Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся
Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОУ СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
К защите
перед ГАК допустить
Заместитель директора по учебной работе
Шуралев А.М.
«__» июня 200_ года.
Выпускная квалификационная работа
Тема: Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе.
Руководитель
«__» 2010 года.
Рецензент
«__» 2010 года.
Студент 5В группы
«__» 2010 года.
Оценка
Дата
Минигалиев А.Н.
Тухбатуллин А. С.
Ялаева А.И.
Кушнаренково
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Мультимедиатехнологии
как способ повышения
1.1. Способы повышения
эффективности обучения.
1.2. Учебный видеокейс,
как пример мультимедиатехнологий.
1.3. Мультимедиатехнологии
в обучении.
2. Использование
мультимедиатехнологий в общеобразовательной
школе. 26
2.1. Повышение эффективности
обучения при использовании мультимедиатехнологий.
2.2. Экспериментальное
выявление повышения эффективности обучения
школьников при использовании мультимедиатехнологий
в общеобразовательной школе.
Заключение
Список использованной
литературы
Глоссарий по понятиям
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время учителя
Мультимедиатехнологии - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.
Мультимедиатехнологии - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [20, с.35].
В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни и обучающие программы и так далее.
Из всех аспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа технологии как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.
Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию [7, с.4].
Тема:
Использование
Актуальность: мультимедиатехнологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов оказывает существенное влияние на развитие ученика. Мультимедиатехнологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала значительно повышается.
Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. В связи с этим тема дипломной работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиатехнологий как средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Противоречие: при обучении школьников в общеобразовательной школе применяются традиционные средства, но возможно и использование мультимедиатехнологии, которые более эффективны в обучении.
Проблема: недостаточно высокая эффективность традиционных средств в обучении школьников в общеобразовательной школе.
Гипотеза: если в процессе обучения в общеобразовательной школе использовать мультимедиатехнологии, то это будет способствовать:
-повышению эффективности обучения в общеобразовательной школе , улучшение усвоения учебного материала;
- улучшение эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формированию у учащихся обобщенных представлений о возможностях мультимедиатехнологий.
Цель:
теоретически обосновать и выявить
эффективность использования
Задачи:
1.Проанализировать состояние проблемы по использованию мультимедиатехнологий как методов повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе.
2.Раскрыть сущность, специфику и особенности использования мультимедиатехнологий как методов повышения эффективности обучения.
3.Разработать обучающий фильм и видеокейс для повышения эффективности обучения.
4.Теоретически обосновать и экспериментально проверить повышение внимания и мотивации как компонентов эффективности обучения.
Объект: процесс повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе.
Предмет: эффективность обучения.
Методы:
Теоретические (просмотр литературы, обобщение основных источников, поиск специфической литературы по трехмерному программированию);
Эмпирические (изучение программных средств, использование программных
средств для создания обучающего фильма, видеокейсов).
Этапы исследования:
1. изучение теоретического материала;
2. создание обучающего фильма;
3. создание видеокейса;
4. проведение эксперимента ;
5. написание самой работы.
Практическая значимость: дипломная работа может служить в качестве вспомогательного учебного пособия учителям информатики в их профессиональной деятельности.
МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Способы повышения эффективности обучения
Эффективность- результативность, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов [16, с. 303].
Под
повышением эффективности обучения
мы понимаем интегральную характеристику
обучения, это повышение внимания,
мотивации.
Повышение эффективности обучения |
↓
Повышение внимания | Повышение мотивации |
Внимание— сосредоточенность мыслей или зрения, слуха, на чем- нибудь избирательная направленность на тот или иной объект [16, с. 87].
Мотив- побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Мотива́ция— побуждение к действию; процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость [22, с.45]
Н.В. Клемешова выявила, что эффективность использования мультимедиатехнологий как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиатехнологий включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, а также этап саморегуляции и этап самореализации. Мультимедиатехнологии как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося.
Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедиатехнологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения. Использование мультимедиатехнологий может породить новые формы организации учебной деятельности в школе. В то же время такие технологии могут повысить эффективность и форм обучения, ставших традиционными, к которым, в первую очередь, необходимо отнести классно-урочную систему, применяемую в большинстве российских школ. Использование мультимедиатехнологий в условиях классно-урочной системы имеет свои положительные и отрицательные стороны, требующие более детального рассмотрения [7, с.2].