Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся
Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48
Анализ содержания результатов исследований, посвященных проблеме использования мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать вывод об отсутствии общих концепций, которые позволяли бы в единой системе понятий охватить и представить множество фактов, накопленных в практике обучения и воспитания. В педагогической науке, и особенно в практике отечественного преподавания, наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа технологий. Связано это, прежде всего, со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия мультимедиа технологий как дидактического средства.
Особенности взаимодействия человека и компьютера в условиях работы с информацией разных типов. Влияние общения участников образовательного процесса с мультимедиасредствами на эффективность общего среднего образования.
Важнейшей
задачей школы на современном
этапе является гуманизация процесса
обучения, которая находит свое выражение
в том, что, наряду с педагогическими
целями обучения, большое внимание
уделяется целям развития обучающихся,
формированию их индивидуальности. Происходит
постепенное осознание
Все зарубежные проекты и отечественные исследования по внедрению мультимедиа технологий свидетельствуют о высоком образовательном потенциале нового дидактического средства, но подчеркивается, что отсутствие должной организации учебного процесса с применением мультимедиа технологий затрудняет реализацию его возможностей .
Для понимания роли мультимедиатехнологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
Говоря о мультимедиатехнологиях в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией : это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.
В
каком-то смысле все педагогические
технологии (понимаемые как способы)
являются информационными, так как
учебно-воспитательный процесс всегда
сопровождается обменом информацией
между педагогом и обучаемым.
Но в современном понимании
Таким
образом, ИТО следует понимать как
приложение информационных технологий
для создания новых возможностей
передачи знаний (деятельности педагога),
восприятия знаний (деятельности обучаемого),
оценки качества обучения и, безусловно,
всестороннего развития личности обучаемого
в ходе учебно-воспитательного
В
переводе с английского multimedia –
многокомпонентная среда, которая
позволяет использовать текст, графику,
видео и мультипликацию в режиме
диалога и тем самым расширяет
области применения компьютера в
учебном процессе. Изобразительный
ряд, включая образное мышление, помогает
обучаемому целостно воспринимать предлагаемый
материал. Появляется возможность совмещать
теоретический и
Использование
мультимедиатехнологий
Систематическое использование мультимедиатехнологий оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиатехнологий выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность [5,с.2].
Использование мультимедиатехнологий в обучении школьников порождает ряд особенностей, значимых с точки зрения психологии и педагогики. Одним из таких аспектов является психология общения преподавателей и учащихся с мультимедиаресурсами и компьютерной техникой.
В
философии и психологии использование
орудий, преобразующих деятельность
человека, считается одним из основополагающих
условий и показателем
Генетически
исходные формы деятельности обычно
характеризуются тем, что субъект
деятельности имеет целостное представление
о структуре деятельности, умеет
выполнять все входящие в нее
действия и операции. Специализация
и тем более автоматизация
разрушают эту целостность, субъект
в лучшем случае осмысливает и
контролирует деятельность лишь с точки
зрения результатов частичных
В
автоматизации умственной деятельности
человека долгое время прогресс был
достаточно скромным. Так, абак, применявшийся
для арифметических вычислений еще
в Древней Греции и Риме, использовался
в Западной Европе вплоть до XVIII века.
Появившиеся в прошлом веке ЭВМ
произвели подлинный переворот
в сфере умственной деятельности,
который пока глубоко и всесторонне
теоретически не осмыслен. В результате
использования ЭВМ радикально меняются
формы хранения, переработки и
передачи общественного опыта, поэтому,
несомненно, правы те ученые, которые
говорят о том, что компьютеризация
и современные информационные технологии
открывают новый этап в природе
функционального и
Рассмотрим некоторые аспекты деятельности субъекта в системе "человек - компьютер - мультимедиа-ресурс". Известный отечественный психолог О.К. Тихомиров, занимающийся философскими и психологическими вопросами проблемы искусственного интеллекта, анализируя роль и место ЭВМ в деятельности человека, пишет: "Для нас ЭВМ, как и другие машины, - это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга. Если на этапе создания двигателей машины служили орудиями деятельности человека при выполнении работы, требующей большого расхода энергии, то на этапе развития компьютеров последние стали орудиями умственной деятельности человека.
Умственная
деятельность сохраняет свое опосредствованное
строение, но само средство является новым.
Значит, вопрос о влиянии ЭВМ на
развитие умственных процессов человека
должен быть переформулирован так: в
чем отличие опосредования
Он выделяет три основных точки зрения в описании взаимодействий человека, компьютера и мультимедиа-ресурсов в сфере умственного труда: теорию замещения, теорию дополнения и теорию преобразования.
Замещение
имеет место тогда, когда соответствующее
программное обеспечение
Дополнение
имеет место в случаях
Характеризуя
возможные изменения в
Однако в более широком плане и здесь компьютер может и должен рассматриваться как орудие - орудие деятельности учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Вместе с тем, очевидно, что позиция или роль учителя и роль ученика разные. Значит, человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы
[14, с.122].
Кроме
разгрузки умственной деятельности
от рутинных компонентов можно выделить
следующие психологические
-визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.
- ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.