Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

6. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.

7. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.

8. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

9. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

10. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Важно акцентировать внимание на то, что ознакомление детей с природой в школе требует постоянного непосредственного общения с ней.

Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития. В процессе его расширяется ориентация детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается соответствующее отношение к природе. Ознакомление детей с природой предлагает дать им соответствующий объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, воспитаниях интереса и любви к ней.

Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от естественного окружения школьного заведения, места и объекта наблюдения. А также от возраста детей и их опыта.

Условия воспитания позитивного обращения детей к естественной окружающей среде можно определить за такими составными, которые должны быть учтенные при разработке методики ознакомления детей с природой:

1.              Профессиональное мастерство учителя, его организаторские способности, собственный пример и отношение к природе.

2.              Организация поисково-исследовательской деятельности детей непосредственно в природе.

3.              Совместная и взаимодополняющая работа учителей и родителей.

4.              Искренние и дружные отношения в детском коллективе.

5.              Наличие базовых знаний в сфере природоведения и природоохранной деятельности, постоянное их пополнение, обобщение и систематизация.

6.              Удачный выбор и уместное применение произведений устного народного творчества, лирики, произведений изобразительного искусства, музыки.

7.              Учет индивидуальных особенностей детей, признание их собственного достоинства, преимущественно позитивная оценка и использование юмора для создания эмоционального комфорта ребенка.

 

 

 


Список использованных источников

1.                 Амбарцумян, В. В. Экологическое воспитание и образование как необходимые условия безопасности жизнедеятельности человека. [Текст] / В. В. Амбарцумян, К. В. Амбарцумян, А. Р. Абрамян, В. В. Амбарцумян ; Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности , МАНЭБ // Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. – 2000. – N 4 (28). – С. 9 – 11.

2.                 Бех І. Моральна самосвідомість особистості як предмет педагогічних зусиль В.О.Сухомлинського [Текст] // Рідна школа, 2005. – № 12. – С. 13-15.

3.                 Борисова, В. Н.  Воспитание гуманного, экологически грамотного гражданина своей родины (из опыта работы объеденения «Юные друзья природы») [Текст] : общественно-политическая литература / В.Н. Борисова. – В Н.:Состояние и пути совершенствования системы дополнительного образования и воспитания детей Калининградской области. – Калининград, 2003. – С. 130-133

4.                 Головачева   A.B., Ушакова М.М. Экологическое воспитание школьников и младших школьников. Методическое пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. –  48 с.

5.                 Гончарова С. М. Екологічне виховання – один з аспектів виховання самосвідомості в контексті гуманізації навчально-виховного Нцессу / С. М. Гончарова // Екологічний вісник. – 2003. – №56. – С.1314.

6.                 Григорьев, А.А. Экологические уроки прошлого и современность / А.А. Григорьев. – Л.: Наука, 1991. – 84 с.

7.                 Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М., 1981. – 218 с.

8.                 Конева, И. В. Экологическое образование и воспитание (тенденции развития) [Текст] / И. В. Конева // География и природные ресурсы. – 1998. – N 3. – С. 141 – 145. – Библиогр. : с. 144 – 145. . – ISSN 0206-1619

9.                 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

10.             Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения: сб. статей / под общ. Ред. В. Б. Петровича. – К.─ Одесса: Вища школа. – 1980. – 98 с.

11.             Потребич, А. В.  О непрерывном экологическом воспитании школьников [Текст] / А.В. Потребич. – В Н.:Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия видов. – Калининград, 2004. – С. 271-273. – (Секция 5. Экологическое образование)

12.             Пруцакова О. Л. Сучасна шкільна екологічна освіта і запити освіти сталого розвитку / О. Л. Пруцакова // Екологічний вісник. – 2006. – №6. – 2021.

13.             Радченко Т. Д. Сталий розвиток і екологічна освіта / Т. Д. Радченко // Доступність та неперервність екологічної освіти  вимога часу : всеукраїнська науковопрактична конференція. Закарпаття 4-7 липня 2004р. – Ужгород, 2005. – С. 1317

14.             Сухомлинський В.О. Вибрані твори: у 5 т. – К.: Радянська школа, 1976-1977.

15.             Сухомлинський В.О. Серце віддаю .дітям.— К.: Радянська школа, 1997.—Т. 3.—С.7-279.

16.             Тарасенко Г.С. Взаємозв’язок естетичної та екологічної підготовки вчителя в системі професійної освіти: Монографія / Г.С.Тарасенко.  Черкаси : “Вертикаль”, видавець П П Кандич С.Г., 2006.  308 с

17.             Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. – М., 1988. – Т. 11. – 481 с.

18.             Швед М. Екологічна едукація за кордоном і в Україні / М. Швед. – Львів : Вид. “світ”, 1997. – 106с.

19.             Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века») // Образование. – 1993. - № 44-45-46, декабрь.

20.             Конституция Украины. – М.: УПФ, 1996. – 48 с.

21.             Закон України про загальну середню освіту // Освіта України. – 1999. - №25. – С. 5-8.

22.             Environmental Education For Our Common Future: A Handbook For Teachers in Europe. – UNESCO: Norwegian University Press, 1991. – 98 p.

23.             UNEP. Environmental Education and Training:http://www.unep.org/dec/

 


Приложения

 

Приложение №1

Анкета для учеников по выявлению уровня экологической культуры

Необходимо дописать тезисы

1.      На выявление индивидуального смысла о природе, ее компонентах, взаимодействии человека и природы, экологических проблемах:

·        «Природа – это…»;

·        «Природа состоит из…»;

·        «Для меня природа…»;

·        «В жизни человека природа…»;

·        «Человек и природа…»;

·        «Современное состояние природы…»;

·        «Экологическими проблемами являются…»;

·        «Природа дает человеку…»;

·        «Экологические проблемы Украины…»;

·        «Решение экологических проблем зависит…»;

·        «Охранять природу – значит…»;

 

2.      На выявление отношения к природе, понимания многосторонней  ценности природы:

·        «Человек относится к природе…»;

·        «Я отношусь к природе…»;

·        «Я люблю природу за то, что…»;

·        «Я люблю бывать на природе…»;

·        «В природе мне нравится…»;

·        «Любить природу – значит…»;

·        «Природа дает мне…»;

·        «Мое отношение к природе…»;

·        «Основная ценность природы для меня состоит…»;

·        «Ценность природы для человека состоит в …»;

·        «Ценность природы для человека состоит в…»;

·        «Природа прекрасна…»;

·        «Общение с природой дает мне…».

 

3.      На выявление мотивов экологической деятельности, отношения к природе:

·        «Мое отношение к природе обусловлено…»;

·        «Я люблю природу, так как…»;

·        «Я люблю бывать на природе, потому, что…»;

·        «Я стараюсь не наносить вреда природе, так как…»;

·        «Когда я собираю ягоды и грибы в лесу, я думаю о…»;

·        «Когда я рву цветы на лугу, я не задумываюсь о …»;

·        «Когда я вижу, что кто-то ломает ветку на дереве, то…»;

·        «Я убежден, что человек должен относиться к природе…»;

·        «В существующих экологических проблемах виновен…».

 

4.      На выявление индивидуального смысла о экологической культуре человека, компонентах экологической культуры:

·        «Экологическая культура человека – это…»;

·        «Экологическая культура человека представляет »;

·        «Ответственно относиться к природе – это значит…»;

·        «Моя экологическая культура…»;

·        «Экологическая культура складывается…»;

·        «Знание человеком природы позволяет ему…»;

·          «Основными правилами поведения человека в природе являются…»;

·        «Проявляя заботу о природе, я умею…»;

·        «Свою деятельность по охране природы я оцениваю как…»;

·        «Моя деятельность по охране природы заключается в…».

 

Оценка результатов анкетирования

Низкий уровень (А) означает несформированность экологически значимых ценностных ориентаций, недостаточную убежденность в необходимости бережного отношения к природе, отсутствие установки на взаимовыгодное сотрудничество природы и общества, базирующейся на принципах гуманизма.

Средний уровень (Б) предполагает наличие убеждений, адекватных экологическим знаниям, взаимообусловленность экологических ценностных ориентаций и установок, которые, однако, не всегда реализуются в поступках.

Высокий уровень (В) характеризуется сформированностью системы убеждений, ценностных ориентаций и установок, побуждающих овладевать новыми экологическими знаниями и реализовывать их в деятельности, основанной на гуманном отношении человека к природе.

 


Приложение №2

Викторина «Знаем ли мы птиц»

1. Какую птицу называют лесным доктором? (дятел).

2. Чем дятел помогает мелким птичкам? (он выдалбливает дупла, где они устраивают гнёзда).

3. Из чего делают гнёзда ласточки? (они делают гнезда из глины и травинок).

4. У какой птицы на крыльях голубые пёрышки? (у сойки).

5. Название какой птицы «жалуется», что ему холодно? (зяблик)

6. Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (клесты, т.к. выкарм­ливают птенцов не насекомыми, а семенами хвойных деревьев).

7. Где устраивают гнёзда кулики: на дереве, в кустах или на земле? (на земле).

8. Какую букву надо взять 40 раз, чтобы получилось название птицы? (сорока)

9. Какие птицы зимой почуют под снегом? (глухари, тетерева, рябчики).

10. Какие птицы появляются у нас только зимой? (снегирь, свиристель).

11. Какие птицы в наших лесах самые маленькие? (королёк, крапивник).

12. Какая птица носит название крупы? (овсянка).

13. Название какой птицы, родственницы цапли, могут выговорить ля­гушки (кваква).

14. У какой птицы самое короткое название? (Чиж).

15. Перед какой погодой чайки выходят на сушу? (перед ненастьем).

16. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).

17. С каким явлением природы веской связан прилёт уток? (со вскрыти­ем рек ото льда).

18. Чьё гнездо напоминает собой беспорядочное нагромождение ве­ток? (сорочье гнездо).

19. К названию какой реки надо добавить букву, чтобы получилась пти­ца? (иволга)

20. Какая мелкая птица считается самой быстрой: стриж, мухоловка или зяблик? (стриж).


Приложение №3

Викторина «Природа и сказки»

1. Какую птицу больше всего любит Баба - Яга? (курицу, избушка на курьих ножках).

2. В какой сказке для блага героини нарушен естественный ход времени? (Двенадцать месяцев).

3. В какой сказке имеется несуществующее животное? Как оно называется? (Доктор Айболит, Тяни-Толкай).

4. В какой сказке нелетающее земноводное летает? (Лягушка -путешественница).

5. Вследствие экологической катастрофы домашнего масштаба вещи перестают слушаться хозяйку. Что это за сказка и катастрофа? («Федорино горе», мусор, грязь в доме).

6. В сказках часто упоминается ковёр - самолёт. А в каких сказках летают вещи, изготовленные руками человека? (Летучий корабль, Деревянный орёл).

7. Какая сказка ещё в XIX веке несла идею защиты ёлок (Андерсен, Ёлка).

8. Как называется животное из сказки Киплинга, которое обладает свой­ствами черепахи и ежа? (Броненосец).

9. Кто автор сказки «Голубая змейка», и бывают ли на самом деле голу­бые змеи? (П.Бажов, да, бывают - тропические древесные).

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"