Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе[8, с.55].
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся[6, с.13].
1.2. Основные
условия эффективности
Успех экологического воспитания зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, но и от создания необходимых условий организации учебно-воспитательного процесса[1, с.3].
Выделим основные из них:
и познания природы школьниками;
В младшем школьном возрасте идёт активный процесс-целенаправленного формирования знаний (о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами), чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми к воспитательному воздействию[7, с.6].
Известно, что у детей младшего школьного возраста наблюдается повышенный интерес к природе. Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Появляются симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зелёной траве, запахам и ярким цветкам растений, щебету птиц, полёту бабочек и стрекоз. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Воспитанию бережного
отношения к природе
сосредоточение внимания учителя на сочетании
учебной и внеклассной
работы. Так, чтобы экологическое
содержание уроков имело продолжение
во
внеурочной деятельности, дополняло и
обогащало её. Чётко организованная,
целенаправленная внеклассная работа
позволяет использовать дополнительный информационный материал, расширяет природоохранительный кругозор и конкретизирует
знания[18, с.55].
При изучении природы учитель использует средства изобразительного и музыкального искусства (знакомит с репродукциями картин пейзажистов, при прослушивании музыкальных произведений обращает внимание на знакомые детям звуки, природы - журчание ручейка, жужжание насекомых, пение птиц, звуки капели, дождя, грозы), а на уроках музыки и рисования учащиеся соприкасаются с природными объектами (листья и веточки растений, их цветки, чучела и тушки животных, коллекции насекомых, грамзаписи голосов птиц и др.).
В экологическом воспитании важную роль играет краеведческий подход: учащиеся знакомятся с историей своего края, его природой, особенностями и спецификой хозяйственной деятельности людей, приумножающих красоту и богатства родной земли. На примерах местного хозяйства показывается, как используются земли, водоемы и леса, какие применяются меры в целях их сохранения[9, с.44].
Основными для совершенствования экологического воспитания младших школьников на основе краеведческой работы являются следующие педагогические условия: четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности учащихся, сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников, экологическая культура учителя; использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе, усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников, совокупность учебных заданий краеведческого характера; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.
Знакомство с профессиями людей, заботящихся об охране природы (санитарный врач, лесничий, лесник, егерь, охотовед и др.), с их постоянными обязанностями и хлопотами подводит ребят к мысли о том, что каждый школьник и взрослый обязан оказывать им посильную помощь и содействие,
Важны положительные примеры учителя и взрослых, которые активно влияют на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе[12, с.33].
Обсуждение
с учащимися последствий
Таким образом, для получения
наилучших результатов по формирова
нию экологической воспитанности
учащихся начальной школы целесообраз
но включать их в разнообразные виды эколого-краеведческой
деятельности:
познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, художественно-эстетическую,
трудовую природоохранную[18, с.22].
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического воспитания
Содержание курса «Человек и мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе[10, с.3].
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями; уход за животными живого уголка и т. д[19, с.1].
Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:
В связи с особенностями
содержания курса «Человек и мир»,
задачами, решаемыми в учебно-
Главная форма организации обучения в школе – урок.
Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, составляющих содержание курса «Человек и мир», а также формирование и развитие как общеучебных, так и специальных умений и навыков по наблюдению за объектами природы, постановке простейших опытов с ними.
На уроках Человек и мир также решаются задачи воспитания и всестороннего развития личности младших школьников.
На уроках учитель использует словесные, наглядные, практические методы обучения, разнообразные наглядные средства для формирования прочных, осознанных знаний о неживой и живой природе, о растениях и животных нашей Родины.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естесственных или искусственно созданных условиях[6, с.130].
Экскурсии по курсу «Человек и мир» имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.
Экскурсии по курсу «Человек и мир» бывают:
На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения.
Текущие экскурсии предполагает знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе.
Обобщающие экскурсии
Эффективность экскурсий зависит от подготовки к ним.
На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии — формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.
К экскурсиям необходимо тщательно готовиться: четко определить ее цель, воспитательные задачи, заранее наметить маршрут, выявить представления детей об объектах, за которыми на экскурсии будет организовано наблюдение, определить объем и последовательность наблюдений[9, с.34].
При подготовке детей к восприятию материала учитель объясняет цель экскурсии, стремится заинтересовать учащихся вопросами, на которые они должны получить ответ. Для каждой экскурсии чаще всего определяется основная и сопутствующая цель. Так, при наблюдении за сезонными изменениями в жизни растений организуются наблюдения и за изменениями в жизни животных, трудом людей. При проведении экскурсии по городу (селу) учащиеся не только знакомятся с предприятиями и культурно-просветительными учреждениями, но и закрепляют правила дорожного движения.
Во время экскурсии непременно обращается внимание детей на то, что человек живет в природной среде и оказывает на нее влияние. При этом не только констатируется, какой труд выполняет человек, но и уделяется большое внимание формированию ответственности за порученное дело, чувству товарищества и взаимовыручки.
Учитель при
любой возможности
Если урок проводится в классе, желательно для закрепления полученных знаний или для объяснения нового материала планировать целевые прогулки. Целевая прогулка проводится с одной узкоочерченной целью. Так, например, после изучения в классе темы «Что такое природа» для формирования умения выделять предметы природы проводится целевая прогулка на школьный двор.
Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются.
Внеурочная домашняя работа – это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя дома: практических и по учебнику (а также по другим книгам), связанных с уроками.