Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Курс человек и мир.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

К концу третьего класса по экологическому воспитанию учащиеся должны знать: 

  • Что такое горизонт.
  • Основные и промежуточные стороны горизонта, различные способы ориентирования на местности.
  • Характерные особенности основных полезных ископаемых (песок, глина и др.), их значение в природе и в жизни человека.
  • Основные формы поверхности Земли и рельеф Беларуси.
  • Основные природные сообщества родного края (лес, водоем, болото).
  • 3—4 вида наиболее распространенных растений и животных основных природных сообществ Беларуси и сообщества, созданного человеком (поле).   
  • Некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными).
  • Значение природы для человека, влияние деятельности людей на природу.
  • Основные меры по охране воды, полезных ископаемых.
  • Особенности природы Беларуси.
  • Основные народные и религиозные праздники и обряды.
  • Особенности природы отдельных территорий Земли (экваториальных лесов, саванн).

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать на физической карте Беларуси основные формы поверхности суши, крупнейшие водоемы, месторождения полезных ископаемых, областные центры.
  • Различать несколько видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота, поля.
  • Устанавливать в объеме программы взаимосвязи в природе, а также между природой и человеком.
  • Составлять схемы цепей питания в природных сообществах, проводить экологическое прогнозирование (решать задачи типа: "Что будет, если...")[23, с.11].

 

Выводы по второй главе:

Методика преподавания природоведения, как и всякая другая наука, развивается по законам диалектики; поэтому главной методологической основой ее является диалектический материализм. Он дает возможность увидеть основные закономерности процесса обучения и воспитания школьников: неразрывную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и развития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных изменений в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.)[12, с.33].

Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооружения учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ставит перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу природоведения, в содержании школьных учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность человека и зависимости рационального использования природных богатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов[3, с.4].

Методика преподавания природоведения функционирует в  тесном содружестве с другими науками. Прежде всего с биологией и географией, так как содержание школьного курса природоведения включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы биологии и географии, чтобы правильно с точки зрения современной науки объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить учащихся правильно распознавать ее объекты[8, с.3].

Методика преподавания природоведения является педагогической наукой, поэтому она неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией воспитания,— и развивается в соответствии с их законами и закономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обучения любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников[10, с.44].

Методика преподавания природоведения, опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически разрабатывает содержание, формы, методы обучения и воспитания учащихся данному предмету. Связь методики преподавания природоведения с дидактикой и теорией воспитания двусторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обогащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания природоведения.

Методика преподавания природоведения, исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психологические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая наука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся[13, с.23].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными[6, с.88].

Постановка цели и  задач экологического воспитания позволила  определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы[2, с.8].

В основу содержания курса  положена концепция экологического образования личности. Поэтому одна из важнейших задач — формирование у младших школьников основ экологической культуры, что предусматривает усвоение детьми определенных экологических знаний и умений, правильное и осознанное использование их в конкретных жизненных ситуациях, ответственное отношение к природе и своему организму. Ведущими в системе экологических знаний являются знания о связях и взаимосвязях в природе, значении природы в целом и ее компонентов и элементов. Эти знания составляют основу экологического сознания личности, способной строить свое поведение в природе на основе самостоятельных рассуждений и выводов. Но чтобы понять, что в природе все взаимосвязано, что природа — величайшая ценность на Земле, школьники уже в первые годы обучения должны получить научно достоверные фактические знания об окружающих их объектах и явлениях неживой и живой природы.

В младшем школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми к воспитательному воздействию[12, с.56].

От школы, учителя, его целенаправленной к  систематической работы зависит развитие у учащихся грамотного отношения к природе, нравственно-эстетических чувств, предопределяющих активную позицию по отношению к природным объектам (желание помочь, заботиться, защитить и др.), а также предупреждение бессердечного отношения к живому, проявления жестокости, черствости и пренебрежения у детей. Для этого необходим   комплекс   таких   методических   средств   и   приемов,   чтобы изучение природы и любое общение с ней оставляло в памяти ребенка глубокий след, непременно воздействовало на чувства и сознание.

Экологическое воспитание означает формирование у человека сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Задачи экологического воспитания: углубить и расширить экологические знания; привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные, преобразовательные; развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности; сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе[9, с.1].

Хочется надеяться, что  экологическое воспитание получит  дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// Начальная школа. – 1999. - №1. С. 19-22

2. Бабанова Т. А.  Эколого-краеведческая работа с  младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993,

3. Барышева Ю. А.  Из опыта организации экологической работы. // Начальная школа. – 1998. №6. С. 92-94.

4. Бахтибенов А. Ш.  Экологическое воспитание младших школьников. / Русский язык. – 1993. - №6.

5. Боголюбов С. А.  Природа: что мы можем. М.  – 1987.

6. Бондаренко В. Д.  Культура общения с природой. М. – 1987.

7. Боровская Л. А.  Экологическая направленность экскурсии  в условиях города. М. Просвещение, 1991.

8. Вершинин Н. А.  Воспитание у младших школьников  любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // Начальная школа. – 1998. - №10. С. 9-11.

9. Воробьева А. Н.  Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. № 6. С. 63-64.

10. Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Ковальчук Т.А. «Человек и мир» в 3 классе. Мн. «Народная освета».—2007. с. 141.

11. Вдовиченко В.М. «Человек и мир». Учебное пособие 2 класса. Мн. «Народная асвета».—2005. с. 140

12. Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И. «Человек и мир». Учебное пособие для 1 класса. Мн. «Народная асвета».—2006. с. 140.

13. Вдовиченко В.М., Дурейко  Л.И. «Человек и мир». Учебное  пособие для 3 класса. Мн. «Народная  асвета».—2006. с.140.

14. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. – 1983.

15. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // Начальная школа. - 1998. №6. С. 13-14.

16. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

17. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

18. Гюльвердиева Л.М., Утенова З.Ю. Национальные традиции и их использование  в экологическом воспитании детей. // Начальная школа. – 1998. №6. С. 71-76.

19. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // Начальная школа. – 1998. - № 6. С. 19-26.

20. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.

21. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // Начальная школа. – 1989. №10-11.

22. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998. №6. С. 125-127.

23. Журнал «Пачатковая школа». Мн. –2006.

24. Закон «Об образовании в Республике Беларусь».

25. Концепции экологического воспитания школьников в Беларуси».

26. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 1983.

27. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // Начальная школа. – 2000. №6. С. 75-76.

28. Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. №6. С. 50-52.

29. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // Начальная школа. – 1999. №3. С. 32-34.

30. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // Начальная школа. – 1998. №6. С. 105-106.


Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»