Исследовательская практика в образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 04:52, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: развитие исследовательской компетентности в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Задачи практики:
1. Систематизировать знания о специфике, современных технологиях организации педагогического процесса в начальной школе.
2. Развивать умения осуществлять диагностику проблем воспитания детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика объекта исследования 4
2. Анализ устава образовательного учреждения 8
3. Анализ документации базового образовательного учреждения 16
3.1. Программа воспитательной работы образовательного учреждения 16
3.2. План воспитательной работы классного руководителя 18
4. Работа с учащимися начальной школы 21
4.1. Учебно-воспитательная работа 21
4.2. Учебная деятельность 31
4.3. Проведение тематических уроков 48
Заключение 64
Приложения 68

Работа содержит 1 файл

практика.docx

— 5.13 Мб (Скачать)

Основной языковой единицей курса  является предложение. В связи с  предложением изучаются другие единицы  языка.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Основные разделы программы:

«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».

Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:

Звуки речи. Гласные и согласные  звуки. Звонкие и глухие, мягкие и  твердые согласные звуки. Согласные  звуки парные и непарные по звонкости  и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных  в слове (дуб, сказка; просьба, молотьба). Чередование звуков в слове (свет − свеча − освещение; друг − дружба − друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме (дом − дома, дубы − дуб).

− Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи; логическое ударение; эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове: урааа! каррр!).

− Графика: «перевод слова звучащего в слово написанное».

− Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв.

Значение (назначение) буквы й и букв е, е, ю, я.

Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков).

Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие  и глухие согласные звуки.

Буквы, обозначающие мягкость согласных  звуков в слове (ь, е, е, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и].

Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (Илья, подъезд, воробьи).

− Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то), пробел (раздельное написание слов: в городе, ко мне, в шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка).

− Лексика

Слово и его значение. Словарное  богатство русского языка. Слова  однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

− Морфемика (состав слова)

Особенности морфемного строя русского языка (слова).

Корень, приставка, суффикс, окончание  как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.

Слова однокоренные и разные формы  одного и того же слова: сад — садовник, посадка, садик; сад − сада − саду − садом − о саде.

Смысловые, эмоциональные, изобразительные  возможности суффиксов и приставок (дом − домик − домище; заговорили − отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю.

− Морфология (части речи)

Слово, его номинативные и коммуникативные  функции.

Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак  предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.

Имя существительное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам (склонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.

Имя существительное как член предложения.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных.

Имя прилагательное как член предложения.

Личные местоимения. Значение и  употребление; склонение личных местоимений.

Личные местоимения как член предложения.

Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение  по лицам и числам в настоящем  и будущем времени; по родам и  числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.

Глагол как член предложения.

Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как  член предложения.

Предлог, союз. Роль (назначение) в  предложении (речи).

Синтаксис и пунктуация

Предложение как единица языка  и речи. Предложение − словосочетание − слово: их сходство и различия.

Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.

Порядок слов в предложении. Предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания — сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и ее значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли).

Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.

Прямая речь, обращение (общее знакомство).

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки  препинания в сложных предложениях (простейшие случаи).

Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор  соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).

Орфография

Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без  терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части − морфемы − сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных  в корне слова; правописание сочетаний  жи - ши; ча - ща; чу - щу; чк - чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных  и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.

Мягкий знак после шипящих в  конце имен существительных и  глаголов.

Употребление прописной буквы  в начале предложения, в именах собственных.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Чистописание

Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого  и быстрого письма. В задачи специальных  занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного  начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности  письма.

На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению  недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного  расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения  параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций  прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения  форм букв или их отдельных элементов  и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым.

Работа по каллиграфии содействует  нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного  отношения к выполнению любой  работы.

Программа предполагает взаимосвязанное  и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного  письма.

Речевое развитие:

− обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;

− способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное;

− развитие двух планов речи − внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.).

Воспроизведение или самостоятельное  создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических  текстов (с опорой на аналитические  планы).

Проверка и оценка усвоения программы. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения.

В текстах, предназначенных для  изложения во 2 классе, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15-20. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

В программе указано примерное  количество часов на изучение каждого  раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам  программы, опираясь на собственный  опыт и уровень подготовленности учащихся конкретного класса.

       В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:

− понимать – предложение – это основная единица речи;

− понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

− различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

− оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

− различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

− различать главные члены предложения;

− понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

− различать словосочетание и предложение;

− понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

− понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

− понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

− различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

− использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

− давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

− понимать назначение букв Е, Е, Ю, Я;

− различать деление слов на слоги и для переноса;

− понимать влияние ударения на смысл слова;

− различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;

− различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

− понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

− верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка  во 2 классе дети учатся использовать приобретенные знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

− выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;

− составления предложений на заданную тему;

− употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

− оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

− самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

− орфографической грамотности речи учащихся;

− проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;

Информация о работе Исследовательская практика в образовательном учреждении