке 2.1.1

    

       Рис.2.1.1. Диаграмма уровня развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

       Из  диаграммы видно, что у детей  группы № 2  уровень развития тактильных ощущений немного ниже, чем у детей  группы № 1.

       Таким образом, можно сделать вывод  о том, что воспитатели группы № 2  уделяют недостаточно внимания развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста в ходе учебно - воспитательного процесса и не используют возможности природного окружения. Мы определили группу № 2 - экспериментальной, группу № 1 – контрольной.

       Поэтому всю дальнейшую формирующую работу по развитию тактильных ощущений в  процессе ознакомления с природой мы будем проводить с детьми экспериментальной  группы и воспитателем данной группы. 

    2.2.Апробация  системы работы  воспитателя по  развитию тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой 

    Изучив  и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного  возраста в процессе ознакомления с  природой, а так же на основании изученной документации воспитателей детского сада, проведенного наблюдения и анализа диагностического обследования, мы пришли к выводу: в процессе ознакомления с природой можно использовать направление по развитию тактильных ощущений, так как природа является одним из обьектов чувственного познания ребенка-дошкольника.

    Цель  формирующего этапа эксперимента: развитие у дошкольников тактильных ощущений в ходе ознакомления с природой. Это позволило определить следующие  направления экспериментальной  работы.

    Первое  направление формирующего этапа эксперимента: целенаправленная работа с педагогическим коллективом по ознакомлению с методами и условиями развития тактильного восприятия и  ощущения в ходе ознакомления с природой. Эта работа предполагает наличие соответствующего уровня подготовки воспитателей дошкольного учреждения. В ходе работы воспитатели ознакомились с результатами констатирующего этапа эксперимента: с анализом документации, наблюдений, бесед, диагностики и с процентными данными, полученными в ходе исследования.

    Второе  направление формирующего этапа  эксперимента осуществлялось в трех этапах: актуализации опорных знаний, осознание основного содержания и переосмысления полученной информации. Цель этого направления – развитие тактильных ощущуний и умение детей использовать в дальнейшем тактильные ассоциаций.

    В эксперименте участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста, воспитатели  детского сада и методист. В ходе формирующего эксперимента были созданы  условия для реализации поставленных задач.

    Прежде  всего, необходимо было, чтобы воспитатели, не только были достаточно компетентны в области организации работы по развитию тактильных ощущений в ходе ознакомления с природой, но и владели системой методов и приемов с помощью которых и развивались тактильные ощущения.

    В ходе методического часа «Ощущения  на кончиках пальцев» мы познакомили  с теоретическими аспектами данного  вопроса, а именно были раскрыты следующие  вопросы:

    - Сущьность и актуальность развития  тактильных ощущений детей дошкольного  возраста.

    - Чувственное познание природы с помощью тактильно-двигательных ассоциаций.

    - Дидактические игры как метод  развития тактильных ощущений.

    - Элементарно-поисковая работа в  природе и развитие тактильных  ощущений детей дошкольников (Приложение В).

    Отметили, что игровая деятельность базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитываются и возрастные возможности и потребности ребенка.

    Так же в дошкольных группах рекомендовали  организовать уголки для сенсорного развития детей, с учетом направления нашего исследования.

    Одним из направлений методической работы для педагогов было подбор базы дидактических  игр на развитие тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой для всех возрастных групп.

    С педагогами проведена диагностическая работа на определение тактильной памяти, тактильных ассоциаций у воспитателей.

    Анализ  результатов показал, что иногда и сами педагоги затрудняются найти  ассоциацию с тем или иным предметом. Им необходимо время для размышления.

    Второе  направление формирующего эксперимента осуществлялось в различных формах игровой и поисковой деятельности детей.

    Тактильно-двигательное восприятие имеет свою специфику, и  поэтому в играх появляются новые  задачи и условия. Если, например, зрительное восприятие обычно проходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.

    Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными  способами – путем ощупывания объекта, обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания – объемный; при обведении – контурный, плоскостной. В предлагаемых нами играх дети должны были сначала узнавать и воспринимать целостные объемные предметы, а затем их контуры, т. е. сначала учат ощупыванию, а затем обведению по контуру.

    Вся формирующаяя  работа по развитию тактильной чувствительности у детей среднего дошкольного возраста проводилась  в несколько этапов, каждый из которых  характеризовался постепенным усложнением  как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

    Перечислим  основные из них:

    - ощупывание предметов с различной  поверхностью с открытыми глазами,  в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

    - нахождение на ощупь необходимого  объемного предмета по описанию  его свойств и качеств (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); 
      - нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); 
     - определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; 
      - нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

    Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей  тактильной чувствительности. 
      Один из основных способов формирования указанных свойств тактильного ощущения - дидактические игры. В играх приходилось, как уже отмечалось, создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

    Поэтому в своей формирующей работе по развитию тактильных ощущений в процессе ознакомления с природой использовали в основном развивающие дидактические игры.

    В работе с детьми использовали алгоритм развития тактильных ощущений, состоящий из трех этапов:

    1 этап – актуализация опорных  знаний для умения обследовать  предмет и давать ему соответствующую  характеристику.

    2 этап – осознание усвоенного  содержания по обследованию предметов  и обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета переосмысления полученной информации.

    3 этап - актуализации опорных знаний, использование ассоциаций.

    Рассмотрим  каждый этап более подробно.

    Для развития тактильных ощущений ребенку необходимо научиться понимать и осознавать различные качества предметов, зависимость их от внешнего вида.

    Поэтому на 1 этапе – актуализация опорных  знаний для умения обследовать предмет  и давать ему соответствующую  характеристику предлагали игры в ходе которых дети учились ощупавать предмет видя его, давтать ему характеристику, ссоотносить чувственное познание с реальностью.

    Свою  работу начали со знакомства детей  с тактильными табличками. Цель этой работы: помочь детям расширить знания о предметах и получить дополнительные чувственные ощущения и впечатления от них.

    Принцип работы с карточками: дети последовательно  изучали тактильными прикосновениями  карточки и педагог давал им характеристику: мягкая, пушистая, колючая, шершавая, гладкая, холодная, теплая, ребристая, грубая, рыхлая и параллельно расказывали и показывали предметы с такими же признаками.

    Мягкая  – шубка у животного, вскопаная  земля, песок сухой, мягкая груша  и др.

    Пушистый  – мех кошки, отцвевший одуванчик, цветок чернобрывца и др.

    Колючая - ежик, иголки на розе, акации, сосне, ели и др.

    Холодная  – вода, лед, земля и др.

    Затем мы исследовали плоды овощей и  фруктов, камешки, песок, семена растений, крупы и др. на ощупь.

    Например, мы предлагали детям найти все  гладкое, шершавое, колючее, мягкое, сухое, мокрое, пушистое, твердое, мягкое, волосатое и др.  Затем мы выбирали две характеристики: твердое и гладкое, мягкое и теплое, скользкое и холодное, колючее и тяжелое и др.

    Так же использовали такие игры.

    «Найди и покажи». Предлагали ребенку найти и показать мягкую киску, мокрую рыбку, колючего ежика, теплого цыпленка, холодную лягушку и др. После того как ребенок находил игрушку, предлагали ощупать игрушку и сказать какая она еще. Ребенок с помощью воспитателя находил и другие признаки животного.

    «Чудесный мешочек».В непрозрачный мешочек клали предметы разной формы, величины, фактуры (семена растений, камешки, ракушки, фрукты и овощи и др.). Ребенку предлагали вынуть предмет и описать его ощупываемую поверхность.  Если ребенок затруднялся ему на помощь приходили другие дети.  

    «Определи различие». В коробочке находились парные предметы, различающиеся одним признаком. Нужно было назвать предметы и назвать отличающие признаки: яблоко – гладкое и шершавое, каштан – гладкий и колючий, камень – шершавый и гладкий,  песок – сухой и мокрый, вода - теплая и холодная и др.

    «Что в мешочке». Ребенку предлагали небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определял наполнитель и раскладывал в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы)(Приложение Г). 

    Особенность данного этапа – обучающий  характер, направленный на овладение  детьми словесных характеристик  ощущаемого предмета. Так же этот процесс подкрепляется еще и зрительным анализатором.

    Таким образом, в ходе первого этапа нашей формирующей работы мы актуализировали опорные знания детей по умению обследовать предмет, давать ему характеристику соответствующую его внешнему виду и тактильному ощущению.

    2 этап - осознание усвоенного содержания  по обследованию предметов и  обозначение отдельными словами  свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета переосмысления полученной информации.

    Особенность данного этапа – упражнение детей в тактильном ощущении, умении дать характеристику предмета только при ощупывании: дети не видят предмет и не могут соотнести зрительное и тактильное восприятие.

    В ходе этого этапа не только использовали игровую деятельность детей, но и  предлогали детям задания элементарной поисковой деятельности по определению характеристик явлений неживой природы: воды, земли, песка.

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств