Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся

Содержание

Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 179.47 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОУ СПО КУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

            К защите перед ГАК допустить 
            Заместитель директора по учебной работе 
             Шуралев А.М.

            «__»  июня 200_ года.

Выпускная квалификационная работа

Тема: Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе.

Руководитель

    «__» 2010 года.

Рецензент

    «__» 2010 года.

Студент 5В группы

    «__» 2010 года.

Оценка 

Дата 

Минигалиев А.Н.

Тухбатуллин А. С.

Ялаева А.И.

            Кушнаренково 2010 
             

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                        3

1. Мультимедиатехнологии  как способ повышения эффективности  обучения школьников в общеобразовательной  школе.                                                                7

1.1. Способы повышения  эффективности обучения.                                                 7

1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий.                               18

1.3. Мультимедиатехнологии в обучении.                                                                  20

2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе.         26                                        

2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий.                                                                                             26

2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе.                                                                                                                            33

Заключение                                                                                                                   41

Список использованной литературы                                                                           42

Глоссарий по понятиям                                                                                               45

Приложения                                                                                                                   48

 

ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а  это проявление постоянства разрушает  и убивает интерес, особенно детский. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов  и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа  технологий, которые дают возможность  повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся.

    Мультимедиатехнологии - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

    Мультимедиатехнологии - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь [20, с.35].

    В последнее время создано много  мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни и обучающие программы  и так далее.

Из всех аспектов использования компьютеров  в данной работе рассматривается  только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа  технологии как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс  обучения более результативным. Как  учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию [7, с.4].

    Тема: Использование мультимедиатехнологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе.

    Актуальность: мультимедиатехнологии  открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов оказывает существенное влияние на развитие ученика. Мультимедиатехнологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала значительно повышается.

    Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. В связи с этим тема дипломной работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиатехнологий как средств повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

    Противоречие: при обучении школьников в общеобразовательной  школе применяются  традиционные средства, но возможно и использование мультимедиатехнологии, которые более эффективны в обучении.

    Проблема: недостаточно высокая эффективность традиционных средств в обучении школьников в общеобразовательной школе.

    Гипотеза: если в процессе обучения в общеобразовательной  школе использовать мультимедиатехнологии, то это будет способствовать:

-повышению эффективности обучения в общеобразовательной школе , улучшение усвоения учебного материала;

- улучшение эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышение информационной культуры учащихся, развитие познавательной и творческой активности учащихся;

- формированию у учащихся обобщенных представлений о возможностях мультимедиатехнологий.

    Цель: теоретически обосновать и выявить  эффективность использования мультимедиатехнологий в обучении школьников  в общеобразовательной школе.

    Задачи:

1.Проанализировать состояние проблемы по использованию мультимедиатехнологий как методов повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе.

2.Раскрыть  сущность, специфику и особенности использования мультимедиатехнологий как методов повышения эффективности обучения.

3.Разработать обучающий фильм и видеокейс для повышения эффективности обучения.

4.Теоретически обосновать и экспериментально проверить повышение внимания и мотивации как компонентов эффективности обучения.

    Объект: процесс повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе.

    Предмет: эффективность обучения.

    Методы:

Теоретические (просмотр литературы, обобщение основных источников, поиск специфической  литературы по трехмерному программированию);

Эмпирические (изучение программных средств, использование  программных 

средств для создания обучающего фильма, видеокейсов).

    Этапы исследования:

1. изучение  теоретического материала; 

2. создание  обучающего фильма;

3. создание видеокейса;

4. проведение эксперимента ;

5. написание самой работы.

    Практическая  значимость: дипломная работа может  служить в качестве вспомогательного учебного пособия учителям информатики  в их профессиональной деятельности.

 

МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

    1.1.Способы повышения эффективности обучения

    Эффективность- результативность, выражающаяся в отношении  полезных конечных результатов [16, с. 303].

    Под повышением эффективности обучения мы понимаем интегральную характеристику обучения, это повышение внимания, мотивации. 

Повышение эффективности обучения

        ↓                                 ↓

Повышение внимания Повышение мотивации
 

    Внимание— сосредоточенность мыслей или зрения, слуха, на чем- нибудь избирательная направленность на тот или иной объект [16, с. 87].

    Мотив- побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.

    Мотива́ция— побуждение к действию; процесс, управляющий  поведением человека, определяющий его  направленность, организованность, активность и устойчивость [22, с.45]

    Н.В. Клемешова выявила, что эффективность использования мультимедиатехнологий как дидактического средства при формировании учебной деятельности зависит от построения системы учебных занятий, содержащих в той или иной форме мультимедиа, в соответствии с моделью освоения учащимися учебной деятельности. Модель практического освоения обучающимися учебной деятельности в условиях активного применения мультимедиатехнологий включает этапы: стимулирующий, целеполагающий, обучающий, аналитико-рефлексивный, а также этап саморегуляции и этап самореализации. Мультимедиатехнологии как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности учащегося: стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этапе целеполагания происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; на аналитико-рефлексивном этапе и этапе саморегуляции происходит воздействие на сферу саморегуляции; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося.

    Таким образом, в настоящее время активно  исследуются различные аспекты  использования мультимедиа в  образовании, выделяются технические  и психолого-педагогические особенности  мультимедиатехнологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе средней и высшей школы. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения. Использование мультимедиатехнологий может породить новые формы организации учебной деятельности в школе. В то же время такие технологии могут повысить эффективность и форм обучения, ставших традиционными, к которым, в первую очередь, необходимо отнести классно-урочную систему, применяемую в большинстве российских школ. Использование мультимедиатехнологий в условиях классно-урочной системы имеет свои положительные и отрицательные стороны, требующие более детального рассмотрения [7, с.2].

Информация о работе Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе