Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Разрабатываемая
система обучения предусматривает
не только подготовку к обучению
грамоте, но также и овладение
детьми ее элементами. Однако обучение
грамоте начинается только после устных
упражнений (4,5 — 5 месяцев), имеющих в виду
овладение звуковым составом языка. За
это время изучаются почти все звуки peчи
и все основные дифференцировки (взрывные
— фрикативные, звонкие — глухие, свистящие
— шипящие, мягкие — твердые, плавные
— вибранты). Кроме того, дети овладевают
в определенном объеме анализом и синтезом
звукового состава речи. После такой
подготовки они легко и быстро овладевают
слоговым чтением и самостоятельным письмом.
Учитывая нередко наблюдаемую у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи в соответствии с требованиями программы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.
При разработке системы обучения учтено и относительное недоразвитие произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными, явилась наиболее благоприятной формой для развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен целый ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей внимания в широком смысле этого слова и внимания к звуковой стороне речи.
Многие считают, что материал, который усваивают дети на занятиях по произношению, сух и не интересен. Так это и бывает в тех случаях, когда работу над произношением сводят к механической тренировке произносительных навыков. Логопед и воспитатель могут сделать занятия по произношению интересными для детей. Для этого в первую очередь необходимо придать процессу овладения фонетической системой осознанный характер. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к звуковому составу языка. При нормальном речевом развитии, как отмечает А. Н. Гвоздев, «внимание ребенка нередко направлено в сторону произношения и... круг детских наблюдений в этой области довольно широк... и уже в раннем возрасте (от двух-трех лет), — помимо непосредственного подражания, начинает играть роль и сознательное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи; он сознает имеющиеся у него недостатки, нередко намеренно упражняется в усвоении нового звука»
У детей с недостатками речи желание научиться правильно произносить слова и входящие в них звуки особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе обучения произношению следует пробуждать познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известного напряжения задачи.
Развитию у детей интереса к занятиям и формированию потребности изучать звуковую сторону речи помогает использование различных игр и игровых приемов.
Однако
наряду с созданием внешней
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
II ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
На фронтальных занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе по единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.
Материал фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и групповых занятиях.
Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Первый и второй периоды обучения являются подготовительными к обучению грамоте В течение этого времени все упражнения, направленные на овладение звукопроизношением, теснейшим образом связаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (два раза в неделю). Формирование произношения на протяжении всего обучения так или иначе связано с развитием речи детей.
При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.
Выделяются две основные группы звуков, К первой группе относятся звуки, при произнесении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднении. К этим звукам относятся: а, о, у. э, и, ы, м, м', н, н' п, п', т, к, к', х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б, д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, смешиваются между собой (к—х, в—б, ф—в, п—б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (п замещает б, т—-д, т —-свистящие и шипящие, л—р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.
Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к х, л', йот, б, д, г) иногда произносятся неправильно или вовсе не произносятся некоторыми детьми. По отношению к таким детям задача расширяется: следует исправить неправильное произнесение ими звуков, прежде чем занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков начнутся со всеми детьми.
Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей ещё не сформировались, а у некоторых сформировались дефектно. Сюда относятся р, р', л, свистящие и шипящие, г' и д'. Особенно трудны для усвоения свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т'. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и о дифференциации.
Материал для закрепления произношения подбирается таким образом, чтобы каждый поставленный или уточненный звук закреплялся в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Подобранный материал должен бить в то же время удобен для решения тех или иных задач, связанных с звуковым анализом и синтезом.
Последовательность работы над звуками такова: вначале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического слуха и подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на материале звуков, которые произносятся правильно всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.
Большое внимание на всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произнесения которых в значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произнесение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слона. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются. Отработка гласных чередуется с изучением согласных. На первых порах большое внимание уделяется артикуляции гласных звуков; на более поздних этапах обучения акцент перемещается па умение услышать гласные звуки в составе слова.
Несколько слов следует сказать о дифференциации звуков. Когда говорят о дифференциации звуков, обычно имеется в виду тот последний этап логопедической работы, на котором после отработки двух парных звуков проводится ряд упражнений в произнесении того или другого звука в слогах, словах и предложениях.
Дифференциацию звуков целесообразнее начинать гораздо раньше. (О сравнении звуков в процессе их постановки подробно говорится в разделе «Постановка и первоначальное закрепление звуков»). Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, он может сравниваться на слух с любыми звуками речи (первый этап работы над дифференциацией). Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от изучаемого каким-либо одним признаком; так, например, звук к сравнивается со звуками х, т, г; правильно произносимый всеми детьми звук с — со звуками с’,т,з, ц, ш и т. п.
С целью различения звуков на слух проводятся примерно такие упражнения. Логопед произносит ряд слогов: са, ца, та. са, за, ся, ша,са и т. д. Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в ответ на произнесение слога са. Аналогичное, но более трудное, упражнение-—выделение звука из начала слова (детям предлагается поднимать руку в тех случаях, когда произнесенное логопедом слово начинается па звук с). Даются примерно такие слова: танк, санки, цапля, зайка, суп, шапка, собака и т. п.
Позднее, по мере отработки звуков з, ц и ш проводится дифференциация звука с от названных звуков не только на слух, но и в произношении — второй этап работы. Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков па слух. Это, во-первых, способствует появлению в речи детей до сих пор отсутствовавших звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над звуками (дифференциация звуков в произношении). Благодаря развившемуся слуховому контролю, этот второй этап завершается значительно быстрее.
С самого начала обучения овладение фонетикой опирается осознанный анализ и синтез звукового состава слова.
Вся система упражнений, направленных па анализ и синтез звукового состава речи, предлагается детям с недоразвитием фонетических представлении в своеобразном виде (по сравнению с обычной методикой). Неправильно было бы начинать работу с членения предложений на слова, а затем переходить к членению слов, как рекомендуется при обучении первоклассников массовой школы. Такая последовательность целесообразна по отношению к детям с уже сформировавшейся фонетической системой, т.е. в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы перевести уже созревшие произносительные функции в план осознанной деятельности. Детям с фонематическим недоразвитием на первых порах обучения недоступны те формы анализа и синтеза, которые предусматривает обычная методика.
Предлагаемые
ниже формы анализа и синтеза
доступны детям шестилетнего возраста
с фонематическим недоразвитием
и обеспечивают их подготовку к обучению
грамоте аналитико-
Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников