Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45

Работа содержит 1 файл

Курс человек и мир.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

Домашняя работа дополняет  деятельность школьников на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием  непосредственного руководства  со стороны учителя. В ходе ее выполнения учащиеся, непосредственно общаясь с природой, овладевают новыми знаниями, умениями и навыками[13, с.33].

Связь домашних занятий с уроками осуществляется постоянно, из урока в урок. Учащиеся по заданию, полученному на уроке, самостоятельно работают с текстом и иллюстрациями учебника по курсу «Человек и мир», ставят простейшие опыты, проводят наблюдения. Весь изучаемый дома материал используется на последующих уроках в качестве опорных знаний для формирования новых[6, с.44].

Среди организационных форм обучения по курсу «Человек и мир» особое место занимает внеклассная работа. Она является необязательной для всех учащихся и объединяет тех, кто интересуется предметом, хочет глубже и больше знать о природе, участвовать в разных мероприятиях, связанных с ее изучением. Внеклассная работа по курсу «Человек и мир» включает в себя индивидуальные, групповые и массовые  виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, но по свободно выбранной тематике с учетом интересов учащихся. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки.

Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Внеклассная работа по курсу  «Человек и мир» открывает большие  возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она  позволяет углублять и применять  на практике знания, предусмотренные рограммой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности за порученное дело[2, с.55].

Внеклассная работа по курсу  «Человек и мир» позволяет удовлетворять  разнообразные интересы и запросы учащихся при изучении природы; проходить она должна под непосредственным руководством учителя. Лишь в этом случае она превращается в целенаправленную и позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач, стоящих перед школьным курсом «Человек и мир».

К методам экологического воспитания относятся:

  • словесные (беседа, рассказ);
  • наглядные;
  • практические (наблюдение).

Словесные методы применяются  тогда, когда необходимо описать  словами картину или процесс  и при этом вызвать у детей чувство сопереживания и причастности к сюжету, когда на уроке или другой форме занятий мало времени, а необходимо изложить большой объем материала на высоком научном уровне, когда нельзя применять практические и наглядные методы по каким-либо объективным причинам. При подготовке к уроку учитель отбирает нужный ему материал и определяет, как при помощи слова донести его содержание до учащихся, что необходимо применить, чтобы обеспечить внимательное слушание[3, с.130].

Беседа —  это метод обучения, представляющий собой диалог учителя и учащихся, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами  по тщательно продуманному плану.

Беседа в  обучении младших школьников применяется  очень широко, руководящая и направляющая роль в беседе принадлежит учителю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления школьников, учитель реализует поставленные задачи.

Особенность беседы как  метода заключается в том, что  изучаемая информация дается по частям и внимание учащихся периодически переключается. В процессе такого живого активного общения учителя с учащимися он может сразу же получать обратную информацию.

Беседа как  метод обучения имеет и свои недостатки. Вопросно-ответная форма изучения дает маленькие знания. Правильно поставленный вопрос учителя требует, чтобы учащийся отвечал не одной фразой, а давал развернутый ответ. Если такого ответа нет, то у школьников не вырабатывается умение излагать мысли связно, последовательно, логично и, следовательно, не формируются целостные предметные знания[4, с.165].

Поэтому беседу следует  строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями. Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль учащихся, заставляли задуматься, как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у школьников интерес. Вопросы для учащихся начальных классов должны быть конкретными, четкими, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала[5, с.95].

По дидактическим целям  беседы бывают:

  • Вводные (при изучении новых знаний);
  • Обобщающие.

Вводные беседы проводятся в начале учебного года, в начале темы; в процессе таких вводных бесед учитель восстанавливает в памяти школьников имеющиеся знания и начинает изучение нового материала. При помощи вводных бесед следует актуализировать опорные знания, приобретенные учащимися в предыдущих темах и других классах, а также систематизировать и конкретизировать знания, полученные самостоятельно в процессе предварительно проведенных наблюдений, и на этой основе подготовить школьников к активному восприятию нового материала. В таких беседах также проводится разбор основного содержания материала, который будет изучаться далее другими методами.

Обобщающая беседа проводится в конце темы, курса, а также  при подведении итогов урока. Целью  такой беседы является систематизация имеющихся знаний, установление связей ранее изученного материала с  тем, который предстоит изучать.

При проведении обобщающей беседы очень важно выделить основные понятия, определить их содержание и  выявить, как усвоены эти понятия  школьниками. Вместе с тем необходимо показать взаимосвязь между предметами и явлениями и на этой основе подвести к самостоятельным выводам и обобщениям[7, с.2].

По способу мышления беседы бывают индуктивные и дедуктивные.

При индуктивном построении беседы учитель ставит перед учащимися частные взаимосвязанные между собой вопросы. Применяется индуктивная беседа в тех случаях, когда в содержание входит фактический материал, который раскрывается в конце беседы. Постепенное усвоение материала приводит к получению новых знаний.

Дедуктивная беседа основывается на имеющихся у учащихся знаниях. В процессе дедуктивной беседы вначале дают общие определения, которые должны быть осмыслены на основе опорных знаний, а затем из них вычленяют более частные определения. Дедуктивная беседа способствует интенсификации усвоения знаний, а также активизирует абстрактное мышление школьников.

По курсу «Человек и мир» дедуктивные беседы чаще всего проводятся на обобщающих и итоговых уроках, на предметных уроках по анализу результатов фенологических наблюдений и опытов. Все виды бесед связаны с практическими и наглядными методами обучения[8, с.33].


Рассказ — это последовательное повествовательное изложение учебной информации. С помощью рассказа учитель путем логического раскрытия основного содержания материала, выделения в нем главных понятий, применения методических приемов, таких, как сравнение, демонстрация объектов, иллюстрация примерами, работа с рисунками и др., сообщает учащимся определенные знания. Для поддержания эмоционального настроя, повышения активности и внимания школьников учитель при изложении основной информации приводит образные примеры из различных источников.


Рассказ применяется  в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы.

Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста. В рассказе учителя могут быть дополнения к содержанию учебника. В процессе рассказа учитель не только комментирует основные положения статьи, но и дополняет ее новым содержанием[6, с.34-35].


В рассказ иногда вводятся отрывки из произведений писателей и поэтов, а также используются наглядные пособия, например репродукции картин художников, демонстрируются фрагменты учебных фильмов, результаты опытов и наблюдений Рассказ учителя требует внимания, сосредоточения мыслей учащихся; поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к рассказу, является тщательная подготовка со стороны учителя. Речь учителя должна быть четкая, яркая, эмоциональная[5, с.45].

В процессе рассказа учитель может поставить вопрос перед классом, сосредоточить внимание школьников на наглядных пособиях в тот момент, когда о них идет речь. Во время рассказа учитель голосом, интонацией подчеркивает и выделяет главные моменты, формулирует основные понятия.

В познавательном отношении  рассказ как метод широко применяется, потому что он наиболее экономичен: за короткое время учитель может дать значительно большую информацию по сравнению с беседой.

По характеру изложения  учебного материала рассказ может быть описательным и объяснительным[10, с.45].

Описательный рассказ  применяется при характеристике объекта, приборе или процесса, в ходе его у учащихся должно сложиться образное представление воспринимаемого. При описании важно провести сравнение объекта с ему подобными, что способствует лучшему запоминанию по аналогии, и на этой основе делать обобщения и выводы.

Одним из основных условий  успешного построения индуктивного рассказа является тщательно продуманный  его план, отбор понятий и примеров, их характеризующих. Поэтому к рассказу следует готовиться заранее и основательно.

Наглядные методы развиваются  и совершенствуются в связи с  тем, что особое место в преподавании занимает дидактический принцип  наглядности.

Наглядные методы обучения тогда выполняют функцию метода, когда учащиеся в процессе рассмотрения, наблюдения и восприятия предметов, объектов или процессов при помощи органов чувств получают определенную информацию о них, осмысливают путем сравнения и нахождения общих и отличительных признаков, и на этой основе формируются определенные знания, а затем при дальнейшей мыслительной их переработке воспроизводится усвоенное словом (рассказом), показом и объяснением[6, с.55].

Наглядные методы обучения характеризуются тем, что в процессе их применения используются наглядные пособия с целью получения новых знаний Для успешного применения наглядных методов необходимы следующие условия: добиваться, чтобы предмет (объект) или процесс рассматривался целенаправленно, выявлялись его глазные черты и особенности.

Наблюдение и распознавание  может быть фронтальное, групповое  или индивидуальное.

Готовясь к уроку, учитель  не только тщательно отбирает объекты, но и продумывает способы их демонстрации. Главное требование при этом —рассмотрение основных черт и признаков изучаемого объекта всеми учащимися. С этой целью объекты ставят на специальную подставку, установленную на демонстрационном столе, создают специальный фон освещения[6, с.55].

Практические методы обучения характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

Практические методы тесно связаны со словесными и  наглядными (показ, объяснение учителем предстоящей работы и др.).   При  выполнении  какого-либо  практического  задания учитель ставит перед учащимися задачу и раскрывает структуру ее выполнения. Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности. Применение в процессе обучения практических методов позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения для их усвоения и применения в новых ситуациях.

К практическим методам  относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов (эксперимента), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке[7, с.45].

Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщенна.

В процессе наблюдения за объектами  и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в  формировании  понятий.

Приемам наблюдения необходимо научить  всех учащихся. Это требование предъявляется  в первую очередь к учителю  начальных классов. Младшие школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов, машин и механизмов и объяснять способы их действии[8, с.22].

Наблюдение связано  со всеми методами обучения: наблюдение, на которое опирается учитель при изучении материала с помощью словесных методов; наблюдение за демонстрационными объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследовательского характера, связанное с постановкой опытов. Наблюдение должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами.

Роль учителя заключается  в том, чтобы поддержать, сохранить  эти первые наиболее яркие впечатления и на их основе научить детей видеть красоту и разнообразие природы[10, с.55].

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения курса «человек и мир»