Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.
При обучении грамоте рекомендуется использовать «Азбуку для дошкольников», составленную А. Н. Воскресенской, С. П. Редозубовым и А. Н. Янковской.
Фронтальные занятия
по произношению и по грамоте заканчиваются
к I июня. В июне проводятся только индивидуальные
и групповые занятия, на которых окончательно
.преодолеваются все оставшиеся недочеты
(речь, чтение, письмо).
ЗАНЯТИИ,
ПРИВОДИМЫЕ В ТРЕТЬЕМ
ПЕРИОде обучения
Произношение
К началу третьего периода непройденными остаются лишь, аффриката ч(т', ш'), мягкий длительный звук щ (ш'—ш') и дифференциация этих звуков от звуков с, с', т", ш.
Несмотря на
имевшее место большое
Примерное распределение занятий таково: звук ч — 2—3 занятия; дифференциация ч—т' — 2—3 занятия; дифференциация ч-с-с' — 2—3 занятия; дифференциация ч—с—с'—ц—т' — 2—3 пягия; звук щ — 2—3 занятия; дифференциация щ—ч — 2—3 занятия, дифференциация щ—ш — 2—3 занятия, дифференциация щ-ч-—с'—т' — 3—4 занятия.
Таким образом,
около полутора месяцев уходит на овладение
перечисленными звуками (примерно вторая
половина февраля и весь
март). В апреле — мае происходит окончательное
закрепление всех поставленных
звуков на сложном по структуре и видам
работы материале (составление предложений,
пересказ, составление рассказов.
Чтение и письмо
Одновременно
с изучением перечисленных
Знакомство детей с первыми буквами, как уже говорилось, относится к концу второго периода обучения.
К началу третьего периода дети оказываются знакомыми с четырьмя буквами (а, у, м, ш). В начале третьего периода планируются занятия на звук и букву р (звук р к этому времени закреплен в произношении и отдифференцирован от прочих звуков). Знание пяти букв уже дает возможность приступить к обучению чтению и самостоятельному письму.
Занятия по грамоте проводятся два раза в неделю. За неделю проходится по одной букве. На одном занятии логопед знакомит детей с буквой. На занятиях по письму (которые проводит воспитатель) дети пишут новую букву и слова с ней, как это указано в азбуке. На следующем занятии логопед осуществляет закрепление полученных знаний.
Кроме того, упражнения в чтении включаются во все занятия и произношению. На них отводится по 5—7 минут (см. занятие на звук ч и на дифференциацию ч—г'). С отдельными детьми, испытывающими те или иные затруднения, логопед занимается в часы индивидуальных занятий. Воспитатель организует выполнение заданий, которые дает логопед.
В результате многочисленных упражнений (первый и второй периоды обучения) в правильном произнесении звуков, анализе и синтезе звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением и самостоятельным письмом.
И все же решение новых задач требует от них значительных усилий.
В речевых группах рекомендуется научить детей слитно, без перебора букв, с четким и правильным произнесением каждого звука читать слоги в две и три буквы; слова в один, два, три слога,
состоящие из открытых и закрытых слогов (Шура, шар, Koшка, кусок, Тамара), предложения из этих слов. Складывать из букв разрезной азбуки и печатать слоги указанной сложности (с предварительным анализом) и простейшие предложения. Эти навыки дети усваивают во время изучения 14 букв (а, у, м, р, ш, п,ы,л, н, с, о, к, х, т) по книге «Азбука для дошкольников».
В это же время закрепляются знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет.
Дети усваивают практическим путем следующие правила правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.
Основным приемом
при овладении чтением слога
является чтение по следам анализа. При
этом слог или слово после предварительного
анализа складываются из букв разрезной
азбуки, а затем, непосредственно за разложением
слов на слоги и звуки, следует обратный
процесс — соединение звуков в слоги и
чтение слив по слогам. С самых первых
упражнений в чтении надо стремиться к
тому, чтобы ребенок читал слово по слогам
без перебора букв. Постепенно у детей
воспитывается навык одновременного восприятия
двух, а позднее трех букв. В воспитании
этого навыка большое значение имеет чтение
слогов. На первых порах обучения чтению
подбираются слоги, состоящие из согласного
со всеми пройденными гласными (ша,
шу, ша) или же псе пройденные согласные
сочетаются с гласными (ша,
ра, ма или шу, ру,
му). Постепенно зада усложняются: для
чтения начинают подбираться различные
ело например, ма, шу,
ар, ам и т. п. После чтения слогов они
в устной форме дополняются до слов.
По мере овладения детьми чтением слогов и слов необходимость в постоянном предварительном анализе постепенно отпадает. Теперь тщательному анализу подвергаются лишь отдельные наиболее трудные или новые по слоговой структуре слова и предложения.
Воспитание навыка чтения требует большого количества упражнений.
Кроме тех слогов и слов, которые складываются детьми из букв разрезной азбуки и азбуки для чтения, можно использовать рекомендуемые для школы таблицы, а также слоги и слова, а позднее предложения, написанные логопедом на доске.
Для индивидуальной работы могут применяться специальные бумажные ленты с написанными па них слогами или словами. Ленты протягиваются в прорезь, сделанную в картоне.
При обучении чтению с самых первых занятий необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово и предложение. С этой целью детей просят объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложения. Так, прочитав слово Маша, ребенок поясняет: «Это имя девочки” или составляет предложение, например: «Маша купает куклу». Прося ребенка объяснить слово, обучающий ни в коем случае не повтоpяет прочитанные ребенком слова или словосочетания. Ведь смысл вопроса заключается в том, чтобы проверить, понял ли ребенок прочитанное им самим слово.
Работа с разрезной азбукой играет роль не только в овладении чтением, но и широко используется при обучении детей самостоятельному письму. Кроме складывания после предварительного анализа и без него отдельных слогов, слов, а позднее предложений, применяются и другие приемы, способствующие овладению детьми звуковым составом слов. Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов. В результате замены или изменения количества букв дети образуют новые слова. При этом они могут производить цепи преобразований, например: Маша — Мира — Мура; — ура; каша — кашка — кошка — мошка — мушка — мышка т.п.
Внимание детей при этом обращается на то, что для образования нового слова в нем достаточно заменить один из звуков. При преобразовании слов логопед следит за тем, чтобы дети не складывали вновь каждое последующее слово, а заменяли только одну букву.
Аналогичные задания даются для самостоятельной работы. Так, например, после того как дети сложат слово Мура, им предлагается подумать, какое новое слово можно получить, изменив только однy букву (Шура, Мара, мука и т. п.).
Рекомендуется также использовать при работе с разрезной азбукой добавление недостающих букв в схеме под картиной, например, под рисунком, изображающим мак, дана схема этого слова в виде трех клеточек, в одной из них напечатана буква, надо добавить недостающие.
Схема может быть и без изображения предмета; в этом случае можно пропустить в схеме одну или две гласные буквы, одну согласную, слог.
Изготовление
карточек чрезвычайно просто; логопед
всегда может подготовить их к занятию
в нужном количестве с учётом индивидуальных
затруднений детей.
Для самостоятельной работы используется и такой прием: дети получают наборы из 3-4 букв и должны составить из них слова.
Для складывания слов из букв разрезной азбуки можно использовать вкладыши к азбуке, а также игры типа «Учись читать», где даны разнообразные картинки с изображенными под ними схемами.
Для самостоятельного составления слогов из слов и их прочтения применяются картонные ленты с написанными на них слогами или буквами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотной бумаги или картона. Протаскивая поочередно сначала одну, а потом другую ленту, ребенок должен сложить из разрезной азбуки получившиеся слова, пропустив бессмысленные сочетания.
Как уже
говорилось, в подавляющем большинстве
случаев никаких специфических
затруднений при овладении
Вместе с тем
следует отметить, что у некоторых детей
(несмотря на подготовительные графические
упражнения, которые велись с первых дней
обучения), хорошо анализирующих звуковой
состав слова, обнаруживается зеркальность
при самостоятельном письме или плохое
запоминание букв. В таких случаях логопед и воспитатели должны немедленно
принять меры — увеличить количество упражнений,
направленных на развитие пространственных представлений: письмо букв,
выкладывание их из палочек и т. п.
Планируя занятия по грамоте, логопед учитывает, что дети логопедических групп, приступая к обучению чтению и письму, уже ясно представляют себе, что слово, обозначающее то или иное понятие, может быть разложено на части (слоги и звуки), что части слова снова можно соединить вместе, чтобы получилось слово; они уже не затрудняются в членении предложений на слова и соединении слов в предложение. Кроме того, дети уже изучали все те звуки, с графическим изображением которых им теперь предстоит познакомиться. Поэтому планы занятий по грамоте несколько отличаются от тех, которые рекомендуются для детей, которые обучаются в семье и I классе массовой школы.
С самого начала обучения грамоте логопед имеет возможность предложить детям более сложные задания, касающиеся анализа звукового состава речи. Так на занятии, во время которого изучается звук ч (см. стр. 163), т. е. в тот период, когда дети познакомились только с первыми четырьмя буквами, им уже дается задание, требующее ясного представления о звуковом составе слов (подбор слов из данных звуков). На первом занятии, посвященном изучению звука и буквы р (см. стр. 165), дети вспоминают артикуляцию звука, дают ему характеристику, подбирают слова на этот звук, указывая при этом на место звука в слове, составляют предложения с oпределенным количеством слов. На втором занятии на тот же звук и букву (см. стр. 166) детям предлагается сложить слова не только после предварительного анализа, но и самостоятельно, а затем преобразовать слова путем замены букв.
Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников