Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоритическая разработка методологических подходов к формированию экологических понятий при изучении младшими школьниками курса «Человек и мир».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность понятия «Экологическое воспитание» как педагогического явления;
определить возможности курса «Человек и мир» в экологическом воспитании младших школьников;
проследить, как использование экологических понятий в процессе преподавания курса «Человек и мир» формирует у младших школьников основы экологической культуры;
проанализировать учебники и программу по данной теме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Экологическое воспитание учащихся как педагогическая
проблема…………………………………………………………………..6
1.2. Основные условия эффективности экологического
воспитания младших школьников…………………………………….10
1.3. Содержание, организационные формы и методы экологического
воспитания……………………………………………………………...13
Выводы по первой главе…………………………………………………….27
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»….29
2.2. Экологическое воспитание во 2 классе по курсу «Человек и мир»...32
2.3. Экологическое воспитание в 3 классе по курсу «Человек и мир»….37
Выводы по второй главе…………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..45
На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей[11, с.12].
Одновременно с изучением
Начальный этап построения
воспитательного процесса характеризуется
прежде всего вовлечением учащихся
в предметно-преобразующую деят
Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
На материале труда
по уходу за просеками, участие в
уборке урожая, в посадке лесопарков
выявилась необходимость
Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.
На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием[18, с.6].
Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой[1, с.5].
Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.
Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:
Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений[13, с.2].
Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».
Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.
Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе[4, с.33].
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе[19, с.33].
Выводы по первой главе:
В данной главе я попыталась раскрыть некоторые важные на мой взгляд вопросы экологических основ организации, форм и методов воспитательной работы с младшими школьниками. Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний[12, с.2].
Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.
Конкретное содержание воспитательного процесса на данном этапе развития личности должно учитывать специфические для данного периода движущие силы развития ребёнка и формирующиеся особенности его личности. Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства[1, с.4].
Для успеха необходимо выполнение следующих условий:
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1. Экологическое воспитание в 1 классе по курсу «Человек и мир»
«Человек и мир как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания младших школьников. Образовательные задачи определены содержанием программы по курсу «Человек и мир» в свете требований школьной реформы. Одной из основных задач этого курса является формирование у младших школьников основ экологической культуры. Известно, что человек, обладающий экологической культурой, все виды деятельности в природе подчиняет законам рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды. Состояние окружающей среды позволяет заметить, что нынешнее поколение людей обладает недостаточно высоким уровнем экологической культуры. Поэтому в решении этой задачи уже с 1 класса отводится особая роль.
Разумеется, что экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. В начальной школе речь идет о формировании у младших школьников элементов экологической культуры.
Но чтобы понять, что в природе все взаимосвязано, что природа – величайшая ценность на Земле, учащиеся уже с 1 класса должны получать научно-достоверные фактические знания об окружающих их объектах и явлениях неживой природы.
Отвечая на вопросы «Почему птицы улетают в теплые края?», «Почему одни звери на зиму впадают в спячку, а другие ведут активный образ жизни?», учащиеся убеждаются в том, что в природе все взаимосвязано и что изменения в живой природе являются приспособлением к условиям существования (к изменениям в неживой природе). Таким образом, уже у шестилеток формируются элементы экологических знаний.
Акцентируется внимание на развитии у учащихся представления о том, что человек — неотъемлемая часть природы и общества. Уже с 1 класса закладываются основы знаний о стране, в которой живут дети, ее названии, красоте и неповторимости природы своей Родины, родного уголка, воплощающего в себе живой образ Отечества.
Экологическое воспитание учащихся осуществляется на каждом уроке и на каждом его этапе. При этом круг рассматриваемых экологических проблем связан с ценностями младших школьников и носит позитивный и практический характер. Изучение окружающего мира осуществляется непосредственно в нем: почти на каждом уроке можно выделить этап работы вне класса – это экскурсии, целевые прогулки, практические работы, наблюдения и т.д.
Формированию экологической культуры способствует также уяснение детьми всесторонней ценности природы. Уже в первом классе не следует подчеркивать и ставить на первое место материальную ценность природы, так как практика показала, что выпячивание материальной ценности природы способствует формированию у детей потребительского отношения к ней. Красной нитью через все содержание обучения и воспитания должен проходить гуманистический мотив охраны природы. Следует подчеркивать эстетическую, санитарно-гигиеническую, научно-познавательную ценность природы. При ознакомлении с любым объектом природы внимание детей обращается на его красоту и неповторимость. Ибо именно эстетическое восприятие природы формирует осознание обязанности человека — беречь эту красоту и неповторимость.
Таким образом, при обучении учащихся первых классов по данному курсу учителю следует руководствоваться выводом, сделанным в свое время В.А.Сухомлинским, о том, что первые прикосновения ума и чувства ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми, должны будить у детей самые добрые чувства, ибо доброта — это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому[4, с.22].
К концу учебного года учащиеся 1 классов должны иметь первоначальные представления:
К концу учебного года учащиеся 1 классов должны уметь: