Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся

Содержание

Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 179.47 Кб (Скачать)

    Анализ  содержания результатов исследований, посвященных проблеме использования  мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать вывод об отсутствии общих концепций, которые позволяли бы в единой системе понятий охватить и представить множество фактов, накопленных в практике обучения и воспитания. В педагогической науке, и особенно в практике отечественного преподавания, наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа технологий. Связано это, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия мультимедиа технологий как дидактического средства.

    Особенности взаимодействия человека и компьютера в условиях работы с информацией  разных типов. Влияние общения участников образовательного процесса с мультимедиасредствами на эффективность общего среднего образования.

    Важнейшей задачей школы на современном  этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое выражение  в том, что, наряду с педагогическими  целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности. Происходит постепенное осознание потребности  в формировании информационной культуры учащихся. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от педагога знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и  средствами современной науки. Однако многие преподаватели не имеют должного представления о сущности, структуре  и функциях мультимедиа технологий в учебном процессе .Редкое и малоэффективное применение мультимедиа технологий в практике российской школы обусловлено также современными реалиями отечественного образования: создание компьютерной базы школ и вузов не сопровождается в должной мере изучением проблемы применения новых дидактических средств в педагогических целях. В то же время результаты зарубежных и отечественных исследований весьма противоречивы и не всегда свидетельствуют в пользу применения таких компьютерных технологий в учебном процессе [6, с. 180].

    Все зарубежные проекты и отечественные  исследования по внедрению мультимедиа технологий свидетельствуют о высоком образовательном потенциале нового дидактического средства, но подчеркивается, что отсутствие должной организации учебного процесса с применением мультимедиа технологий затрудняет реализацию его возможностей .

Для понимания  роли мультимедиатехнологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

    Говоря  о мультимедиатехнологиях в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией : это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

    В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как  учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией  между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

    Таким образом, ИТО следует понимать как  приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования  состоит «в подготовке обучаемых  к полноценному и эффективному участию  в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

    В переводе с английского multimedia –  многокомпонентная среда, которая  позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет  области применения компьютера в  учебном процессе. Изобразительный  ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать  теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже  не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой  целый видеосюжет .

    Использование мультимедиатехнологий позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов. Мультимедиатехнологии не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно - ориентированны (текст, графика), в то время как другие ориентированны на время (звук, анимация и видео).

    Систематическое использование мультимедиатехнологий оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиатехнологий выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [5,с.2].

    Использование мультимедиатехнологий в обучении школьников порождает ряд особенностей, значимых с точки зрения психологии и педагогики. Одним из таких аспектов является психология общения преподавателей и учащихся с мультимедиаресурсами и компьютерной техникой.

    В философии и психологии использование  орудий, преобразующих деятельность человека, считается одним из основополагающих условий и показателем человеческого  развития. Совершенствование орудий деятельности, ее специализация, вычленение шаблонных операций и их последующая  автоматизация и т.п., а также  связанное с этим разделение труда  служат важнейшими и определяющими  характеристиками уровня развития человеческой цивилизации. Именно эти процессы обусловливают  повышение производительности труда, увеличение выпуска продукции, улучшение  ее качества, снижение себестоимости  и т.п.

    Генетически исходные формы деятельности обычно характеризуются тем, что субъект  деятельности имеет целостное представление  о структуре деятельности, умеет  выполнять все входящие в нее  действия и операции. Специализация  и тем более автоматизация  разрушают эту целостность, субъект  в лучшем случае осмысливает и  контролирует деятельность лишь с точки  зрения результатов частичных действий, выполняемых им самим. Поэтому в  условиях автоматизации любой производственной сферы увеличение доли творческого  труда одних работников неминуемо  сопровождается появлением новых шаблонных  видов деятельности, выполняемых  другими работниками [4, с.104].

    В автоматизации умственной деятельности человека долгое время прогресс был  достаточно скромным. Так, абак, применявшийся  для арифметических вычислений еще  в Древней Греции и Риме, использовался  в Западной Европе вплоть до XVIII века. Появившиеся в прошлом веке ЭВМ  произвели подлинный переворот  в сфере умственной деятельности, который пока глубоко и всесторонне  теоретически не осмыслен. В результате использования ЭВМ радикально меняются формы хранения, переработки и  передачи общественного опыта, поэтому, несомненно, правы те ученые, которые  говорят о том, что компьютеризация  и современные информационные технологии открывают новый этап в природе  функционального и онтогенетического  развития человеческой психики. Неизбежным результатом этого может стать  изменение структуры, стиля самой  умственной деятельности и, как следствие, условий взаимопонимания специалистов, работающих в одной и той же области.

    Рассмотрим  некоторые аспекты деятельности субъекта в системе "человек - компьютер - мультимедиа-ресурс". Известный  отечественный психолог О.К. Тихомиров, занимающийся философскими и психологическими вопросами проблемы искусственного интеллекта, анализируя роль и место  ЭВМ в деятельности человека, пишет: "Для нас ЭВМ, как и другие машины, - это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга. Если на этапе создания двигателей машины служили орудиями деятельности человека при выполнении работы, требующей  большого расхода энергии, то на этапе  развития компьютеров последние  стали орудиями умственной деятельности человека.

    Умственная  деятельность сохраняет свое опосредствованное  строение, но само средство является новым. Значит, вопрос о влиянии ЭВМ на развитие умственных процессов человека должен быть переформулирован так: в  чем отличие опосредования умственных процессов компьютером от опосредования  знаками? Вносит ли новое средство новые  изменения в самую структуру  умственных процессов? Можно ли, другими  словами, выделить новый этап в развитии высших психических процессов человека?".

    Он  выделяет три основных точки зрения в описании взаимодействий человека, компьютера и мультимедиа-ресурсов в сфере умственного труда: теорию замещения, теорию дополнения и теорию преобразования.

    Замещение имеет место тогда, когда соответствующее  программное обеспечение компьютера освобождает пользователя от знания алгоритмов решения многих классов  конкретных задач в той или  иной предметной области. Пользователю, чтобы получить интересующее его  решение, достаточно "механически" ввести условия задачи в компьютер. Алгоритм как полностью формализованная  процедура решения задач данного  типа разрабатывается другими специалистами, программистами составляется соответствующая  программа, которая затем вводится в компьютер; пользователь только использует алгоритм, хранящийся в памяти компьютера, не осваивая его. Во взаимодействии человека с машиной действие пользователя опосредствуется внешней, не усваиваемой  им процедурой. Разработчики же алгоритма  и программисты не освобождают себя от этой формальной процедуры, наоборот, они специально проводят формализацию, чтобы освободить потенциальных  потребителей продукта от необходимости  повторного решения задачи, относящейся  к известному типу. Налицо как новые  формы человеческой деятельности, так  и новое разделение труда.

    Дополнение  имеет место в случаях совместного  решения одной задачи человеком  и машиной, когда ЭВМ перенимает на себя решение некоторых частных  задач, не важно как, но ранее решавшихся человеком. Компьютер дополняет  человеческие возможности по переработке  информации, увеличивая объем и скорость такой переработки.

    Характеризуя  возможные изменения в онтогенетическом развитии, которые могут стать  результатом информатизации, О.К. Тихомиров  пишет, что с появлением компьютера меняется сама форма хранения общественного  опыта ("электронный мозг", например, вместо библиотек), процесс усвоения, где отношения учитель - ученик начинают опосредоваться компьютером, а также  содержание процесса усвоения (возможность  редукции усвоения формальных процедур благодаря использованию компьютеров). При этом, ссылаясь на Д. Ликлайдера, он пишет, что в подлинно симбиотическом взаимодействии человек не просто "партнер", он "лидер", ведущий игру. Вместе с тем этот вопрос требует конкретного  анализа, поскольку существуют различные  типы взаимодействия человека, компьютера и мультимедиа-ресурсов. В одних  ситуациях, например при обучении, "лидерство" может переходить к компьютеру, который  последовательно предъявляет задачи школьнику и оценивает его  решения. Интересный вариант обучающих мультимедиаресурсов - так называемая сократическая программа, в которой задаваемые ученику вопросы обусловливаются как текущим контекстом общения, так и всей историей диалога во время урока. Диалог в этом случае индивидуализирован, т.е. приспособлен к своеобразию деятельности данного школьника.

    Однако  в более широком плане и  здесь компьютер может и должен рассматриваться как орудие - орудие деятельности учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Вместе с  тем, очевидно, что позиция или  роль учителя и роль ученика разные. Значит, человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы

[14, с.122].

    Кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения школьников:

-визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.

- ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.

Информация о работе Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе