Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:12, реферат
Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой её стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Осознанный анализ
звукового состава слова, т. е. умение представить
себе, какие именно звуки входят
в состав слова, значительно
ускоряет процесс введения
в речь поставленных звук
Членение предложений на слова и слов
па слоги переносится на более позднее
время.
I
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
I период обучения длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых — подготовке к звуко-слоговому анализу слов.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха в это период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере
развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.
Остановимся более подробно на задачах, которые встают в первом периоде обучения.
а) Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. При этом имеется в виду не просто исправить произношение, но и научить детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети вначале учатся отличать их от звуков наиболее грубо противопоставленных (например, а-и- у)', постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о — у; к — х; п — б и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации с — ш), но и
с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее; так, звук ш в процессе его закрепления сравнивается со звуками щ, ч и ж, которые проходятся позднее.
Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата дает толчок для завершения задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.
На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки проходятся в следующей последовательности: у, а, и, э, п, т, к, л', о, х, (к—х), йот, (л'—йот), ы, (ы—и), с. (В скобки взяты пары звуков, дифференциация которых осуществляется и на специальных занятиях.)
Одновременно (с первых дней пребывания детей в детском саду) в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков с таким расчетом, чтобы ко времени изучения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого грубо нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.
С целью развития внимания к звуковой стороне речи и совершенствования слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Первая группа упражнений предусматривает восприятие речи. Дети отвечают жестом, действием, предъявлением картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь весьма ограничен. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д.
б) Вторая задача, которая решается в первом периоде обучения,- подготовка детей к анализу звукового состава слов. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно oт умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.
Подготовка к анализу слова имеет четыре ступени.
На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее лёгкой формы анализа — выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности—дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.
Вторая по трудности ступень подготовки—это анализ и синтез обратных слогов типа an, ут, ок (в это время проходятся звуки т,п,к). В это же время дети учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
Третья ступень подготовки к анализу слова—выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «гласный звук».
После указанных упражнений дети легко овладевают четвертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога
Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слов типа суп.
За это же время дети овладевают терминами «звук», «слово”, «гласный звук».
Необходимо отметить, что не все звуки могут служить материалом для решения перечисленных задач, касающихся анализа и синтеза звукового состава слова. Есть ряд звуков, которые необходимо отработать в произношении, по нельзя вводить и анализ,—- этот звук йот и некоторые другие. Ниже при описании отдельных занятий будут даны подробные указания о том, как строить занятия применительно к этим звукам.
Что касается развития речи детей, то, как это указывалось выше, вся логопедическая работа строится с учетом подготовки детей к овладению программой I класса массовой школы. Материал,
который служит для закрепления правильного произношения звуков, по возможности подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, формированию умения находить и правильно употреблять подходящее слово, а также умения правильно строить предложение.
С начала 1-го этапа обучения происходит развитие графических навыков. Эти занятия проводятся воспитателями.
При планировании
каждого занятии логопед
В итоге первого периода обучения дети овладевают четким и правильным произношением звуков в соответствии с общим планом обучения. Кроме того, в часы индивидуальных занятий оказываются поставленными и первично отработанными большинство трудных для произношения звуков (ш, ж, л, р и др.) Значительно развиваются слуховое восприятие и память. К этому времени дети хорошо различают все те звуки, которые проходились на фронтальных занятиях. Они удерживают в памяти до четырёх-пяти не связанных по смыслу слов, без труда заучивают наизусть небольшие тексты.
В конце I периода обучения, в связи с введением в активный правильно произносимый словарь отработанных в произношении звуков, начинается работа над предложением – дети дают полные ответы на вопросы, самостоятельно составляют предложения по картинкам.
От умения выделять из слов первый гласный дети приходят к возможности осуществлять полный звуковой анализ простейших слов, состоящих из трёх звуков.
В то же
время они практически
II период обучения
Задачи
второго периода
обучения
1. Произношение
Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых в артикуляционном отношении звуков и на их постановку, то в течение второго периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие в звонкие (ф—в, с—3, п—б, т—д, к-г, ш-ж), свистящие и шипящие (с—ш,.з—-ж), фрикативные и аффрикаты (с—ц), плавные — вибранты (р—л, р'—л'), мягкие и твердые (с- с', 3—з' и др.).
Анализ и синтез
звукового состава слова
состава слова способствует быстрейшему введению в речь поставленных звуков. Каждый вновь поставленный или отрабатываемый в часы фронтальных занятий звук фигурирует в многочисленных упражнениях, в частности происходит выделение звука из состава
слов.
2. Подготовка к обучению грамоте.
В то же время дети подготавливаются к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целoe слово. В начале второго периода обучения дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткой — слоги. Составляются (или записываются на доске) схемы односложных, двусложных слов, проводятся разнообразные упражнения, имеющие целью закрепление навыка деления слов на слоги.
Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов; при этом они составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.
Дальнейшее усложнение материала заключается в том, что и анализ включаются слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф), двусложные с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторые трехсложные (канава), произношение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков.
На любом этапе обучения анализу подвергаются слова, состоящие из отрабатываемых в данное время или отработанных ранее звуков.
К концу второго периода обучения дети овладевают правильным произношением всех звуков речи, а также анализом и синтезом слов указанной сложности. За это же время практически усваиваются термины «слог», «предложение», «согласные звуки»,
тонкие звуки», «глухие звуки», «твердые звуки», «мягкие звуки».
В конце этого периода дети знакомятся с некоторыми буквами.
Одновременно,
в часы отведенные для подготовки
к письму, увивается зрительное восприятие
детей, воспитываются двигательные
навыки. (Занятия по подготовке к письму
проводятся воспитателями.)
3. Развитие связной речи.
Hа втором этапе обучения в связи с формированием правильного произношения развертывается работа, направленная на развитие связной речи, преимущественно по разделам «Слово» и «Предложение». По мере включения в материал занятий все новых и новых звуков дети овладевают большим количеством правильно произносимых слов. Кроме того, их внимание привлекается к изменению форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. В то же время они упражняются в составлении и распространении предложений по вопросам, опорным словам, демонстрации действия и т. п.
Информация о работе Исправление недостатков речи у дошкольников