Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся
Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48
Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиаресурсов для системы общего среднего является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанных на насущных потребностях школьников. Только в случае высокой мотивации учащихся к использованию мультимедиа-ресурсов, возможно результативное обучение целенаправленному использованию образовательного потенциала таких ресурсов. Для того, чтобы определить характер обучения приемам работы с мультимедиа-ресурсами необходимо рассмотреть специфику мотивации поведения школьников при работе с мультимедиа-информацией.
Понятием мотив обычно обозначают побуждение к деятельности, движущие силы поступка и поведения человека. Мотив - это желание удовлетворить какую-то потребность.
Мотивация
играет важную роль в процессе обучения,
и является ключевым фактором успешного
обучения. Мотивация определяется совокупностью
убеждений и взглядов учащегося
в таких вопросах, как его собственный
процесс обучения, поведение преподавателя,
академические требования, качество
учебных материалов и роль занятий.
Исследования подтверждают, что применение
мультимедиа-ресурсов в обучении стимулирует
мотивацию обучаемых. Образовательные
средства мультимедиа могут пробуждать
в учащихся азарт к обучению и
любопытство, а также помогают им
формировать умозрительные
Достаточно
сложная структура мотивации, побуждающая
учащегося к учению, обусловлена
относительно постоянным и независящим
от конкретной ситуации мотивом - изучить
определенную область науки, окончить
школу. Такие мотивы относительно постоянны,
и, следовательно, при определенных
внешних воздействиях они могут
изменяться. Подобные факторы имеют
непосредственное отношение к процессам
реализации и использования мультимедиа-
В начальный период работа обучаемых с мультимедиаресурсами носит, в основном, информативно-коммуникативный характер. Первоначальным мотивом выступает потребность получения новой, не слишком содержательной и достоверной информации. Как правило, подобная мультимедиа-информация не требует никакой критической переработки и осмысления. Далее в качестве основного мотива начинает выступать потребность в легком общении со сверстниками, во множестве контактов, позволяющих обмениваться информацией.
Современные компьютерные средства привлекают большинство обучаемых богатством красок, мультимедийными возможностями, оперативным поиском интересующей их информации о любимых музыкальных группах, музыкантах, футбольных командах, различных городах и странах, о домашних животных, о жизни других людей. Разброс поиска очень велик.
Использование мультимедиаресурсов способствует развитию у обучаемых желания пробовать все новые и новые решения, при условии, что учитель обеспечивает должную поддержку.
Внутренняя
мотивация, обуславливаемая чувством
удовлетворения от процесса обучения,
а не только от внешних поощрений,
увеличивает индивидуальную вовлеченность
ученика в процесс обучения и
способствует улучшению результатов
обучения. Одним из интересных открытий
является тот факт, что поощрения
могут скомпрометировать
Существует
достаточно много естественных мотивационных
аспектов при работе с мультимедиа-ресурсами.
Практически у каждого
Повышению
активности школьников в процессе обучения
и более эффективному процессу усвоения
новых знаний и технологических
приемов способствует использование
в мультимедиа-ресурсах различных
проблемных ситуаций. Дело в том, что
перед пользователями, работающими
в реальных компьютерных сетях, проблемные
ситуации возникают достаточно часто.
Так, например, школьники могут осознавать,
что перед ними открыт огромный объем
мультимедиа-информации, но при ознакомлении
с ним они могут не уложиться
в то время, которое отведено для
информационного
Наличие
и потребность в решении
2.2.
Экспериментальное выявление повышения
эффективности обучения школьников при
использовании мультимедиатехнологий
в общеобразовательной школе
Эксперимент проводился в школе МОБУ СОШ №1 Кушнаренковского района. Исследование проводилось во время непрерывной преддипломной практики. В ходе исследования был разработан и проведен урок в 8 классе.
Был проведен входной срез уровня знаний учащихся по теме «Регистрация почтового ящика на яндексе»
Была
проведена самостоятельная
1.Назовите
несколько преимуществ
2. Что такое логин?
3. Какими буквами пишется логин?
4.Из каких букв должен состоять пароль?
5.Может ли пароль включать цифры?
Таб.1
Таблица с баллами.
Количество набранных баллов | Количество учащихся. |
I | |
II | 10 |
III | 8 |
IV | |
V |
Диаграмма демонстрирующая уровень знаний учащихся по теме «Регистрация почтового ящика на Яндексе».
Рис.1
Эксперимент показал, что знания учащихся по данной теме находятся на низком уровне, то есть материалом не владеют.
Внеурочное
время была проведена первичная
проверка степени внимательности школьников
по анкете на внимание и мотивации,
по опроснику Реана. Результаты использовались
в дальнейшем при ранжировании.
Экспериментальное
выявление повышения
Тема: Электронная почта. Регистрация почтового ящика в Яндексе.
Материал урока разделен на две части: усвоение основных понятий, и практическая работа регистрация почтового ящика в Яндексе.
Класс был разделен на две подгруппы.
В первой подгруппе урок начала традиционно, но основные моменты были представлены в виде обучающего фильма. Материал для второй подгруппы был предоставлен только традиционно. После чего проводилась самостоятельная работа (Контролирующий эксперимент) по выявлению: на сколько хорошо учащиеся усвоили данный материал с помощью разных методов преподавания материала.
Выполняя данную самостоятельную работу учащиеся должны были ответить на такие вопросы:
1.Что такое логин?
2.Из каких букв должен состоять логин?
3.
Для чего нужен секретный
4. Назовите несколько преимуществ электронной почты перед обычной.
5.Может ли пароль включать цифры?
6.Какими буквами пишется логин?
В ходе эксперимента выявлено, что эффективность деятельности учащихся на уроке информатики в группе с использованием мультимедиатехнологий выше, чем в группе с использованием традиционного метода.
Анализ
результатов педагогического
повышению эффективности обучения в общеобразовательной школе, улучшение усвоения учебного материала.
Полученные результаты представлены на гистограмме.
Таб.2
Таблица с оценками.
оценки | "5" | "4" | "3" | "2" | |
I подгруппа, с традиционной подачей материала | |
4 | 3 | 2 | |
II подгруппа, с использованием обучающего фильма | |
4 | 5 |
Гистограмма демонстрирующая результаты самостоятельной работы.
Рис.2
Экспериментальное
выявление повышения внимания и
мотивации, как компонентов эффективности
обучения.
Тема урока «Решение задач на определение количества информации.
Урок начала традиционно, учащиеся решали задачи по карточкам. На второй половине урока задачи решали по видеокейсам, составленным нами по данной теме. После чего была проведена вторичная проверка степени внимательности школьников по анкете на внимание и мотивации, по опроснику Реана, по результатам первой и второй проверки провели ранжирование по парному критерию Т- Вилкоксона, для выявления изменилась ли степень внимания и мотивационный компонент школьников.
Ранжирование
абсолютных величин разности между
двумя рядами выборочных значений в
первом и втором эксперименте, «до»
и «после».
Таб.3
Ранжирование
по парному критерию
Т- Вилкоксона по мотивации.
№ испытуемых п-п | до |
после |
сдвиг |
абсолютные величины разностей | Ранги абсолютных величин разностей | |
1 | 8 | 9 | 1 | 1 | 1.5 | |
2 | 3 | 3 | 0 | 0 | 10.5 | |
3 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
4 | 9 | 9 | 0 | 0 | 10.5 | |
5 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
6 | 8 | 8 | 0 | 0 | 10.5 | |
7 | 13 | 13 | 0 | 0 | 10.5 | |
8 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
9 | 9 | 9 | 0 | 0 | 10.5 | |
10 | 13 | 13 | 0 | 0 | 10.5 | |
11 | 13 | 13 | 0 | 0 | 10.5 | |
12 | 8 | 9 | 1 | 1 | 1.5 | |
13 | 9 | 9 | 0 | 0 | 10.5 | |
14 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
15 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
16 | 5 | 5 | 0 | 0 | 10.5 | |
17 | 12 | 12 | 0 | 0 | 10.5 | |
18 | 13 | 13 | 0 | 0 | 10.5 |