Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся
Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48
- ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.
- расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.
- возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).
- возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.
С
появлением компьютера и мультимедиа-ресурсов
возникают новые формы
В деятельности школьника в системе "человек - компьютер - мультимедиаресурс", где отдельные умственные действия опосредствуются внешней изначально не усваиваемой им процедурой, формируется другой стиль мышления. Этот факт уже наблюдаем. Например, в последние годы резко выросло число учащихся, которые могут формально воспроизводить определения, доказательства и т.п., не понимая их смысла и не испытывают при этом никакого дискомфорта. Вероятно, освобождаясь от детального рассмотрения задач, алгоритм решения которых "известен" компьютеру, ученик лишается многих творческих моментов, возникающих в процессе поиска способа решения, а значит, не получает и каких-то важных компонентов опыта творческой деятельности.
Поэтому,
применяя в общем среднем образовании
современные информационные технологии
и мультимедиаресурсы, не следует забывать,
что "творческий" уровень интерактивного
взаимодействия человека с компьютером
определяется содержанием и уровнем интеллектуального
развития человека. А это означает, что
в основе взаимодействия, объединяющего
человека и мультимедиаресурсов, должна
лежать система личностных знаний [4, с.104].
1.3.Учебный
видеокейс, как пример мультимедиатехнологий
Видеокейс представляет собой описание конкретной ситуации из практики работы реальной организации в формате игрового видеоролика (ситуация разыгрывается профессиональными актёрами). Видеокейс является готовым инструментом обучения, многократно повышающим эффективность усвоения знаний и навыков.
Видеокейс состоит из учебного видеоролика на CD-ROM носителе.
Учебный видеоролик представляет собой игровой видеофрагмент, подробно, интересно и красочно описывающий учебную ситуацию, длительностью около 10-15 минут.
Видеокейс
- инструмент обучения, основанный на кейс-методе
(методе анализа конкретных ситуаций).
Суть этого метода заключается в
том, что обучающимся предлагают
осмыслить ситуацию из реальной деловой
практики. В случае с видеокейсом
учебная ситуация описывается посредством
кино. Это может быть игровое (ситуация
разыгрывается
Видеокейс, как правило, состоит из:
- видеофильма на CD-ROM носителе;
-записки для преподавателя (в которой содержатся рекомендации о том, как лучше организовать работу с видеокейсом, авторский анализ ситуации и вопросы для обсуждения, а также дополнительные задания и упражнения по теме).
Видеокейс является полностью готовым инструментом для проведения группового обучения, который с успехом могут применять преподаватели, профессиональные тренеры и консультанты. С помощью видеокейсов можно проводить групповое обучение.
Использование видеокейса на занятии позволяет:
- погрузить участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей или настоящей профессиональной деятельности.
- повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации.
- повысить эмоциональную вовлечённость участников в процесс обучения.
- легко адаптировать практические ситуации к существующим программам обучения за счет конкретности и краткости видеокейсов.
- вырабатывать практические навыки непосредственно в учебной аудитории.
- подводить различные теоретические концепции под выработку решения проблемной ситуации, поскольку видеокейс подразумевает мультивариативность ответов на поставленные вопросы.
- перенести акцент обучения с овладения конкретными знаниями на их выработку.
- усилить роль личности преподавателя в учебном процессе, предоставив ему поле для творчества [4, с.103].
Технология создания видеокейса.
1. Выбираем готовый фильм.
2. Импортируем видео в программу Move Maker.
3. Оставляем нужный фрагмент.
4.Добовляем титры.
5. Сохраняем файл фильма в AVI формате.
Технология применения видеокейса.
1. Определяем вид учебного затруднения.
2. Выбираем метафору.
3.Подбираем
видеоматериал по данной
4.Импортируем видео в программу Move Maker.
5. Оставляем нужный фрагмент.
6.Оформляем.
7. Сохраняем файл фильма в AVI формате.
8. Применяем полученный видеокейс.
9. Проверяем,
устранено ли затруднение.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
2.1.
Повышение эффективности обучения при
использовании мультимедиатехнологий
В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при обсуждении дидактических и методических аспектов использования компьютера и мультимедиа-ресурсов в общеобразовательной школе основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной (индивидуальной и/или групповой) деятельности школьников, развитие критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли. Резкой критике подвергаются традиционная классно-урочная система и практика обучения, построенные на трансляции и репродукции готового системного предметного знания, не мотивированного собственными потребностями школьников.
Рост
активности и самостоятельности
школьников в учебной деятельности
часто напрямую связывают с наличием
и умелым поддержанием у него непосредственного
интереса к компьютеру, вызываемого
привлекательностью и функциональными
возможностями мультимедиа-
Чаще всего в этом случае срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: скачанные в сети Интернет готовые проекты, рефераты, курсовые работы и другие мультимедиа-ресурсы стали сегодня в школе уже привычным фактом.
Определенную
опасность таит внешнее поверхностное
использование мультимедиа-
Наконец, для кого-то компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой, стоит вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, тоже не редкость.
Компьютер и мультимедиаресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития школьника (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.
Поэтому в обсуждении перспектив использования мультимедиаресурсов в общем среднем образовании не должна умаляться, как иногда это делается, ни роль предметного обучения, ни роль учителя, хорошо знающего свой предмет и умеющего управлять развитием учебно-познавательной деятельности своих учеников. Только сделав учителя своим союзником, вооружив его конкретными мультимедиа-ресурсами, пригодными для использования на обычном школьном уроке, и методиками их применения, можно надеяться на успешное развитие на новой технологической базе педагогических технологий.
Использование мультимедиатехнологий в обучении школьников обычно рассматривается в четырех основных направлениях:
компьютер и мультимедиатехнологии как объекты изучения;
компьютер и мультимедиатехнологии как средства представления, хранения и переработки учебной информации;
компьютер как средство организации учебного взаимодействия учащихся;
компьютер как средство управления учебной деятельностью школьников.
Мультимедиатехнологии как форма представления информации разных видов, расширяет возможности организации учебной деятельности. Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты "живых" уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации несут с собой новые виды учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школ и отдельных учителей появляется возможность создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа-ресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов [14, с.121].
При
использовании
Неслучайно,
что в школьной практике все шире
применяются такие формы
Наиболее
часто в научных и учебно-