Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую работу по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования – сенсорное развитие (тактильные ощущения) детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты развития тактильных ощущений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………7
1.1.Психолого-педагогические основы развития тактильного восприятия у детей среднего дошкольного возраста………………………………………….7
1.2.Ознакомление с природой как средство развития тактильных
ощущений у детей среднего дошкольного возраста………………………....22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………....35
Глава 2 Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средствами природы…………………………………………………………….38
2.1.Анализ уровня развития тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………..38
2.2.Апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений детей в процессе ознакомления с природой………………………45
2.3.Сравнительный анализ результатов работы……………………………….57
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….64
Литература……………………………………………………………………….68
Приложение………………………

Работа содержит 1 файл

1Развитие тактильных ощущений .doc

— 1.66 Мб (Скачать)

    Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей  тактильной чувствительности. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ  РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ  ПО РАЗВИТИЮ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ 

    2.1. Анализ уровня  развития тактильных  ощущений у детей  среднего дошкольного  возраста 

    Соответственно  задачам исследования был разработан констатирующий эксперимент, целью  которого было: выявить актуальный уровень тактильных ощущений у детей старшего дошкольного возраста.

    Констатирующий  эксперимент проводился в двух направлениях:

    - работа с воспитателями – анализ  методической литературы, используемой  педагогами в детских садах;  беседа с воспитателями, наблюдение учебно-воспитательного процесса;

    - работа с детьми – диагностическое  обследование.

    Педагогический  эксперимент был проведен на базе ДУЗ «Золотой ключик» с.Мирное Симферопольского района.

    Время эксперимента с 1 ноября по 1 апреля 2010/2011 учебного года. Эксперимент проведен в двух средних группах – группа № 1 и группа № 2. Количество детей в группах 0 по 20 человек. Возраст детей от 4,5 до 5,2 лет. В эксперименте приняли участие методист детского сада, два воспитателя и родители. Общее количество 52 человек.

    Методы  исследования: изучение педагогической документации педагогов, беседа с воспитателями, наблюдение и беседа с детьми, проективные  методики, диагностика детей, методы статистической обработки данных.

    При анализе педагогической документации нам было важно установить следующее: ведется ли в саду работа по сенсорному развитию детей, как учитывается развитие тактильных ощущений в ходе ознакомления с природой согласно Базовой программе  развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі», как обращается внимание на развитие тактильных ощущений в ходе организованной с детьми деятельности и какая развивающая среда создана в группе для развития тактильных ощущений и в каких формах работы это отражается в годовом плане дошкольного учреждения, календарных планах воспитателей.

       Анализ  показал, что учебно-воспитательная работа ведется по Базовой программе развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі». Педагоги в своей работе используют методические разработки по сенсорному воспитатнию, напечатанные в журналах «Дошкільне виховання», «Палітра педагога», «Біблиотечка вихователя дитячого садка», «Дитячий садок».

       Проанализировав годовой план, мы выявили, что одна из задач – это задача по интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста, где одним из составляющим интеллектуального развития  является – сенсорное развитие дошкольника.

       Просмотр  календарных планов воспитателей показал, что задачи сенсорного развития ребенка  решаются в достаточном обьеме в  разных сферах познания и линиях развития. Проанализировав содержание сферы «Природа» мы обратили внимание, что педагоги ставят перед собой задачи развития тактильного восприятия ребенка, но это проявляется крайне редко, не отображена специфика работы по данному направлению.

       При проведении беседы с воспитателями мы стремились выяснить, как они используют в ходе ознакомления с природой развитие тактильных ощущений, какие условия создают детям для самостоятельного развития ощущений в группе.

       В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают необходимой  работу по развитию тактильного ощущения у дошкольников в детском саду. Чаще всего для развития тактильного ощущения педагоги используют стандартные коврики: пушистый, гладкий, шершавый, колючий и др., но не соотносят эти знания детей при ознакомлении с природой.  Воспитатели понимают, что тактильное ощущение играет исключительную роль при определении и таких свойств предметов, как температура и вес.

       На  участке групп находятся емкости  для игр с песком и водой. В  теплое время года дети играют и  познают тактильные ощущения в ходе контакта с явлениями неживой природы.

       В групповой комнате создан «Сенсорный уголок», где есть пособия для  развития сенсорных эталонов. Пособий  для развития тактильного ощущения в уголке не наблюдалось.

       Таким образом, на основе проведенной беседы и просмотра развивающей среды в группах можно сделать вывод о том, что воспитатели не на должном уровне обращают внимание на развитие тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста в ходе учебно-воспитательной работы.

       В ходе беседы с детьми мы пытались выяснить знают ли дети что такое «тактильное ощущение» и как им можно пользоваться. Знания детей находятся на низком уровне. Дети не знают как определить мокрый или сухой песок. Вопрос: какая поверхность у яблока, у шишки? приводил детей в недоумение. Они характеризовали предметы на цвет: красное, коричневая, на форму: круглое, вытянутая, на размер: большое, маленькое. Ни один ребенок не ответил что яблоко гладкое, а шишка шершавая.

       Предложение к детям, помочь вытереть листья у  комнатных растений вызвал у детей восторг. Но как только мы спросили какие листья можно вытирать мокрой тряпочкой, а какие мягкой щеточкой, а какие только можно обрызгивать вызвал у детей затруднение. Тем не менее дети знали какие листья можно вытирать тряпочкой: листья фикуса, кливии, сансевьеры. И сказали, что листья фиалки нельзя протирать. Причину почему обьяснить не смогли.

       Таким образом, ставя перед детьми проблемные задачи, мы поняли, что дети среднего дошкольного возраста не ориентируются  в знаниях о тактильных ощущениях и их характеристиках.

       Для более точного определения уровня развития тактильных ощущений у детей  среднего дошкольного возраста мы провели  диагностическое обследование, оргванизовывая дидактические игры.

       Используя методические рекомендации и Базовую  программу развития ребенка дошкольного возраста «Я у Світі», а так же технологии обчения М.Монтессори, нами были определены критерии и уровни развития тактильного восприятия у ребенка среднего дошкольного возраста и подобран диагностический материал.

       Критерии развития тактильных опущений у детей среднего дошкольного возраста:

       1.Узнает  знакомые предметы на ощупь.

       2.Классифицирует  обьекты окружающей среды по  определенным признакам: свойства  поверхности, температура, вес.

       3.Применяет  знакомые тактильные ассоциации в решении познавательных проблем.

         Для удобства сравнения критериев мы оценивали по следующей шкале: 1 – слабая выраженность его; 2 – средняя выраженность; 3 – сильная выраженность данного критерия.

       Низкий  уровень – 3 – 1 баллов - ребенок с трудом узнает знакомые предметы на ощупь. Затрудняется  классифицировать обьекты окружающей среды по определенным признакам: свойства поверхности, температура, вес. Словесно не формулирует свои впечатления, не применяет знакомые тактильные ассоциации в решении познавательных проблем.

       Средний уровень – 4 – 6 баллов - ребенок узнает знакомые предметы на ощупь. Классифицирует обьекты окружающей среды по определенным признакам: свойства поверхности, температура, вес с помощью педагога по наводящим вопросам. Словесно не всегда может выразить свои впечатления. Иногда применяет знакомые тактильные ассоциации в решении познавательных проблем. Переносит полученные навыки на продуктивную деятельность.

       Высокий уровень – 7 – 9 баллов – ребенок узнает знакомые предметы на ощупь. Может классифицировать обьекты окружающей среды по определенным признакам: свойства поверхности, температура, вес. Словесно формулирует свои впечатления. Применяет знакомые тактильные ассоциации в решении познавательных проблем. Переносит полученные навыки на продуктивную деятельность.

       Для определения умения детей классифицировать предметы на ошупь мы предложили детям  игру «Волшебный мешочек».

       В ходе игры детям предлагалось на ощупь определить, что находится в мешочке. В мешочек мы положили овощи и фрукты знакомые детям: лук, морковка, огурец, яблоко, апельсин, киви.

       После того как дети, нащупав предмет, вынимали из мешка, просили описать по каким  признакам ребенок узнал овощ или плод. Если ребенок затруднялся  мы задавали наводящие вопросы.

       По  такому принципу провели диагностику детей на развитие тактильных ощущений  свойства поверхности, температуре и весе предмета.

       Определяя умение детей классифицировать обьекты  окружающей среды по определенным признакам: свойства поверхности, температура, вес  моделировали различные ситуации.

       Что бывает гладкое и теплое? (камень, яблоко). А камень какой бывает по весу?(легкий и тяжелый, твердый, шороховатый  и т.д.)

       И наоборот каштан какой? (гладкий, легкий, теплый)

       Что еще бывает теплое?

       Что бывает холодное?

       Что бывает колючее? и др.

       В ходе обсуждения выстраивалась длинная  цепочка: предмет – признак –  предмет – признак – предмет  …..

       Делая вывод подвели детей к тому, что в мире много предметов имеющие одинаковую характеристику на ощупь.

       Так, например, можно взять круглый  шороховатый камень и плод киви. У них есть как общие (круглый, шороховатый) так и отличительные свойства (легкий, тяжелый, твердый, мягкий).

       Определяя как ребенок применяет знакомые тактильные ассоциации мы изготовили тактильные карточки по методике московского профессора, доктора педагогических наук Игоря Матюгина. Основная идея этих карточек, в том, что каждая из них имеет свою фактуру, поэтому материал для их изготовления мы выбрали разнообразный – мех, наждачная бумага, фланель, капельки воска, веревка, длинные палочки, фольга, велюр, бархат, карточки с пуговичками, стружкой, кусочками ниток, дермантиновым покрытием.

       Игры  проводимые с карточками:

       Игра 1: Разложите карточки в ряд  по порядку от 1 до 10 номерами к  низу. Теперь закройте глаза и  тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать карточки.

    Попробуйте  на ощупь разложить карточки в  прежнем порядке с закрытыми  глазами.

    Проверьте правильность подсчитайте количество ошибок.

    Игра 2: Возьмите карточку. Закройте глаза  и потрогайте ее. Что Вам напоминает ее поверхность? Прикасайтесь по очереди  к каждой карточки, представьте себе, на что они похожи. Скажите, что Вам напоминает каждая карточка. Оцените в баллах.

    Игра 3: Возьмите картинку, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Представьте, что Вы дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, будьте внимательными, потрогайте все предметы, ничего не пропустите.

    Подводя итог диагностического обследования детей  среднего дошкольного возраста мы обратили внимание, что многие дети в процессе игровой деятельности на определение  уровня развития тактильных ощущений ориентируются не во всех характеристиках  предметов окружающей  природы. Мы обращали внимание как ребенок обьясняет свои ощущения, какие слова находит для передачи своих чувств.

       Результаты  представлены в таблице 2.1.2. и 2.1.3. (Приложение А, Б), а так же в сводной таблице 2.1.1.

       Таблица 2.1.1.

       Сводная таблица уровня развития тактильных ощущений детей среднего дошкольного возраста (констатирующий этап эксперимента)

    Уровни  развития тактильных ощущений

    (количество  детей в %)

    высокий средний низкий
    Группа

    № 1

    Группа

    № 2

    Группа

    № 1

    Группа

    № 2

    Группа

    № 1

    Группа

    № 2

    15% 5% 55% 40% 30% 55%

Информация о работе Экспериментальная апробация системы работы воспитателя по развитию тактильных ощущений у детей среднего дошкольного возраста средств