Исправление недостатков речи у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Работа содержит 1 файл

Каше Исправление недостатков речи у дошкольников.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

В конце П  периода обучения, когда дети правильно  произносят все звуки речи, появляется возможность упражняться в пересказе текстов и составлении рассказов. 

занятия во втором периоде обучения

(5 —6  ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В НеДеЛЮ)

Как и в первый период обучения при планировании каждая фронтального занятия логопеду следует  ясно представлять себе, какая цель ставится в отношении развития произношения и анализа звукового состава слова.

Материал, используемый для закрепления произношения, должен удовлетворять определенным требованиям. Он должен, во-первых, быть насыщенным изучаемым звуком и в то же время не содержать неправильно произносимых детьми звуков. Во-вторых, он должен быть удобен для намеченных форм анализа. В-третьих, он должен способствовать развитию грамматически правильной речи.

В течение II периода обучения логопед затрачивает все меньшее время па постановку звуков --к концу этого периода постановка звуков должна быть закончена (за исключением тех детей, у которых имеются грубые нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата).

Как и раньше, на групповые занятия  оставляются  по 4- 5 человек. План каждого группового занятия   строится с учетом индивидуальных затруднений, связанных с закреплением поставленных звуков,    овладением    произношением    слои   различной слоговой структуры, анализом звукового состава   речи, словаря, грамматического оформления речи.

Примерная   последовательность   упражнений,   выполняем время групповых занятии:   артикуляционные   упражнения, связанные с постановкой звуков; тренировочные упражнения в закреплении правильного произношения того или иного звука или группы звуков (при этом произнесение слов связывается с их анализом и синтезом, а   составление  предложении   или   рассказов — с   развитием связной речи).

В начале II периода изучается группа свистящих звуков — продолжается закрепление правильного произношения звука с, а вслед за ним — с'. Затем последовательно изучаются звуки з, з', ц. Закрепление произношения отдельных звуков чередуется с их дифференциацией. Дети учатся различать на слух звуки и правильно использовать их в собственной речи. После длительной и тщательной отработки правильного произношения звуков с и с'( не менее 6—8 фронтальных занятий, не считая групповых и занятий с воспитателями) логопед, как правило, добивается правильного произношения пуков з, з', ц без особого труда. В то же время необходимо предусмотреть возможно большее количество посвященных дифференциации звуков с и з. Это первая пара звуков, отличающихся по звонкости — глухости.

В процессе овладения правильным произношением звуков с и з ( в мягком и твердом звучании) дети учатся различать звуки, отличающиеся наличием или отсутствием работы голосовых связок. Достаточное количество времени следует выделить и на дифференциацию звуков с и ц. Отметим, что звуки с и ц обычно плохо различаются детьми на слух, так как с входит в качестве одного из компонентов в состав аффрикаты ц (вторым компонентом является звук т).

Вслед за свистящими исправляется произношение звуков т' и д', которые нередко произносятся дефектно. Эти два звука близки по артикуляции звукам с' и з', их постановка, после закрепления правильного произношения с' и з', не вызывает затруднений.

На фронтальные  занятия звуки т' и д' выносятся несколько позднее.

Дальнейшее усвоение гласных звуков связывается со звуко-слоговым анализом слов.

Приведем примерный  план первого занятия, проводимого  во втором периоде.

Цель занятия: 1) закрепление правильного произношения звука с; 2) деление слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки (перечислены при описании хода занятия). 
 
 
 

ЗВУКИ Р и р'. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ p — p' — Л — л'

В конце второго периода проходятся звуки р и р' и осуществляется их дифференциация от л и л'.

Отметим, что звуки р, р' и л, л' после их постановки, как правило, очень хорошо различаются детьми (звуки р и р' как вибранты резко отличны от прочих звуков речи). В то же время звуки р, р и л сложны в артикуляционном отношении и их введение в речь требует большого количества упражнений. В материал занятий вводятся не только простые, но и разнообразные сложные по звуко-слоговому составу слова, предложения, тексты.

С усвоением  звуков р и р' значительно расширяется активный правильно произносимый словарь. Если в начале и даже в середине второго периода дети упражнялись в составлении предложений, то теперь появляется возможность шире практиковать составление рассказов.

Ниже (см. описание занятий) показано, как сочетать упражнения в закреплении правильного произношения звуков р и р' с наблюдением над языком (усвоение глаголов с разными приставками) и с обучением рассказыванию.

В то же время  окончательно усваиваются все полученные знания и навыки, касающиеся звукового состава слова. 

О ЗНАКОМСТВЕ С ПЕРВЫМИ  БУКВАМИ

К этому времени  логопед и воспитатели подготавливают следующие пособия: сшитые из материи кассы; буквы разрезной азбуки (по 5—6 одинаковых букв на каждого ребенка); разрезную азбуку крупного размера; кассу для хранений крупных букв.

Следует рассчитать занятия так, чтобы во время закрепления правильного произношения звуков рр', лл' дети познакомились с буквами а, у, м, ш. Такой подбор букв отвечает принципам, которые были изложены выше,— довести уровень фонематического развития до такого предела, при котором дети правильно произносят и различают звуки, и только после этого начинать обучение грамоте.

Звуки а и у, которые являлись предметом осознанного анализа с начала года, без сомнения давно уже превратились в четко различаемые, противопоставленные всем звукам фонемы. -

Это же можно  сказать и про звук ш, который в процессе обучения был отдифференцирован от всех близких звуков, в частности от с и от ж, с которыми он наиболее часто смешивается. На овладение звуком м до сих пор не было выделено специальных занятии. так как этот звук не смешивается, как правило, с другими звуками речи и правильно произносится всеми детьми. Понятно, что в связи с усвоением других звуков было проанализировано большое количество слов со звуком м, например, мак, лампа, марка и т. п.

Звуку м  (перед показом буквы)  следует уделить больше внимания чем уже отработанным в произношении звукам. Вначале внимание детей обращается на артикуляцию этого звука (губы сжаты, воздух проходит через нос), затем проводятся упражнения в подборе слов

с этим звуком, в определении места звука в слове. Обычным порядком показывается соответствующая буква. Дети узнают, что звуки и буквы бывают гласные и согласные.

Начертания букв, с которыми дети знакомятся на занятиях логопеда, закрепляются в часы, отведенные для письма (эти занятия проводятся воспитателями).

Специальные занятия по обучению грамоте планируются с начала III периода обучения, а пока дети знакомятся с буквами на занятиях произношением, как это показано ниже. 
 

К концу  II периода обучения постановка звуков в основном заканчивается. Индивидуальные занятия проводятся теперь только с детьми, требующими сугубо индивидуального подхода  (дизартрия, ринолалия или какие-либо  другие  тяжелые нарушения). На групповых занятиях дети готовятся к фронтальным. Чем дальше, тем больше внимания и времени уделяется развитию грамматически правильно речи.

В результате длительных и систематических упражнений в произношении и различении звуков, а также в анализе и синтезе, дети настолько овладевают звуковым составом слова, что без труда анализируют слова пройденного звуко-слогового состава, легко сливают звуки в слоги и слова, производят различные преобразования слов или дополнение недостающих звуков.

Постоянно упражняясь в составлении предложений  с данными словами (по вопросам и опорным словам), дети оказываются хорошо подготовленными к членению предложений на слова, что также необходимо при овладении навыками чтения и письма. Приступив к обучению грамоте, дети, как правило, не испытывают никаких трудностей ни в усвоении букв, ни в слиянии их в слоги. Работа с разрезной азбукой не вызывает затруднений. 
 

III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Третий  период обучения длится 3—3,5 месяца. Фронтальные  занятия по произношению проводятся четыре раза в неделю.

В первой половине III- периода изучаются звуки ч, щ и дифференцируются звуки чт', чсс', щч, щш, щчс'т'.

Одновременно  идет окончательное закрепление  правильного произнесения в самостоятельной речи детей всех поставленных ранее звуков. Эта задача объединяется с развитием связной речи. Особенно большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию в соответствии с требованиями программы для подготовительной группы детского сада.

Дети  учатся рассказывать связно и последовательно, не отвлекаться от содержания, правильно строить предложение и употреблять слова в нужной грамматической форме.

Умение  изложить мысли в необходимой  последовательности тесно связано с развитием логического мышления. Оно является одним из показателей подготовленности ребенка к обучению в школе. Приёмы обучения   рассказыванию   разнообразны:   рассказывание  по вопросам, по данному образцу, по сюжетной картине, по серии тин и т. д.   

Методы обучения рассказыванию подробно разработаны и описаны в специальной литературе.

Планируя занятия  третьего периода обучения, логопед  указывает, какие звуки предполагается закрепить и какая работа планируется по развитию речи. 
 

С начала III периода обучения проводятся специальные занятия по обучению грамоте.

Теперь, наряду с закреплением всех полученных навыков, перед ребенком   ставятся   новые   задачи. Он должен овладеть буквами (т.  е.  письменным обозначением  звуков),  научиться  сливать буквы в слоги и слова, охватывать зрением одновременно две-три буквы, уяснять значение прочитанного. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Дети складывают после устного aнализа, а позднее самостоятельно из букв разрезной азбуки слова, а затем их читают. 

Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников