Исправление недостатков речи у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Работа содержит 1 файл

Каше Исправление недостатков речи у дошкольников.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Разрабатываемая система обучения предусматривает  не только  подготовку к обучению грамоте, но также и овладение  детьми ее элементами. Однако обучение грамоте начинается только после устных упражнений (4,5 — 5 месяцев), имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки peчи и все основные дифференцировки (взрывные — фрикативные, звонкие — глухие, свистящие — шипящие, мягкие — твердые, плавные — вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном  объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой  подготовки они легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.                                                                              

     Учитывая  нередко наблюдаемую у детей  рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического  развития, в системе обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи в соответствии с требованиями программы и существующими методами развития речи и обучения родному языку в детском саду.

При разработке системы обучения учтено и относительное  недоразвитие произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными, явилась наиболее благоприятной формой для развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен целый ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей внимания в широком смысле этого слова и внимания к звуковой стороне речи.

Многие считают, что материал, который усваивают  дети на занятиях по произношению, сух и не интересен. Так это и бывает в тех случаях, когда работу над произношением сводят к механической тренировке произносительных навыков. Логопед и воспитатель могут сделать занятия по произношению интересными для детей. Для этого в первую очередь необходимо придать  процессу  овладения фонетической системой осознанный характер. В этом возрасте у детей особенно развита чуткость и восприимчивость к звуковому составу языка. При нормальном  речевом  развитии, как отмечает  А. Н. Гвоздев, «внимание ребенка нередко направлено в сторону произношения и... круг детских наблюдений в этой области довольно широк... и уже в раннем возрасте (от двух-трех лет), — помимо непосредственного подражания, начинает играть роль и сознательное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи; он сознает имеющиеся у него недостатки, нередко намеренно упражняется в усвоении нового звука»

У детей с  недостатками речи желание научиться  правильно произносить слова и входящие в них звуки особенно велико. Используя это естественное стремление, в процессе обучения произношению следует пробуждать познавательный интерес, активизировать мысль, постоянно ставить посильные и в то же время требующие известного напряжения задачи.

Развитию у  детей интереса к занятиям и формированию потребности изучать звуковую сторону речи помогает использование различных игр и игровых приемов.

     Однако  наряду с созданием внешней занимательности  при усвоении тех или иных знаний многие задания предлагаются детям в самой серьезной, учебной форме: так осуществляется большинство упражнений в составлении схем слова, выполнение различных заданий, связанных с усвоением чтения и письма и т.п. 
 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОИЗНОШЕНИЯ

II ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

НА  ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

На фронтальных  занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе по единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.

Материал  фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и групповых занятиях.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Первый и второй периоды обучения являются подготовительными к обучению грамоте В течение этого времени все упражнения, направленные на овладение звукопроизношением, теснейшим образом связаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (два раза в неделю). Формирование произношения на протяжении всего обучения так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Выделяются  две основные группы звуков, К первой группе относятся звуки, при произнесении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднении.  К этим звукам  относятся: а, о, у. э, и, ы, м, м', н, н' п, п', т, к, к', х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б, д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен.  Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, смешиваются между собой х, в—б, фв, п—б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков   (п замещает б,  т-д,  т -свистящие и шипящие, л—р и т.  п.).  Произношение всех  этих звуков   должно   быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего  это звуки ы, к х, л', йот, б, д, г)   иногда произносятся неправильно или вовсе не произносятся   некоторыми  детьми.   По  отношению  к таким  детям задача расширяется: следует исправить неправильное произнесение ими звуков, прежде чем занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков начнутся со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей ещё не сформировались, а у некоторых сформировались дефектно. Сюда относятся р, р', л, свистящие и шипящие, г' и д'. Особенно трудны для усвоения свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т'. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке  всех этих  звуков,  реже только об  уточнении артикуляции и о дифференциации.

Материал  для  закрепления  произношения  подбирается  таким образом, чтобы каждый поставленный или уточненный звук закреплялся в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Подобранный материал должен бить в то же время удобен для решения тех или иных задач, связанных с звуковым анализом и синтезом.

Последовательность  работы над звуками такова: вначале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического слуха и подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на материале звуков, которые произносятся правильно всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.

Большое внимание на всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произнесения которых в значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произнесение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слона. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются. Отработка гласных чередуется с изучением согласных. На первых порах большое внимание уделяется артикуляции гласных звуков; на более поздних этапах обучения акцент перемещается па умение услышать гласные звуки в составе слова.

Несколько слов следует сказать о дифференциации звуков. Когда говорят о дифференциации звуков, обычно имеется в виду тот последний этап логопедической работы, на котором после отработки двух парных звуков проводится ряд упражнений в произнесении того или другого звука в слогах, словах и предложениях.

Дифференциацию звуков целесообразнее начинать гораздо раньше. (О сравнении звуков в процессе их постановки подробно говорится в разделе «Постановка и первоначальное закрепление звуков»). Как только дети научились правильно артикулировать какой-либо звук, он может сравниваться на слух с любыми звуками речи (первый этап работы над дифференциацией). Для сравнения подбираются звуки, отличающиеся от изучаемого каким-либо одним признаком; так, например, звук к сравнивается со звуками х, т, г; правильно произносимый всеми детьми звук с со звуками с’,т,з, ц, ш и т. п.

     С целью различения звуков на слух проводятся примерно такие упражнения. Логопед произносит ряд слогов: са, ца, та. са, за, ся, ша,са и т. д. Детям предлагается внимательно слушать и поднимать руку в ответ на произнесение слога са. Аналогичное, но более трудное, упражнение-—выделение звука  из  начала  слова   (детям предлагается поднимать руку в тех случаях, когда произнесенное логопедом слово начинается па звук с).  Даются  примерно такие слова: танк, санки, цапля, зайка, суп, шапка, собака и т. п.

Позднее, по мере отработки звуков з, ц и ш проводится дифференциация звука с от названных звуков не только на слух, но и в произношении — второй этап работы. Такая последовательность работы  позволяет  очень   рано  включать  упражнения  в   различении звуков па слух. Это, во-первых, способствует появлению в речи детей до сих пор отсутствовавших звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над звуками (дифференциация звуков в произношении).  Благодаря развившемуся  слуховому контролю, этот второй этап завершается значительно быстрее.

С самого начала  обучения овладение фонетикой опирается осознанный  анализ  и синтез звукового состава слова.

Вся система  упражнений, направленных па анализ и  синтез звукового состава речи, предлагается детям с недоразвитием фонетических представлении в своеобразном виде (по сравнению с обычной методикой). Неправильно было бы начинать работу с членения предложений на слова, а затем переходить к членению слов, как рекомендуется при обучении первоклассников массовой школы. Такая последовательность целесообразна по отношению к детям с уже сформировавшейся фонетической системой, т.е. в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы перевести уже созревшие произносительные функции в план осознанной деятельности. Детям с фонематическим недоразвитием на первых порах обучения недоступны те формы анализа и синтеза, которые предусматривает обычная методика.

Предлагаемые  ниже формы анализа и синтеза  доступны детям шестилетнего возраста с фонематическим недоразвитием  и обеспечивают их подготовку к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом. Кроме того, осознанный звуковой анализ помогает восполнить пробелы в фонематическом развитии. С этой целью упражнения, имеющие целью анализ и синтез звукового состава речи, проводятся с привлечением всех тех звуков, которыми дети должны овладеть за этот период времени. 

Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников