Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………
Использовали разнообразные игры с ящиком ощущений. Цель этих игр – усовершенствование тактильных ощущений и закрепление и уточнение знаний о животном и растительном мире.
Приведем несколько примеров игр с ящиком ощущений, направленных на расширение знаний о животном мире.
Игры с ящиком ощущений (Приложение Д). В ящик ощущении клали шишки, ягоды или другую пищу того или иного животного; материал для постройки гнезда (веточки, мох); перо, кусочек меха («одежда» животного) или другие предметы, так или иначе связанные с жизнью определенных животных.
2. На столе лежали карточки с изображением разных животных. Ребенок на ощупь определял лежащий в ящике предмет и выбирал карточку с изображением животного, с которым этот предмет связан, объяснял свой выбор.
3.Ребенок на ощупь определял лежащий в ящике предмет и рассказывал другим детям о его особенностях (этот предмет легкий, шершавый, теплый и т.п.). Дети отгадывали предмет по описанию, а затем называли связанное с ним животное
4. Ребенок трогал руками предмет, но ничего при этом не рассказывал. Дети отгадывали, что лежит в ящике ощущений. Для этого они задавали наводящие вопросы: этот предмет легкий или тяжелый? Холодный или горячий?
5. Ребенок трогал руками предмет, но ничего при этом не рассказывал. Дети отгадывали, к какому животному этот предмет имеет отношение, задавая разные вопросы, например - это животное живет в лесу? это животное ест рыбу? и т.п.
6.Педагог передавал ящик ощущений по кругу. Каждый ребенок опускал руки в ящик ощущений и называл одну из характеристик предмета. Например, первый ребенок говорит: «Этот предмет гладкий». Второй ребенок добавлял: «Этот предмет тяжелый» и тд. В заключение взрослый помогал детям перечислить все характеристики лежащего в ящике ощущений предмета и назвать сам предмет и обсудить. Как он связан с миром животных.
Так же использовали и такие игры: «Сьедобное – не сьедобное», «С какого дерева семена», «Золушка», «Угадай на ощупь», «Угадай, что внутри», «Горячий-холодный», «Гладкий-шершавый».
Для расширения знаний детей о растительном и животном мире, детям были предложены вырезанные трафареты различных листьев, силуэтов животных, овощей и фруктов. Ребенок должен обводя руками по силуэту, называть кому он принадлежит. Для выполнения этого задания была проведена предварительная работа.
На прогулке, мы предлагали детям прикасаться к коре дерева, к листьям, к песку, земле, цветам. Обращали внимание на различия в ощущениях. Предлагали детям закрыть глаза. Возять для начала два разных материала. Пусть это будет кора дерева и листочек. Предварительно предлагали потрогать их с открытыми глазами. Брали руку малыша и прикосались к одному из них. Пусть угадает – что это было? Осенью наступали на шуршащие листья, слушали при этом звуки под ногами. Брали в руки листочек и растерали его пальцами на мелкие кусочки. Этим занимались и в группе – растирали листочки на лист бумаги, предварительно намазанный клеем – вот и отличная аппликация.
Таким образом, в ходе второго этапа нашей формирующей работы упражняли детей в тактильном ощущении, умении дать характеристику предмета только при ощупывании: дети не видили предмет и не могли соотнести зрительное и тактильное восприятие.
3 этап - актуализации опорных знаний, использование ассоциаций. На данном этапе мы закрепляли знания детей о тктильных характеристиках детей, учили на внешний вид определять состояние обьекта, давать ему характеристику.
Главным методом, используемым на этом этапе работе с детьми, мы выбрали проблемный метод, который помогал создать проблемную ситуацию, в решение которой вовлекался ребёнок. У него появлялась потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями.
В группе был создан исследовательский уголок «Юный эколог» для формирования у детей познавательного интереса, поисковой активности и развития тактильных ощущений. Совместно с родителями собрали различные материалы для исследований:
– образцы песка, глины, чернозёма;
– полезные ископаемые нашего края: известняк, ракушечник;
– камни – галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
– семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;
– зерновые культуры.
Для
активизации детской
Одно
из направлений детской
С
помощью увлекательных
В
экспериментально-
Проводили с детьми элементарные опыты, в ходе которых дети узнавали свойства воды, земли, песка, снега, камней и др.
Например:
- Поставили сосуды с водой в холодильник, и в группе, у батареи (на солнце). Сравнивали ее температуру на ощупь. Меняли сосуды местами. Вывод: вода приобретала температуру окружающей среды. Воду можно нагреть, охладить.
- Поставили сосуд с водой в морозилку (на мороз). Вывод: вода из жидкого состояния перешла в твердое и увеличилась в объеме.
-
В морозную погоду снег
более теплую - не скрипит, хорошо лепится.
Вывод: ломаются кристаллики снежинок
во время надавливания ноги, во влажную
погоду кристаллики не замерзают и не
ломаются. Снег лепится, но не скрипит.
-
Пересыпали сухой песок из одной емкости
в другую. Потом
попробовали это сделать с влажным песком.
Вывод: сыпется, течет, а влажный нет. Вода
сцепливает кристаллики песка.
- Кристаллики песка мелкие и твердые (можно их рассмотреть под лупой), они блестят (если это кварцевый песок) и нет (если это глинистый песок.
-
Взять в руки кусок сухой
глины, она твердая, как
Для того, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте исследования, использовали «Ящик ощущений». В результате повысилась познавательная активность детей при работе с природным объектом, появилась «точка удивления».
При проведении опытов использовали личностно-ориентированный подход, старались, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения.
Наблюдение требует от ребёнка большой концентрации внимания, умственных усилий. Поэтому на прогулках, экскурсиях обращали внимание детей на красоту окружающей природы, предлагали выбрать дерево во дворе, отнестись к нему как к живому существу, замечать новые побеги, засохшие ветви, сравнить их.
При
экспериментировании с
Прежде чем приступать к исследованию, мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности:
- выбираем объект исследования;
- подбираем оборудование;
- определяем, для чего проводится опыт – прогнозируем результат.
- закрепляем последовательность действий;
-
вспоминаем правила
- проводим эксперимент;
- фиксируем результат;
- анализируем результаты – совпадают ли ожидаемые результаты с реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения.
В
лаборатории провели ряд
Вывод:
таким образом, в ходе формирующего
этапа эксперимента мы формировали
у детей стремление к ознакомлению
с природой и проводили формирующую
работу по развитию тактильных ощущений,
овладению детьми приемам обследования
обьектов живой и неживой природы, давать
характеристику их внешнему виду и соотносить
их свойства с особенностями внешней среды.
Для этого мы использовали игры, наблюдения,
занятия, беседы и элементарную поисковую
деятельность. В процессе проведенной
работы дети не только визуально изменили
свое отношение к обьектам природы. Этому
способствовали знания и умения детей
по тактильному обследованию обьектов
природы, которые они получали в ходе формирующего
этапа эксперимента.
2.3.Сравнительный
анализ результатов
работы
Цель контрольного эксперимента: сравнительный анализ и обобщение результатов достигнутых на этапе формирующего эксперимента.
Контрольный эксперимент состоял из нескольких этапов:
1.Наблюдение
за процессом тактильного
2.Беседа
с воспитателем группы об
Для выявления развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в ходе формирующей работы, мы использовали игры, описанные в первом параграфе этой главы.
Наблюдение и анализ результатов, дали возможность сделать вывод о том, что у детей значительно изменился уровень тактильных ощущений, намечена положительная динамика.
Дети не только могли назвать ощупываемые предметы, но и словесно дать им достаточно точную характеристику, рассказать как изменится состояние того или иного обьекта при изменении внешней среды.
Приведем высказывания детей в ходе проведения игр.
Так, холодный камень можно нагреть, опустив его в посудину с горячей, водой или просто положить на батарею.
Кусочек твердй и сухой глины превратится в мягкий и мокрый кусочек, если его опустить в воду.
Лед холодный, скальзкий и твердый - лед может превратиться в воду даже при комнатной температуре.
Если твердая груша полежит немного в теплом и темном помещении, она станет мягкой.
Шершавую поверхность камешка, доски можно отполировать кусочком наждачной бумаги.
Если шершавый камень долго полежит в воде, то он станет гладким.
Твердый каштан станет мягким весной, когда из него начнет проростать росточек молодого дерева.
Сухой песок легкий и мягкий, пушистый, а влажный тяжелый, твердый, но паску можно сделать только из влажного песка.
Так же, мы задавали проблемные вопросы, которые в ходе констатирующего этапа эксперимента вызваль недоумение детей.