Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся

Содержание

Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 179.47 Кб (Скачать)

    К достоинствам классно-урочной организации  обучения относят:

экономическую выгоду (по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием);

организационную упорядоченность системы обучения и руководства ею (четкость и непрерывность  учебно-воспитательного процесса);

систематический и планомерный характер предъявления учебного материала;

возможность сочетать фронтальные, групповые и  индивидуальные формы работы, оперативно переходить от одних форм к другим;

стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика  на основе знания учителем индивидуальных особенностей учащихся, а учениками  друг друга;

своеобразное  соревнование между учащимися при  коллективном характере работы на уроке;

возможность специализации учителей в рамках предметного обучения;

тесное  сочетание обязательной учебной  деятельности с различными видами внеклассной  и внеурочной работы.

    К числу основных недостатков относят:

ориентацию  на среднего ученика, в результате которой  создаются трудности при обучении слабых учеников и происходит задержка развития сильных;

преобладание  однообразного, неиндивидуализированного характера идейно-эмоционального воздействия  на учащихся со стороны учителя;

как правило, стандартное построение уроков в  течение всего периода обучения;

преобладание  фронтальных форм работы при изложении  нового материала;

работа  с отдельными учениками при опросах  и закреплении у доски изученного материала, при которой остальные  учащиеся на уроке фактически не участвуют  в процессе обучения;

ограниченные  возможности для применения коллективных форм учебной работы;

невозможность "досрочного" изучения материала  сильными учащимися и их перевода в следующий класс.

    Обучение  школьников большинству учебных  предметов в рамках классно-урочной  системы идет в специальных кабинетах. Основной формой организации обучения является урок. Поэтому перспективы  повышения эффективности классно-урочной  системы связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедиатехнологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления дидактических поисков.

    Современные мультимедиатехнологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской.

Учитель на таком уроке, сохраняя почти весь арсенал имеющихся у него методических приемов, может многократно его  преумножить возможностями мультимедиа-технологий. Для этого необходимы, прежде всего, мультимедиа-ресурсы, которые можно  легко встраивать в структуру  урока.

    К сожалению, основные усилия отечественных  разработчиков образовательных  программных продуктов и мультимедиа-ресурсов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное  обучение. Тактически более целесообразно  дать учителю такие мультимедиа-ресурсы, которые он мог бы сам без значительных дополнительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы.

    На  сегодняшний момент одним из перспективных  и важных может стать комплексный  подход к использованию мультимедиатехнологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса с интерактивной доской.

    Вряд  ли сегодня можно говорить, что  произошел какой-то существенный перелом  в сознании учителей-предметников и  методистов в отношении перспектив использования предлагаемых мультимедиа-ресурсов в организации учебного процесса. В обозримом будущем массовая школа по-прежнему останется классно-урочной, а подавляющее большинство существующих мультимедиа-ресурсов рассчитано на индивидуальную работу.

    В настоящее время для школ наиболее доступными мультимедиасредствами обучения являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски.

Правда, за редкими исключениями эти материалы  пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический  материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и  рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование  этих учебных материалов на уроке  весьма проблематично. Такие мультимедиа-ресурсы, как правило,рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу [6,с. 101].

    Необходимо  переосмыслить и всесторонне  использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие  средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные  записи), визуальные ("немые" кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии  диапозитивов, транспаранты - пленки с  нанесенным на них рисунком - для  графопроектора, наборы материалов для  эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы).

    Имеется многочисленная методическая литература, посвященная использованию на уроке  как отдельных технических средств, так и их комплексов. Описаны достоинства  и недостатки конкретных технических  средств обучения. Для разных видов  технических средств разработаны  рекомендации по их применению, созданы  варианты заданий для самостоятельной  коллективной и индивидуальной работы и пр.

    Несмотря  на все сказанное, перечисленные  технические средства обучения удачно (или неудачно) дополняли и сопровождали учебный процесс, но никогда не определяли его лицо. Компьютер, мультимедиа-ресурсы  и интерактивная доска позволяют  интегрировать и существенно  обогатить возможности перечисленных  технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование  и проведение всех уроков.

    Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать  достоинства учебного кинофильма: оптимальное  сочетание разных выразительных  языковых средств (текста, звука, статических  и динамических демонстраций), выбор  нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п. Столь же просто реализовать  наиболее популярные приемы работы с  графопостроителем: наложение и снятие пленок.

    Мультимедиатехнологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.

    Мультимедиатехнологии неизмеримо расширяет возможности  в организации и управлении учебной  деятельности и позволяет практически  реализовать огромный потенциал  перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного  обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта [3,с.67].

    Вернемся  к прежним техническим средствам  обучения. Необходимость затемнения при использовании киноаппаратуры и эпипроектора не позволяла учителю  должным образом управлять познавательной активностью учащихся и сводила  на нет многие усилия разработчиков  учебных материалов, обесценивала их методические замыслы. Не произошло  значительных изменений в активизации  познавательной деятельности и в  управлении ею с появлением телевизоров, видеомагнитофонов, графопроекторов, используемых в незатемненной аудитории. Несмотря на то, что учитель перед  просмотром на уроке учебного фильма или других материалов пытался сформировать у учащихся необходимую установку, а после просмотра организовывал  специальную работу по усвоению просмотренной  информации, многие учащиеся "пассивно воспринимали" предлагаемый материал.

    Похожую картину можно наблюдать и  при изложении учебного материала  самим учителем у классной доски. Если к тому же материал приходится сразу записывать, то у учащегося  зачастую ускользает и его понимание. Хорошо известно, что оперативно поставленные текущие контрольные вопросы, на которые по ходу занятия ученикам необходимо давать ответы, значительно  повышают качество обработки и усвоения воспринимаемой ими информации.

    В условиях традиционной классно-урочной  системы эффективность такого дидактического приема, к сожалению, не велика - учитель  физически не может быстро обработать и оценить ответы учащихся. Совсем другое дело, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы рассчитаны на компьютерную обработку. Учитель получает возможность оперативно отслеживать "средний процент  понимания" и вносить в ход  урока необходимые коррективы. Более  того, по окончанию занятия можно  отследить и оценить работу каждого  школьника. Таким образом, мультимедиатехнологии позволяют инициировать и стимулировать внутреннюю активность учеников даже в условиях применения объяснительно-иллюстративного метода. Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.

    Широкий изобразительный ряд, активное включение  образного мышления в образовательный  процесс помогают обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. У учителя появляется возможность  совмещать изложение теоретических  сведений с показом демонстрационного  материала.

    Мультимедиатехнологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

    Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального  обучения в классе, а также для  самостоятельной работы дома. Они  предлагают для пользователя очень  много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный  материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень  его трудности.

    Позитивные  факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:

- лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;

-мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;

- экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения.

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения [5, с.102].

 

 

    1.2. Мультимедиатехнологии в обучении

    Multimedia - (Англ.) многокомпонентная среда,  позволяющая использовать текст,  графику, видео и мультипликацию.

«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией  в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных  компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и  др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его  мерцанием и постепенным исчезновением и др [20, c.35].

    В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:

Взаимодействие  различных информационных блоков (текста, графики, видеофрагментов) посредством  гиперссылок. Гиперссылки представлены в виде специально оформленного текста, или в виде определенного графического изображения. Одновременно на экране может  располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования.

Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.

В состав мультимедийного компьютера для  обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Использование  мультимедиа технологий на уроках предъявляет высокие требования к компьютеру: объему памяти, звуковоспроизводящему оборудованию, скоростному режиму дисковода для CD-ROM или DVD- ROM.

Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Однако существует ряд актуальных проблем, связанных  с использованием средств информационных технологий в современном общем  образовании.

Информация о работе Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе