Исправление недостатков речи у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Работа содержит 1 файл

Каше Исправление недостатков речи у дошкольников.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Г.А.Каше

Исправление недостатков речи у дошкольников 
 

Описываемая в  данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с  нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых  на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Эти дети нуждаются  в определённой системе логопедических занятий, имеющих целью доразвитие фонематических представлений. Отсутствие надлежащей подготовки приводит к затруднениям при овладении грамотой, а иногда к стойкой неуспеваемости в школе. 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВ

Признаком фонематического  недоразвития у детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие и шипящие звуки, звуки р, л, реже звонкие и глухие, твердые и мягкие, взрывные и фрикативные.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков.

Недифференцированное  произнесение пар или групп звуков. Так, например, мягкий звук ш заменяет с и ш; ребенок произносит ш'апка вместо шапка, ш'ани вместо сани.

Нестойкое употребление в речи звуков. Так, одно и тоже слово  ребёнок в разных контекстах или  при неоднократном повторении произносит различно, например, слово щука как ссюка, шука и чука.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, например, вместо р произносится л', вместо ш с, вместо ш ф. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, ть, д, дь. Ребенок произносит тапка вместо шапка, тани вместо сани, дук вместо жук и т. п.

Смешение звуков в речи. В одних случаях ребенок  употребляет звуки правильно (например, кошка, сани), в других взаимозамещает их, например, говорит: У коски пушиштый хвошт/ 

Нередко указанные  особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков. Особенно часто наблюдается неправильное произнесение звука р, который формируется как горловой, боковой, щечный. Часто наблюдается неправильное формирование свистящих звуков, в частности это относится к боковому и межзубному произнесению.

Наблюдаются и  такие недостатки произношения, как  одноударное произнесение звука  р; щечное или губное произнесение ш, ж; сходное с у, ы или в прознесение л. Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции.

Приведем примеры  неправильного произнесения слов детьми 6—7-летнего возраста: лязьле (ружье), лабота (работа), т'айник, сяйник (чайник), ссинок (щенок), панка (банка) и т. д.

Галя Е., б,5 лет, так прочитала наизусть стихотворение: Птитьки уетеи, стаи дни коёти, сёныська не видня, темни, темни нота (Птички улетели, стали дни короче, солнышка не видно, темпы, темны ночи).

Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных; так, например, они говорят мицаней вместо милиционер, игнутыный вместо игрушечный и т. п.

Уже сам характер отклонений при произнесении и употреблении в речи звуков детьми с фонематическим недоразвитием указывает на недостаточное различение детьми звуков на слух, что подтверждается специальными экспериментами. Так, у детей возникали затруднения, когда им предлагалось слушать экспериментатора и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникали при повторении вслед за экспериментатором слогов с парными звуками (например: na-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определённый звук; при выделении звука, с которого начинается произносимое экспериментатором слово. У большинства детей значительные затруднения наблюдались при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо звук. Так, например, Лена М, 6 лет 8 мес., у которой несформированными были все свистящие и шипящие звуки, на звук ш отобрала картинки с изображением: чемодана, щетки, собаки, шубы, стакана, щенка, сумки.

При фонематическом недоразвитии нередко наблюдается  недостаточная внятность речи и скованная артикуляция.

Приведем примеры, свидетельствующие о фонематическом недоразвитии.

Таня Д., 6 лет 10 мес. Интеллект N. Слух N. Внимание устойчивое. Работоспособность хорошая.

     Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: несколько высокое нёбо, язык большой, вялый. Подвижность языка недостаточная. 
 

Глухие свистящие  и шипящие Таня заменяла звуками  т или неотчетливым т', звонкие з и з' — звуками д и д'. Звуки р и л произносила как л1 или полумягкое l. Звук р' заменяет л'. Звонкие взрывные вне речи произносит правильно, в речевом потоке — с недостаточным озвончением. Звук х заменяется звуком к.

Приведем несколько  примеров: вотклетение (воскресение), ти-тавтик (часовщик), тольнытка (солнышко). Тинята лидали в ятике (Щенята лежали в ящике). Дивет под клилетькам, квот колеткам, кодяинам длудит, дом таладит (Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит).

Обратимся к  состоянию слухового восприятия у Тани Д. После однократного предъявления правильно воспроизвела ряд, состоящий из пяти различных слогов (па-та-ла-фа-ма), после двукратного предъявления — слоговой ряд би-ба~бо-бу-би. Затем Тане было предложено внимательно слушать экспериментатора и поднимать руку в ответ на произнесение слога ша.. Для сравнения были даны слоги са, жа, ща. Таня справилась с этим заданием почти без ошибок.

Несколько хуже Таня различала на слух звонкие и  глухие взрывные звуки (п-6, т-д, к-г), звуки л и р и особенно к и х.

Иная картина  наблюдалась при необходимости  самостоятельно отобрать картинки, названия которых начинаются на отсутствующий в речи Тани звук; в данном случае это звук ш. Таня отобрала картинки, на которых изображены собака, сапоги, щука, цапля, стакан, шапка. Следует отметить, что само по себе задание отобрать слова по признаку наличия в них определенного звука Тане доступно, она справилась с аналогичным заданием, когда слова начинались на правильно произносимые ею звуки.

Экспериментатор читал Тане ряд слов. Девочка должна была установить, из каких звуков состоят  слова, и записать их в тетради. Запись выглядела следующим образом: казу (жук), шатш (Саша), щат (часы), узам (зубы), рапа (лапа).

Анализ данных обследования позволяет утверждать, что затруднения при различении на слух наиболее акустически тонко противопоставленных звуков носят вторичный характер. На первичную полноценность слухового восприятия указывали хорошее удержание звуковых рядов; тот факт, что Таня к шести годам в домашних условиях научилась читать; хорошее различение акустически наиболее грубо противопоставленных шипящих и свистящих звуков, несмотря на отсутствие их в речи.

     Звукопроизношеиие следует считать несформированным. При неумении правильно произносить 16 звуков (все свистящие и шипящие, х, х, т', д', л, р, р') ни об одном из звуков нельзя сказать, что он произносится дефектно. Во всех этих случаях надо говорить о незаконченности процесса формирования звуков. Причиной его отставания следует считать некоторую двигательную недостаточность артикуляционного аппарата. 

Нарушений слоговой структуры слова не наблюдается. Грамматический строй речи развит в пределах возрастной нормы.

Рассмотрим еще  один пример, иллюстрирующий отставание фонематического развития у ребенка  со стертой формой дизартрии.

Слава Ч., 6 лет 8 месяцев. Интеллект N. Слух N.

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата следующие: рот маленький, много испорченных зубов, незначительная прогения. Подвижность языка недостаточная. При высовывании язык напряжен, не удерживается в заданном положении; отклоняется вправо от средней линии.

Общее звучание речи неотчетливое; артикуляция скованная.

Звуки с, с', з, з', ц — произносит при оттянутом от зубов кончике языка (шипящий сигматизм). Ш, ж, ч — нижние боковые (язык уклоняется вправо). Вне речи все эти звуки Слава произносит различно.

Ш — неопределенный, неустойчивый звук, то слишком твердый, то сходный с мягким дефектным с.

Звук т'  неотчетливый.

В речи звуки  с и ш почти во всех случаях произносит одинаково, как боковое ш. Звуки з и ж произносил как боковое ж, ц и ч как боковое ч, звук щ то как боковое ш, то как сс'.

Звуки р и р' были одноударными, боковыми.

Звук л неустойчивый, правильно или с посторонним призвуком.

В речи взаимозамещаются звуки р и л, р' и л'. Звонкие звуки в изолированном виде произносил правильно; в речи—с недостаточным озвончением, иногда заменял звонкие глухими.

Таким образом, в речи Славы еще отсутствовали  строго разграниченные фонемы, при  произнесении звуков наблюдалась неустойчивость артикуляции.

Приведем примеры  речи Славы Ч.

Употребление  в речи звуков с-ш, з-ж: У коски пушиштый хвошт. Жаржавленная лопата. Живет под крылечком, хвошт колечком, ш хажаином длужит, дом штаражит.

Употребление  в речи звуков ч-ц-ш: отличнича (отличница), чернильнича. На пеликлетке штоит миличинер. Ссинята (щенята) лежали в яшике... в яссике. Шипчи и клеши нужные веши (Щипцы и клещи — нужные вещи). Слово щетки, которое повторялось несколько раз в прочитанном Славой стихотворении, произносилось им то как шотки, то как ссетки, то как четки.

Употребление  в речи звуков р-л; р'-л': рубашка, плиехар (приехал). Марял класит ралок желеной крашкой (маляр красит ларек зеленой краской).

Как видно из приведенных примеров, вся группа свистящих и шипящих звуков была у Славы недифференцированной; то же относится к р—р' и лл'.

     Большое количество смешений указывает на недостаточность слухового восприятия. Об этом же говорят и другие данные. Так, если у Тани Д. была значительная разница в способности различать 

звуки в собственном  произношении и в произношении окружающих, то у Славы большие затруднения  наблюдались в обоих случаях.

На звук ш Слава подобрал слова: шуба, швинья (свинья), шамолет (самолет). Когда ему было предложено отобрать картинки и произнести слова, начинающиеся на звук ш, он отобрал картинки, на которых изображены сапоги, собака, шапка, щека, сумка, шашка, щетка, шуба, чулки. Подумав немного, Слава взял еще жирафа и жука. Работал Слава внимательно, иногда по нескольку раз повторял слова. Затем Славе было предложено выполнить то же задание, воспринимая слова па слух. Результат был примерно аналогичным, т. е. большинство ответов было неправильными.

Все перечисленные  особенности речи Славы указывают  на недостаточное развитие фонематического восприятия. На это же указывали и другие данные. Так, у Славы наблюдались затруднения при необходимости различения звуков на слух (мальчик должен был поднимать руку в ответ на произнесение экспериментатором какого-либо определенного звука или слога). Были затруднения и в удержании на слух слоговых рядов. Так, например, Слава не мог повторить слоговой ряд би-ба-бо-бу, несмотря на неоднократное повторение этого ряда экспериментатором. Он выполнил это задание правильно лишь только тогда, когда ряд был сокращен до трех слогов.

Затруднения возникли и при анализе звукового состава  слова. Доступным оказалось лишь выделение ударного гласного из начального слога. Гласного после согласного Слава не слышал; в качестве первого звука в словах, начинающихся на согласный звук, у него фигурировал весь слог. Так, на вопрос, на какой звук начинается слово Маша, Слава отвечал: На букву Ма. В слове суп первым звуком слова считал «букву» шу. На вопрос, есть ли звук у в словах лук, суп. Слава давал отрицательный ответ.

Нарушений слоговой структуры слова у Славы отмечено не было. В то же время отмечалось некоторое отставание в овладении грамматическим строем языка.

В данном случае обращает на себя внимание некоторая  недостаточность фонематического восприятия и затруднения произносительного характера.

Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников