Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.
В конце П
периода обучения, когда дети правильно
произносят все звуки речи, появляется
возможность упражняться в пересказе
текстов и составлении рассказов.
занятия во втором периоде обучения
(5 —6 ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В НеДеЛЮ)
Как и в первый период обучения при планировании каждая фронтального занятия логопеду следует ясно представлять себе, какая цель ставится в отношении развития произношения и анализа звукового состава слова.
Материал, используемый для закрепления произношения, должен удовлетворять определенным требованиям. Он должен, во-первых, быть насыщенным изучаемым звуком и в то же время не содержать неправильно произносимых детьми звуков. Во-вторых, он должен быть удобен для намеченных форм анализа. В-третьих, он должен способствовать развитию грамматически правильной речи.
В течение II периода обучения логопед затрачивает все меньшее время па постановку звуков --к концу этого периода постановка звуков должна быть закончена (за исключением тех детей, у которых имеются грубые нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата).
Как и раньше, на групповые занятия оставляются по 4- 5 человек. План каждого группового занятия строится с учетом индивидуальных затруднений, связанных с закреплением поставленных звуков, овладением произношением слои различной слоговой структуры, анализом звукового состава речи, словаря, грамматического оформления речи.
Примерная
последовательность упражнений,
выполняем время групповых
В начале II периода изучается группа свистящих звуков — продолжается закрепление правильного произношения звука с, а вслед за ним — с'. Затем последовательно изучаются звуки з, з', ц. Закрепление произношения отдельных звуков чередуется с их дифференциацией. Дети учатся различать на слух звуки и правильно использовать их в собственной речи. После длительной и тщательной отработки правильного произношения звуков с и с'( не менее 6—8 фронтальных занятий, не считая групповых и занятий с воспитателями) логопед, как правило, добивается правильного произношения пуков з, з', ц без особого труда. В то же время необходимо предусмотреть возможно большее количество посвященных дифференциации звуков с и з. Это первая пара звуков, отличающихся по звонкости — глухости.
В процессе овладения правильным произношением звуков с и з ( в мягком и твердом звучании) дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голосовых связок. Достаточное количество времени следует выделить и на дифференциацию звуков с и ц. Отметим, что звуки с и ц обычно плохо различаются детьми на слух, так как с входит в качестве одного из компонентов в состав аффрикаты ц (вторым компонентом является звук т).
Вслед за свистящими исправляется произношение звуков т' и д', которые нередко произносятся дефектно. Эти два звука близки по артикуляции звукам с' и з', их постановка, после закрепления правильного произношения с' и з', не вызывает затруднений.
На фронтальные занятия звуки т' и д' выносятся несколько позднее.
Дальнейшее усвоение гласных звуков связывается со звуко-слоговым анализом слов.
Приведем примерный план первого занятия, проводимого во втором периоде.
Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звука с; 2) деление слов на слоги.
Оборудование: предметные
картинки (перечислены при описании
хода занятия).
ЗВУКИ Р и р'. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ p — p' — Л — л'
В конце второго периода проходятся звуки р и р' и осуществляется их дифференциация от л и л'.
Отметим, что звуки р, р' и л, л' после их постановки, как правило, очень хорошо различаются детьми (звуки р и р' как вибранты резко отличны от прочих звуков речи). В то же время звуки р, р и л сложны в артикуляционном отношении и их введение в речь требует большого количества упражнений. В материал занятий вводятся не только простые, но и разнообразные сложные по звуко-слоговому составу слова, предложения, тексты.
С усвоением звуков р и р' значительно расширяется активный правильно произносимый словарь. Если в начале и даже в середине второго периода дети упражнялись в составлении предложений, то теперь появляется возможность шире практиковать составление рассказов.
Ниже (см. описание занятий) показано, как сочетать упражнения в закреплении правильного произношения звуков р и р' с наблюдением над языком (усвоение глаголов с разными приставками) и с обучением рассказыванию.
В то же время
окончательно усваиваются все полученные
знания и навыки, касающиеся звукового
состава слова.
О ЗНАКОМСТВЕ С ПЕРВЫМИ БУКВАМИ
К этому времени
логопед и воспитатели
Следует рассчитать занятия так, чтобы во время закрепления правильного произношения звуков р—р', л—л' дети познакомились с буквами а, у, м, ш. Такой подбор букв отвечает принципам, которые были изложены выше,— довести уровень фонематического развития до такого предела, при котором дети правильно произносят и различают звуки, и только после этого начинать обучение грамоте.
Звуки а и у, которые являлись предметом осознанного анализа с начала года, без сомнения давно уже превратились в четко различаемые, противопоставленные всем звукам фонемы. -
Это же можно сказать и про звук ш, который в процессе обучения был отдифференцирован от всех близких звуков, в частности от с и от ж, с которыми он наиболее часто смешивается. На овладение звуком м до сих пор не было выделено специальных занятии. так как этот звук не смешивается, как правило, с другими звуками речи и правильно произносится всеми детьми. Понятно, что в связи с усвоением других звуков было проанализировано большое количество слов со звуком м, например, мак, лампа, марка и т. п.
Звуку м (перед показом буквы) следует уделить больше внимания чем уже отработанным в произношении звукам. Вначале внимание детей обращается на артикуляцию этого звука (губы сжаты, воздух проходит через нос), затем проводятся упражнения в подборе слов
с этим звуком, в определении места звука в слове. Обычным порядком показывается соответствующая буква. Дети узнают, что звуки и буквы бывают гласные и согласные.
Начертания букв, с которыми дети знакомятся на занятиях логопеда, закрепляются в часы, отведенные для письма (эти занятия проводятся воспитателями).
Специальные занятия по обучению грамоте планируются с начала
III периода обучения,
а пока дети знакомятся
с буквами на занятиях
произношением, как это показано ниже.
К концу II периода обучения постановка звуков в основном заканчивается. Индивидуальные занятия проводятся теперь только с детьми, требующими сугубо индивидуального подхода (дизартрия, ринолалия или какие-либо другие тяжелые нарушения). На групповых занятиях дети готовятся к фронтальным. Чем дальше, тем больше внимания и времени уделяется развитию грамматически правильно речи.
В результате длительных и систематических упражнений в произношении и различении звуков, а также в анализе и синтезе, дети настолько овладевают звуковым составом слова, что без труда анализируют слова пройденного звуко-слогового состава, легко сливают звуки в слоги и слова, производят различные преобразования слов или дополнение недостающих звуков.
Постоянно
упражняясь в составлении предложений
с данными словами (по вопросам и
опорным словам), дети оказываются хорошо
подготовленными к членению предложений
на слова, что также необходимо при овладении
навыками чтения и письма. Приступив к
обучению грамоте, дети, как правило, не
испытывают никаких трудностей
ни в усвоении букв, ни в слиянии их в слоги.
Работа с разрезной азбукой не вызывает
затруднений.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Третий период обучения длится 3—3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся четыре раза в неделю.
В первой половине III- периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки ч—т', ч—с—с', щ—ч, щ—ш, щ—ч—с'—т'.
Одновременно идет окончательное закрепление правильного произнесения в самостоятельной речи детей всех поставленных ранее звуков. Эта задача объединяется с развитием связной речи. Особенно большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию в соответствии с требованиями программы для подготовительной группы детского сада.
Дети учатся рассказывать связно и последовательно, не отвлекаться от содержания, правильно строить предложение и употреблять слова в нужной грамматической форме.
Умение изложить мысли в необходимой последовательности тесно связано с развитием логического мышления. Оно является одним из показателей подготовленности ребенка к обучению в школе. Приёмы обучения рассказыванию разнообразны: рассказывание по вопросам, по данному образцу, по сюжетной картине, по серии тин и т. д.
Методы обучения рассказыванию подробно разработаны и описаны в специальной литературе.
Планируя занятия
третьего периода обучения, логопед
указывает, какие звуки предполагается
закрепить и какая работа планируется
по развитию речи.
С начала III периода обучения проводятся специальные занятия по обучению грамоте.
Теперь, наряду
с закреплением всех полученных навыков,
перед ребенком ставятся
новые задачи. Он должен овладеть буквами
(т. е. письменным обозначением
звуков), научиться сливать буквы
в слоги и слова, охватывать зрением одновременно
две-три буквы, уяснять значение прочитанного.
Обучение чтению тесно связано с обучением
письму. Дети складывают после устного
aнализа, а позднее самостоятельно из букв
разрезной азбуки слова, а затем их читают.
Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников