Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:52, отчет по практике
Цель практики: развитие исследовательской компетентности в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Задачи практики:
1. Систематизировать знания о специфике, современных технологиях организации педагогического процесса в начальной школе.
2. Развивать умения осуществлять диагностику проблем воспитания детей младшего школьного возраста.
Введение 3
1. Характеристика объекта исследования 4
2. Анализ устава образовательного учреждения 8
3. Анализ документации базового образовательного учреждения 16
3.1. Программа воспитательной работы образовательного учреждения 16
3.2. План воспитательной работы классного руководителя 18
4. Работа с учащимися начальной школы 21
4.1. Учебно-воспитательная работа 21
4.2. Учебная деятельность 31
4.3. Проведение тематических уроков 48
Заключение 64
Приложения 68
− деления слов на слоги и переноса слов;
− правильного написания слов с буквой Й;
− обозначения мягкости согласных на письме;
− написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
− употребления прописной буквы в именах собственных;
− работы со словарем (использование алфавита);
− каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
− письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Литературное чтение
Назовите основные типы вопросов и заданий, встречающихся в учебниках по литературному чтению и рабочих тетрадях. На формирование каких умений и навыков работы с текстом они направлены?
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе стандарта начального общего образования по литературному чтению, программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (Приложение 3)
Содержание программы:
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у
детей интерес к словесному творчеству
и к чтению художественных произведений.
Оказывает большое
Цели обучения:
− изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
− развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
− овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
−воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
− развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
− учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
− формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
− развивать поэтический слух,
− формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
− обогащать чувственный опыт ребенка,
− формировать эстетическое отношение ребенка к жизни,
− расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
− обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к
Учебно-методический комплект, реализующий
программу «Литературное
− учебник «Родная речь» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
− книгу для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» для 2-4 классов.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
− развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
− учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
− формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
− развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
− формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
− обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
− формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
− обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
− расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
− обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
− работать с различными типами текстов;
− создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
4.3. Проведение тематических уроков
Русский язык. Тема: Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».
Для составления рассказа вниманию детей предлагается просмотр презентации по заданной теме.
Литературное чтение. Тема урока: «Народная мораль в характере главных героев Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»»
Тема: «Истоки семейного воспитания на примерах поведения
литературных героев.
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».
Проблема урока: зависимость взаимоотношений в семье от выполнения каждым из его членов своих обязанностей.
Цели:
− познакомить учащихся с биографией и произведениями Л.Н.Толстого;
− на примерах поступков героев произведения «Старый дед и внучек» уточнить представления детей об обязанностях членов семьи друг перед другом;
− научить детей анализировать, какие примеры поведения являются отрицательными, а какие достойны подражания и определить, как должны вести себя члены семьи, чтобы в ней всем было комфортно;
− учить детей находить главные мысли в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику мышления, аналитико-синтетические навыки, умение самостоятельно делать выводы, их высказывать и обосновывать;
− при работе в группах воспитывать коммуникативность, взаимоуважение, доброжелательность; во время рассуждений на уроке прийти к выводу, что без любви, заботы и уважения не может быть крепкой семьи.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
№ |
Ход урока |
Анализ урока | |||
I. II.
III. 1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
IV.
1)
2)
3)
4)
V. 1)
2)
3)
VI.
VII
VIII |
Организация класса. Постановка темы и цели урока. -Ребята, внимательно посмотрите
на доску. Это шифровка, рядом
дан ключ, который поможет вам
в ее разгадке. Подумайте и
скажите, что здесь ( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ VOVOVO )
Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой».
-Правильно, здесь зашифровано
имя, отчество и фамилия Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого».
-Сегодня мы познакомимся с басней «Старый дед и внучек». -А что такое басня?
Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».
-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.
-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы: (открываю записи на доске) Я почувствовал … Я задумался … Я понял…
Изучение нового материала. Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации. -Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы.
Слайд 1. На экране вопросы:
-Прочитайте вопросы про себя. -Прочитайте вопросы вслух по цепочке.
Слайд 2,3. -Перед вами портрет
Л.Н.Толстого, который родился в
1828 году, почти 200 лет назад. Он
прожил долгую жизнь и написал
много книг для детей и Слайд 4,5. -Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился. Слайд 6. -Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. Слайд 7. -В соседней деревне
он устроил школу для бедных
детей и стал учить их по
учебникам, которые сам Слайд 2. -В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
Проверка восприятия материала. Слайд 1 (с вопросами). -Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: « Где жил Л.Н.Толстой? Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».
-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.
Ответы уч –ся: «Каким он был человеком? Он был трудолюбивым, добрым умным человеком».
-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей? Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .
-Прочитайте последний вопрос,ответьте на него.
Ответы уч-ся: «О чем он писал в своих рассказах для детей? В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».
-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.
Актуализация знаний учащихся. -Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания
Слайд 8 .
-Посмотрите на экран. У кого не так? -Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут». -Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? Ответы уч – ся: «Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься». -Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл. Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.» -Какой темой объединены эти пословицы? Ответы уч-ся: «Все три пословицы о семье». Физкультминутка. Дружно маме помогаем- Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полоскаем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. Словарная работа. -Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется. Дома Лаврентьева Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение.
(Карточка со словом вывешивается на доску) Ответ Дианы: «Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости». Первичное восприятие текста. Рефлексия. -Послушайте басню Л.Н. Я почувствовал … Я задумался … Проверка первичного восприятия текста. -Продолжи первое предложение, написанное на доске. Ответы уч-ся: « Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко». -Продолжи второе предложение. Ответы уч-ся: «Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.» -Я согласна с вами.
У меня это произведение Структурный анализ текста. Чтение басни про себя. -Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить? Чтение басни вслух по цепочке. Чтение и анализ I части. - На сколько частей можно разделить басню?Докажи. Ответы уч-ся: «Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей». -Прочитайте первую часть басни. -Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол? Ответы уч-ся: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой». -Что случилось во время обеда за печкой? Ответы уч-ся: «Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее». -А почему дед уронил и разбил чашку? Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел». -Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой? Ответы уч-ся: «Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке». -Правильно ли поступила невестка? Почему? Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку». Чтение и анализ II части. -Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни. -Зачем Миша делал лохань? Ответы уч-ся: «Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми». -Прочитай, почему родители Миши заплакали? Ответы уч-ся: «Им стало стыдно за то, что они так обижали старика». - Как после этой истории стали относиться к дедушке? Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним». Логический анализ текста. Определение поучения басни. -Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит? Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям». -Какова идея этого произведения? Ответы уч-ся: «Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя». Определение актуальности басни «Старый дед и внучек» -Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время? -Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей
домашнего задания я попрошу
вас написать рассказ о своей
семье, о том, как вы Выбор пословицы для определения идеи басни. Слайд 8.
-Посмотрите на экран.
Здесь пословицы, которые мы
с вами составили в начале
урока. Возьмите веера, и (Дети показывают №1). -Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором. Сравнение
басен И.А.Крылова и Л.Н. -Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор? Ответы уч-ся: « И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей». -Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие? Ответы уч-ся: «В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме». -Что в них общего? Ответы уч-ся: «Все эти басни поучительные». Итог урока. Рефлексия. -С каким произведением познакомились на уроке? -Кто автор? -Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает? -Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка. Я понял … - Продолжите это предложение. Ответы детей: «Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу». Домашнее задание. Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту. Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию. |
Цель: активизировать уч-ся, создать рабочее настроение; развивать логичес- кое мышление.
Дети самостоятельно определяют тему урока.
Определение цели урока.
Создание проблемной ситуации.
Цели: познакомить с биографией Л.Н.Толстого; совершенствование навыков чтения.
Использование ИКТ.
Использую различные виды и способы чтения: экранное чтение, чтение про себя, чтение по цепочке.
Цели: закрепить материал; учить развернутым ответам на вопросы; совершенствование навыков чтения.
Фронтальная работа с уч-ся.
Комментирование и оценка чтения вопросов учителем.
Цели: проверить знание учащимися произведений малого фольклорного жанра; развивать умение обобщать, рассуждать; совершенствование навыков чтения.
Использование ИКТ.
Комментирование и оценка чтения учителем.
Фронтальная работа с учащимися.
Цель: сохранение здоровья учащихся. Содержание физкультминутки соответствует воспитательной цели урока.
Цели: обогащение словарного запаса учащихся; развитие умения пользоваться справочной литературой. Вид работы: индивидуальное
задание с предварительной
Цель:обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Используется методика незаконченного предложения. Цель: выявление эмоционального отклика на произведение.
Цели: развивать умение анализировать прочитанное произведение; совершенствование навыков чтения. Цели: формировать умение делить текст на смысловые части; учить находить нужный отрывок в тексте по вопросам; совершенствование навыков чтения, речи.
Комментирование и оценивание чтения учителем.
Использование приема выборочного чтения.
Цели: развитие речи, навыков чтения. Комментирование и оценивание чтения учителем.
Использование приема выборочного чтения.
Цель: учить находить главную мысль в тексте, мораль; развитие речи уч-ся.
Цель: установить взаимосвязь прочитанного с окружающим миром; развитие речи. Использование личного опыта учащихся.
Цель: развивать умение соотносить смысл пословицы с определенной жизненной ситуацией.
Использование ИТК.
Цель: формировать умение сравнивать разные произведения одного жанра.
Цель:проверить уровень осознанности восприятия учебного материала и смысла прочитанного произведения. Использование методики незаконченного предложения.
Цель:закрепить воспитательное воздействие урока, используя личный опыт учащихся; развитие речи. |
Информация о работе Исследовательская практика в образовательном учреждении