Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся
Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48
К достоинствам классно-урочной организации обучения относят:
экономическую выгоду (по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием);
организационную
упорядоченность системы
систематический и планомерный характер предъявления учебного материала;
возможность сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, оперативно переходить от одних форм к другим;
стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика на основе знания учителем индивидуальных особенностей учащихся, а учениками друг друга;
своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере работы на уроке;
возможность специализации учителей в рамках предметного обучения;
тесное сочетание обязательной учебной деятельности с различными видами внеклассной и внеурочной работы.
К числу основных недостатков относят:
ориентацию
на среднего ученика, в результате которой
создаются трудности при
преобладание
однообразного, неиндивидуализированного
характера идейно-
как правило,
стандартное построение уроков в
течение всего периода
преобладание фронтальных форм работы при изложении нового материала;
работа
с отдельными учениками при опросах
и закреплении у доски
ограниченные возможности для применения коллективных форм учебной работы;
невозможность "досрочного" изучения материала сильными учащимися и их перевода в следующий класс.
Обучение
школьников большинству учебных
предметов в рамках классно-урочной
системы идет в специальных кабинетах.
Основной формой организации обучения
является урок. Поэтому перспективы
повышения эффективности
Современные мультимедиатехнологии позволяют говорить о предметном уроке в компьютерном классе, например, с интерактивной доской.
Учитель
на таком уроке, сохраняя почти весь
арсенал имеющихся у него методических
приемов, может многократно его
преумножить возможностями
К
сожалению, основные усилия отечественных
разработчиков образовательных
программных продуктов и
На сегодняшний момент одним из перспективных и важных может стать комплексный подход к использованию мультимедиатехнологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения) в условиях класса с интерактивной доской.
Вряд
ли сегодня можно говорить, что
произошел какой-то существенный перелом
в сознании учителей-предметников и
методистов в отношении перспектив
использования предлагаемых мультимедиа-ресурсов
в организации учебного процесса.
В обозримом будущем массовая
школа по-прежнему останется классно-урочной,
а подавляющее большинство
В настоящее время для школ наиболее доступными мультимедиасредствами обучения являются имеющие сетевые версии мультимедийные CD-диски.
Правда, за редкими исключениями эти материалы пока мало отличаются от обычных печатных изданий. По-прежнему основной теоретический материал представляется в знаково-символьной форме и сопровождается привычными готовыми статичными чертежами и рисунками. Учителей, в первую очередь, не устраивает то, что использование этих учебных материалов на уроке весьма проблематично. Такие мультимедиа-ресурсы, как правило,рассчитаны на внеурочную индивидуальную самостоятельную работу [6,с. 101].
Необходимо
переосмыслить и всесторонне
использовать большой методический
опыт, накопленный методикой обучения
в области использования
Имеется
многочисленная методическая литература,
посвященная использованию на уроке
как отдельных технических
Несмотря
на все сказанное, перечисленные
технические средства обучения удачно
(или неудачно) дополняли и сопровождали
учебный процесс, но никогда не определяли
его лицо. Компьютер, мультимедиа-ресурсы
и интерактивная доска
Специальный монтаж материала, записанного на разных носителях, позволяет реализовать достоинства учебного кинофильма: оптимальное сочетание разных выразительных языковых средств (текста, звука, статических и динамических демонстраций), выбор нужных планов и деталей изучаемого объекта, изменение его ракурсов и т.п. Столь же просто реализовать наиболее популярные приемы работы с графопостроителем: наложение и снятие пленок.
Мультимедиатехнологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки.
Мультимедиатехнологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые, однако, оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта [3,с.67].
Вернемся
к прежним техническим
Похожую картину можно наблюдать и при изложении учебного материала самим учителем у классной доски. Если к тому же материал приходится сразу записывать, то у учащегося зачастую ускользает и его понимание. Хорошо известно, что оперативно поставленные текущие контрольные вопросы, на которые по ходу занятия ученикам необходимо давать ответы, значительно повышают качество обработки и усвоения воспринимаемой ими информации.
В условиях традиционной классно-урочной системы эффективность такого дидактического приема, к сожалению, не велика - учитель физически не может быстро обработать и оценить ответы учащихся. Совсем другое дело, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы рассчитаны на компьютерную обработку. Учитель получает возможность оперативно отслеживать "средний процент понимания" и вносить в ход урока необходимые коррективы. Более того, по окончанию занятия можно отследить и оценить работу каждого школьника. Таким образом, мультимедиатехнологии позволяют инициировать и стимулировать внутреннюю активность учеников даже в условиях применения объяснительно-иллюстративного метода. Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.
Широкий
изобразительный ряд, активное включение
образного мышления в образовательный
процесс помогают обучаемому целостно
воспринимать предлагаемый материал.
У учителя появляется возможность
совмещать изложение
Мультимедиатехнологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.
Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
Позитивные факторы, которые говорят в пользу такого способа получения знаний, следующие:
- лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;
-мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;
- экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения.
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и позднее легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения [5, с.102].
1.2. Мультимедиатехнологии в обучении
Multimedia
- (Англ.) многокомпонентная среда,
позволяющая использовать
«Мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом виде, как у обычных компьютеров. Мультимедиа-компьютеры позволяют воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов, видеоклипов, перемещением изображений и текстов, изменением цвета и масштаба изображения, его мерцанием и постепенным исчезновением и др [20, c.35].
В мультимедийных программах используется определенный способ передачи информации:
Взаимодействие
различных информационных блоков (текста,
графики, видеофрагментов) посредством
гиперссылок. Гиперссылки представлены
в виде специально оформленного текста,
или в виде определенного графического
изображения. Одновременно на экране может
располагаться несколько
Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи.
В состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод для компакт-дисков, головные телефоны, звуковые колонки. Использование мультимедиа технологий на уроках предъявляет высокие требования к компьютеру: объему памяти, звуковоспроизводящему оборудованию, скоростному режиму дисковода для CD-ROM или DVD- ROM.
Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа. Однако существует ряд актуальных проблем, связанных с использованием средств информационных технологий в современном общем образовании.