Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………
1.Узнает знакомые предметы на ощупь.
2.Классифицирует
обьекты окружающей среды по
определенным признакам:
3.Применяет
знакомые тактильные
Развитие
тактильного ощущения у ребенка
среднего дошкольного возраста в
процессе ознакомления с природой
происходит в ходе как специально
организованных воспитателем форм работы,
так и в самостоятельной
Изучили взгляды теоретиков на работу по развитию теактильной чувствительности и определии, что в среденем возраста работа проводится в несколько этапов: ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям, обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен; нахождение контура предложенного предмета из нескольких; определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
На основании данных
Работа с детьми по развитию тактильных ощущений заключалась в обучении детей обследовать предметы природы, словесно оформлять свой ощущения, актуализации опорных знаний . Были проведены разные формы работы рассмотренных в теоретической части исследования, в частности природного окружения как средства развития тактильных ощущений.
Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ данных диагностики уровня развития тактильных ощущений разных этапов исследования, с целью доказательства эффективности проведенной формирующей работы. В результате проведенной работы в экспериментальной группе к высокому уровню развития тактильных ощущений отнесено на 25 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. К среднему уровню отнесено на 25 % больше детей в экспериментальной группе и на 5 % в контрольной.
На 45 % уменьшилось количество детей экспериментальной группы из числа дошкольников, отнесенных к низкому уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 5 %.
Проведенное
исследование показало, что работа
по развитию тактильных ощущений у
детей среднего дошкольного возраста
в процессе ознакомления с природой
эффективна и это видно по положительной
динамике развития тактильных ощущений
у детей среднего дошкольного возраста.
Литература
Приложение А
Таблица 2.1.1.
Уровни
развития тактильных ощущений у детей
среднего дошкольного возраста контрольная
группа (констатирующий этап эксперимента)
№
п/п |
Имя ребенка | методики | Кол-во баллов | уровень | ||
беседа | Игра «Волшебный мешочек» | Игра с тактильными карточками | ||||
1. | Ира У. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
2. | Саша К. | 2 | 1 | 1 | 4 | с |
3. | Регина П. | 3 | 2 | 2 | 7 | в |
4. | Степан Г. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
5. | Матвей Л. | 1 | 1 | 1 | 3 | н |
6. | Костя Ч. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
7. | Аня В. | 3 | 3 | 3 | 9 | в |
8. | Наташа Р. | 2 | 1 | 0 | 3 | н |
9. | Оля О. | 2 | 2 | 0 | 4 | с |
10. | Настя Н. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
11. | Петя Б. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
12. | Руслан Р. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
13. | Лена Р. | 3 | 3 | 3 | 9 | в |
14. | Марьяна Д. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
15. | Эмине Ю. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
16. | Коля Ф. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
17. | Илья Ж. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
18. | Андрей Р. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
19. | Дима Ш. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
20. | Влад Х. | 2 | 2 | 0 | 4 | с |
Высокий уровень развития тактильных ощущений – 3 детей – 15%
Средний уровень развития тактильных ощущений – 11 детей – 55%
Низкий
уровень развития тактильных ощущений
– 6 детей – 30%
Приложение Б
Таблица 2.1.2.
Уровни
развития тактильных ощущений у детей
среднего дошкольного возраста
экспериментальная группа (констатирующий
этап эксперимента)
№
п/п |
Имя ребенка | методики | Кол-во баллов | уровень | ||
беседа | Игра «Волшебный мешочек» | Игра с тактильными карточками | ||||
1. | Рома А. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
2. | Паша Л. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
3. | Алеша Б. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
4. | Владик В. | 2 | 1 | 1 | 4 | с |
5. | Максим Щ. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
6. | Дилявер У. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
7. | Алина Ф. | 1 | 0 | 0 | 1 | н |
8. | Лера Н. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
9. | Алена С. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
10. | Наташа Р. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
11. | Богдан У. | 1 | 1 | 1 | 3 | н |
12. | Дима Г. | 2 | 2 | 1 | 5 | с |
13. | Даша В. | 2 | 0 | 0 | 2 | н |
14. | Вика Ц. | 1 | 1 | 0 | 2 | н |
15. | Лена Ч. | 3 | 2 | 3 | 8 | в |
16. | Сеня О. | 1 | 1 | 1 | 3 | н |
17. | Саша Н. | 1 | 0 | 1 | 2 | н |
18. | Оля Г. | 2 | 2 | 2 | 6 | с |
19. | Саша О. | 1 | 0 | 0 | 1 | н |
20. | Юля З. | 2 | 1 | 2 | 5 | с |
Высокий уровень развития тактильных ощущений – 1 ребенок –5 %
Средний уровень развития тактильных ощущений – 8 детей – 40 %
Низкий уровень развития тактильных ощущений – 11 детей – 55 %
Так как ощущения служат единственным источником нашего знания, то воспитание детей в дошкольном возрасте обязательно включает в себя задачу сенсорного воспитания, т. е. задачу, состоящую в том, чтобы активно развивать у детей ощущения. Помимо специальных упражнений в различении цветов, звуков, запахов и т. д., важную роль в развитии ощущений играют занятия по родному языку, музыке, рисованию, лепке, конструированию и т. д.
Сенсорное воспитание опирается на знание общего хода развития ощущений в дошкольном возрасте и на знание тех условий, от которых это развитие зависит. Как же идёт развитие ощущений у детей дошкольного возраста?
Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.
Нередко думают, что чем меньше ребёнок, тем лучше, острее у него зрение. На самом деле это не вполне верно. Исследование остроты зрения у детей 4—7 лет показывает, что острота зрения у младших дошкольников ниже, чем у старших дошкольников. Так, при измерении наибольшего расстояния, с которого дети разного возраста способны различить показываемые им одинаковые по размеру фигурки, оказалось, что для детей 4—5 лет это расстояние равно (в средних цифрах) 2 м 10 см, для детей 5 — 6 лет 2 м 70 см, а для детей 6 — 7 лет 3 м.