Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Н. О. Ветлугина считает одним из условий позитивного эмоционального обращения детей к природе благоприятные взаимоотношения детей в коллективе [16]. Она рассказывает о педагогических исследованиях, которые показали, что детский коллектив засуживает детей неискренних, безразличных, которые показывают лишь искусственную заинтересованность объектом природы, пытаясь при этом понравиться учителю своей «эмоциональностью».

Потому организовывая наблюдение школьников за явлениями живой и неживой природы, учитель должен учитывать такие моменты:

1.              Природные явления постоянно развиваются и изменяются (еще вчера, например, дети миловались розовыми тюльпанами в цветнике, а сегодня цветы отцвели, потемнели и уже не вызывают эстетичных чувств).

2.              Природные явления взаимоувязаны и взаимообусловлены.

3.              Их развитие происходит в результате ряда количественных и качественных изменений.

4.              Каждое явление, приобретая развитие, не теряет своей сущности (например, дерево осенью, сбросив свои красивые листочки, не умерло, не потеряло для нас своей ценности, оно просто приготовилось для длинного зимнего сна).

5.              В каждом явлении нужно определить его основное направление.

6.              В процессе познания явлений природы через эмоциональное восприятие совершенствуется личность ребенка.

Неоценимая роль учителя в формировании первых эстетичных чувств, реалистичных представлений о естественной окружающей среде, первых природоохранных поступков и навыков. Потому что все первое воспринимается психикой ребенка, словно ложась  на чистый белый лист и становясь основой для формирования ее последующего жизненного опыта и мировоззрения. И если первые представления ребенка будут обозначены педагогической ошибкой, последующее усвоение ребенком знаний, умений и навыков будет искривленным, неполноценным или носить недоразвитый характер. А, как известно, переучивать намного тяжелее, чем учить.

Роль учителя в том, чтобы показать природу как могучий     познавательный фактор, как неисчерпаемый источник активных впечатлений, радостных переживаний и глубоких чувств. Без этого невозможное гармоничное развитие личности. Учить замечать прекрасное вокруг, находить в природе то, что изображается в поэтическом произведении, отвечает определенному музыкальному настроению или сюжету картины художника, - чрезвычайно важное задание для учителя. Настоящую цену учителю составляет его умение соединять, синтезировать все виды деятельности, все средства художественного влияния таким образом, чтобы учеба для ребенка стала для нее удовольствием, а труд перерос в потребность охранять, преумножать естественные богатства.

Вывод по I главе:

Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной и которой достаточное оказывают внимание  в научной и методической литературе. В современной школе производится поиск путей по формированию экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочное время. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Следовательно, анализ философской, психолого-педагогической научной литературы свидетельствует, что вопрос экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры привлекал внимание многих ученых разных стран. Большинство зарубежных и отечественных ученых констатируют неотложную потребность в формировании экологической культуры. Чтобы способствовать экологическому воспитанию учеников, необходимо в высших учебных заведениях создать эффективную экологическую систему подготовки учителя.

 


2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"

2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом

С момента своего возникновения и до настоящего времени экологическое образование (Environmental Education) в странах Западной Европы и США всегда рассматривалось и рассматривается до сих пор как чрезвычайно актуальная социальная проблема, призванная не только способствовать решению многочисленных экологических кризисов, но и внести существенно важный вклад в воспитание и развитие личности ребенка, в формирование у широких слоев населения гуманного и ответственного отношения к окружающей природной среде.

Практически все государства Западной Европы и США в определении целей и задач экологического образования (Environmental Education) строго и последовательно исходят их положений Стокгольмской (1972 г.), Белградской (1975 г.) и Тбилисской международных конференций (1977 г.), делая акцент на формировании у учащихся ответственного отношения к природе посредством привлечения их к практике решения доступных для них локальных экологических проблем.

Реальная же практика экологического образования в странах Западной Европы и США в значительной мере зависит от состояния качества природной среды, от методов и приемов научно-экологических исследований,  от уровня  социально-экономического  и  культурного развития общества, а также от множества частных социально-педагогических факторов и условий.

Для большинства стран Западной Европы чрезвычайную значимость имеет The Community's Second Action Programme (1978-1983 гг.), документ, провозглашающих систему руководящих принципов во взаимодействии со средой, способных предотвратить ее деградацию и загрязнение. Важнейшими из этих принципов являются:

1.Во взаимодействии с природной средой предотвращение лучше, чем «лечение».

2.Любые формы эксплуатации природных ресурсов и окружающей среды в целом, нарушающие экологический баланс, должны быть устранены.

3.Загрязнитель платит: расходы, использованные на ликвидацию последствий загрязнения, должны быть оплачены загрязнителем.

4. Защита природной среды есть дело каждого человека.

Большинство развитых стран Западной Европы и США придают решающее значение именно глобальному измерению окружающей среды. Общеобразовательные школы европейских стран принимают активное участи в таких «проектах без границ», как «Северное море», «Балтийское море», «Бассейн Средиземного моря», «Охрана озонного слоя Земли» и др. В большинстве развитых стран существует ясное понимание того, что будущее человечества зависит от тех конкретных локальных и глобальных действий, которые сегодня направлены на охрану окружающей природной среды. Более того, в наши дни понятие «окружающая среда» все более однозначно связывается с понятием «устойчивое развитие». Особенно ярко эта тенденция проявляется в научной и педагогической литературе таких стран, как Великобритания, Финляндия, Швеция, Дания, США и Канада.

Остановимся более подробно на анализе национальных систем экологического образования стран Западной Европы и США.

В 1992 г. Министерство образования Австрии впервые специальной статьей профинансировало вопросы экологического образования. Цель этой акции заключалась в том, чтобы поддержать развитие специальных образовательных программ посредством выделения финансовой помощи школьным экологическим проектам и опубликования их результатов. Только в одном 1993-1994 учебном году более 180 экологических проектов были реализованы в Австрийских школах.

Основными видами деятельности этой группы являются:

1)организация специальных школьных проектов (например, «Школьный сад», «История окружающей среды», «Экология в школе», «Экологическая мастерская», «Творчество для природы»),

2)проведение природоохранительных акций (например, «Озон», «Альпийская деятельность»);

3)разработка специальных учебных пособий и различных дидактических материалов;

4)организация семинаров для педагогов-экологов, а также курсов переподготовки для всех специалистов, принимающих участие в экологическом образовании детей;

5)издание газет и журналов по вопросам экологического образования;

6)разработка специальных эколого-образовательных программ типа «Окружающая среда, школа и общественность»;

7)создание общегосударственного банка данных по вопросам экологического образования;

8)осуществлении координационных функций;

9)консультирование учителей, а также всех других категорий граждан, желающих участвовать в школьных и внешкольных видах эколого-образовательной деятельности, а также в различных проектах, связанных с экологическим образованием детей.

По следам многих экологических проблем, которые имели место в Европе, в том числе в Дании в конце 60-х - начале 70-х годов, многие датские учителя стали рассказывать детям о том, что человек часто  негативно  воздействует  на  окружающую  природную  среду, вызывая ее загрязнение, уничтожение видов животных и растений и т.д. Школьные учителя при этом подчеркивали важность строгого учета тех реальных взаимодействий, которые существуют в окружающей природной среде. Дания вместе со Скандинавскими странами постоянно участвует во многих международных проектах на основе долгосрочного сотрудничества, которое включает в себя также проведение большого Северного Симпозиума (1 раз в 2 года). Один из крупных проектов называется «Образование в области окружающей среды в Скандинавии». В этом проекте принимают участие по 50 школ из каждой из участвующих стран. В Дании экологическое образование, особенно в начальной школе, соотносится с естественнонаучным, социологическим и гуманитарным подходами. Датские педагоги убеждены, что знания сами по себе недостаточны и они должны быть составной частью системы ценностей, составным компонентом некого экологического кода современной экологической этики. В то же время знания должны быть предметом рассмотрения в более широком социологическом контексте, служить основой будущих действий в окружающей среде.

В 1994 г. в Ирландии был опубликован специальный отчет о состоянии образования в области окружающей природной среды в стране, который дает общее представление об основных принципах и тенденциях ирландской системы экологического образования, приводит некоторые важные рекомендации по вопросам формирования бережного отношения к природе у учащихся младших, средних и старших классов, обосновывает систему подготовки и переподготовки учителей в плане решения ими эколого-образовательных задач. Наличие прочных связей между учителями, учениками, экологическими центрами и общественными организациями рассматривается сегодня как важное условие эффективного экологического образования.

Важнейшие задачи немецкой системы экологического образования заключаются в том, чтобы повысить представления и знания молодых людей об окружающей среде, развить их готовность защищать природу, сформировать у подрастающих поколений модели  экологически ответственного поведения. В решение этих задач решающий вклад должны внести общеобразовательные школы. В школьном экологическом образовании Германии основной упор делается на раскрытии взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование отталкивается от человека, так как именно человек является причиной катастрофического загрязнения среды.

Экологическое образование в Греции должно соответствовать следующим требованиям:

1)обеспечивать понимание не только факта реального существования экологических проблем, но и осознание того, что они являются результатом взаимодействия многих финансовых, социальных, политических и экономических причин, причем как в городских, так и в сельских районах;

2)давать каждому ученику возможность приобрести знания, чувство ценности природы, отношения, активный интерес, а также умения и навыки, необходимые для защиты и оптимизации местной природной среды;

3)мотивировать отдельных граждан, социальные группы и общество в целом принять новые модели поведения, позволяющие лучше управлять окружающей средой.

Принципиально важная особенность греческой модели экологического образования состоит в подчеркивании того, что цель данного вида образования заключается в необходимости проявления отдельными гражданами и обществом в целом ответственного отношения к природе, что может быть достигнуто только через перемены в поведенческих моделях каждого человека.

По утверждению шведских экспертов, цель экологического образования состоит в том, чтобы информировать общественность и формировать общественное мнение и посредством этого вносить вклад в   устойчивое    развитие   общества.    При    этом    подчеркивается принципиально важное значение морально-этического аспекта экологического образования.

Согласно Национальной программе образования Соединенного Королевства, школы должны выполнять следующие социально важные задачи:

-давать всем школьникам возможность приобрести знания, ценности, отношения, опыт принятия решений, умения и навыки, необходимые для защиты и улучшения природной среды;

-поддерживать школьников в их стремлении наблюдать природу и исследовать окружающую среду с различных точек зрения (физической, географической, биологической, социологической, экономической, политической, технологической, исторической, эстетической, этической и духовной);

-пробуждать естественное любопытство детей в вопросах окружающей среды, а также их стремление принять практической участие в решении реальных экологических проблем.

В Италии цель экологического образования состоит в том, чтобы воспитать молодое поколение граждан, заинтересованных в решении проблем, связанных с 1) природной (физической) средой; культурно-исторической средой; 3) качеством жизни и 4)природными ресурсами.

Франция подчеркивает важность приобретения учащейся молодежью экологических знаний, особенно, научных экологических понятий, необходимых для понимания биофизических, экономических и социальных механизмов функционирования окружающей среды, отмечает, что уважение окружающей среды также означает уважение других людей.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"