Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа
Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения
II. Открытие в мире растений и животных. Что у растений есть? Чем они интересны? Зачем нужные растения? Особенности жизни животных: кто живет в лесу, реке, болоте, озере, море, на деревьях, в комнате и т.д.
III. Красный, желтый, зеленый. Учимся придерживаться правил дорожного движения, правилам поведения на проезжей части дороге, тротуаре. Дидактичные игры по закреплению умений.
ІV. Где мы бывали, что мы видели. Учимся оформлять свои наблюдения: рисунки, аппликация. При создании аппликации используем засушенные листья, цветы, веточки, семена и т.д. – собранные во время экскурсий и прогулок.
2.3.2 Методика походов и экскурсий, естествоведов, для детей 2-го класса
Цель: Развивать и поощрять стремление детей к установлению связи между изменениями в жизни растительного и живого мира и состоянием погоды.
Задание:
1. Формировать знание о приспособлении растений и животных к условиям среды незаселенного, адаптации к изменению времен года.
2. Последующее знакомство с разнообразием растительного и животного мира своего края, с красотой природы родного края.
3. Развивать навыки и умения ориентирования в пространстве, правила поведения в окружающей среде и с живыми объектами.
Форма проведения занятий: беседа с использованием иллюстраций; наблюдения, экскурсии, игры (подвижные, дидактичные: головоломки, “Кто это?”, “Что это?”, разрезные и объемные головоломки и т.д.).
Образцовая структура прогулки-похода.
1. Сбор и движение к первому привалу (15-35 минут).
2. Остановка, привал (10-20 минут). Деятельность, естествоведа.
3. Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
4. Самостоятельная деятельность детей согласно заданий учителя (15-20 минут).
5. Обсуждение с детьми или нравится им проводить уроки на природе (5 минут).
6. Сбор детей и возвращение к школе (15-35 минут).
Программу походов и прогулок можно разбить на следующие учебно-учительные блоки, акцентируя внимание детей на наблюдение за окружающей средой:
2. День и ночь, зима и лето. Почему происходит их изменение. Явления природы, связанные с сезонами и временами года. Явления природы: радуга, тучи, туман, гроза и т.д. Календарь природы и метеорологические наблюдения, какие ученики могут заполнять сами в виде рисунков на основании наблюдений во время прогулок. Находясь в парке или на приусадебном участке, обратите внимание детей на состояние растительности. Почему осенью вянут растения на огороде, на цветнике? Почему опадают листья? Пусть обо всем этом расскажут вам дети.
II. “Что, где растет и кто, где живет?” – о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах природопользования: сбор дикорастущих растений и грибов, обращение с дикими животными. Особенности среды незаселенной и строения растений аквариума, болота, реки, леса, пустыни и т.д. Находясь вместе с детьми на прогулке, пронаблюдайте, что ищут в траве птицы? Почему бабочки летают возле цветов? Что они делают? Выводы сделайте вместе с детьми: всем животным нужная еда, ведь они живые существа. Возвращаясь к школе, обратите внимание детей на то, чем занятые птицы? Где они живут? Чем питаются? Какую пользу приносят?
III. Вот моя улица – вот мой дом. Игры с планом двора, детского сада, микрорайона: “Идем в магазин за хлебом”. “Вот моя улица – вот и мой дом”, “Я иду в детский сад” и др.
ІV. Доброе дело именно себя хвалит. Школьники – друзья природы, участие их в выращивании и сборе фруктов, овощей. Разведении цветников и клумб, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для птиц, уборке парков от листьев. Правила сбора материала, гербария, изготовления гербария. Заготовка естественного материала для творческих занятий. Беспокойство и охрана животных: ограждает муравейников, построение домов для птиц.
V. Наши новые открытия. Изучаем природу во время экскурсий, прогулок, при посещении выставок и музеев. Оформление своих наблюдений в виде рисунков, гербариев с использованием собранного материала. Ведем календарь метеорологических наблюдений.
2.3.3 Методика походов и экскурсий, естествоведов, для детей третьего класса
Цель: Углублять естествоведов и формировать экологические знания, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задание:
1. Формировать знание о человеке как объект (части) природы и окружающего мира в целом.
2. Учить выделять новые качества и свойства естественных компонентов, устанавливать черты сходства и отличия между объектами живой природы.
Формы проведения занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов, наблюдения, экскурсии, игры (спортивные, подвижные, дидактичные: головоломки, “Кто это, что это?”, сюжетно-ролевые игры).
Образцовая структура прогулки-похода.
1. Сбор и движение к первому привалу (20-35 минут).
2. Остановка, привал (10-20 минут). Деятельность, естествоведа.
3. Комплекс игр и упражнений (25-35 минут).
4. Самостоятельная деятельность детей (20-25 минут).
5. Обсуждение с детьми впечатлений от экскурсии и их предложений относительно охраны природы (5-7 минут)
6. Сбор детей и возвращение к школе (20-35 минут).
Программу походов и прогулок можно разбить на следующие учебно-учительные блоки, акцентируя внимание детей на наблюдение за окружающей средой:
3. Условия жизни на Земле. Наблюдение по состоянию погоды. Грозовые явления природы (природные катастрофы). Катастрофы, которые возникают под воздействием хозяйственной деятельности человека. Почему происходит изменение дня и ночи, времен года. Знакомство с движением планет и их влиянием на жизнь.
II. Загадки в мире растений и животных. Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют продукт питания. Изменения растений в связи с изменением времени года. Разнообразие растений в экосистемах: щелочи, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и др. Находясь вместе с детьми в парке, полюбуйтесь его красотой, покормите белочку орешками. Акцентируйте внимание детей на том, что она живое существо и также хочет есть.
Поведение и привычки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Способы приспособления к среде незаселенного. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
III. Человек – загадка природы. Как я родился. Из чего я состою. Влияние состояния погоды, чистота атмосферного воздуха и воды на здоровье человека. Ядовитые растения и несъедобные грибы.
IV. Составление “Красной книги” родного края (растения, которые редко встречаются: купальница, ландыш, прострел, белая лилия и т.д.). Правила сбора растений для гербария; изготовление гербария. Беспокойство о растениях и животных, ботаниках, охотниках, лесниках, зоологах. Организация отдыха на природе, особенные места для отдыха, нормы и правила поведения на природе.
V. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Откуда мы узнаем о природе: наши любимые книги и сказки о природе. Оформления своих наблюдений в виде рисунков, гербариев, аппликаций с использованием собранного материала. Возможно заполнение календарей, которые отображают состояние природы во время прогулок или написания произведений.
2.3.4 Методика походов и экскурсий, естествоведов, для детей 4-го класса
Цель: Расширять и закреплять знание детей о природе как целостную взаимосвязанную систему, формировать экологические знания и умения рационального природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задание:
1. Формировать знание о человеке как особенном объекте природы.
2. Заинтересовать детей в поиске противоречия между теми, что является опытом и снова полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “открытий”.
Формы проведения занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры-соревнования “Кто больше назовет.!”, и “Кто быстрее” и др., дидактичные: многообразные головоломки, конкурсы; сюжетно-ролевые игры). Практические занятия в помещении и на местности.
Образцовая структура прогулки-похода.
1. Сбор и движение к первому привалу (25-35 минут).
2. Остановка, привал (10-20 минут). Деятельность, естествоведа.
3. Комплекс игр и упражнений (25-35 минут).
4. Самостоятельная деятельность детей (20-25 минут). Сбор гербариев, природоохранная деятельность, уборка территории, взрыва растений и др.
5. Выполнение задания учителя, например, рассказать стихотворения наизусть о временах года, животных или природе из школьной программы прошлых классов (10 хв.).
6. Сбор детей и возвращение к школе (25-35 минут).
Программу походов и прогулок можно разбить на следующие учебно-учительные блоки, акцентируя внимание детей на наблюдение за окружающей средой:
4. Удивительный мир растений и животных. Разнообразие растений в связи с грунтово-климатическими условиями. Растения родного края. Виды млекопитающих, которые ползают, земноводных, рыб, птиц, насекомых. Развитие животных до и после рождение.
Находясь с ребенком на прогулке в парке, попросите ее рассказать, почему зимой растения «спят»? С чем это связано? О зависимостях, которые существуют между неживой природой и живой, дети уже знают.
II. Правила поведения при передвижении в городе (поселке, селе), в лесу, у реки; спуске и подъеме по склону.
ІІІ. С голубого ручейка начинается река. Территории, которые охраняются, зачем они нужны. “Красная книга”: редкие и исчезающие виды растений и животных. Правильно ли мы делаем – осушение болот, выруб леса, сводки дамб, городские свалки – причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы – это здравоохранение!
В теплый осенний день, находясь с детьми возле водоема, обратите внимание детей, какая вода в ней – чистая или грязная? Кто живет в водоеме? Обратите внимание детей на то, что и растениям, и животным, и птицам, как и людям, вода нужна чистая. Предложите детям провести небольшой опыт: где лучше дышится – на улице, возле дороги, в ли парке? Помогите детям сделать правильный вывод.
ІV. Участие учеников в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров” – возобновление мест старых костров, ограждение муравейников и молодых деревьев, уборка территории и т.д.
V. Оформления своих наблюдений в виде рисунков, гербариев, аппликаций с использованием собранного материала. Проведение конкурсов экологического рисунку, экологической сказки, придуманной детьми, стихотворений о природе, экологических произведений.
Выводы по II главе:
1. Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
2. Внеклассная работа в виде экскурсий формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
3. В процессе работы по заданной теме мы предлагаем тематику занятий экологическому воспитанию, адаптированные под различные формы проведения, а также методику проведения экскурсий для 1-4 классов.
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стало составить систему работы по экологическому воспитанию младших школьников на уроках природоведения, дополняя материал действующего учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
5. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"