Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Один из способов это применение мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности школьников и привлечь внимание учащихся

Содержание

Введение 3
1. Мультимедиатехнологии как способ повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе. 7
1.1. Способы повышения эффективности обучения. 7
1.2. Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий. 18
1.3. Мультимедиатехнологии в обучении. 20
2. Использование мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 26
2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий. 26
2.2. Экспериментальное выявление повышения эффективности обучения школьников при использовании мультимедиатехнологий в общеобразовательной школе. 33
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Глоссарий по понятиям 45
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 179.47 Кб (Скачать)

- ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.

- расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.

- возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).

- возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.

    С появлением компьютера и мультимедиа-ресурсов возникают новые формы опосредованного  общения учеников и учителей. Раскрывая  эту мысль, О.К. Тихомиров пишет: "Важным фактором, обусловливающим изменение  умственной деятельности, является создание сети ЭВМ. Эту ситуацию развития можно охарактеризовать как переход от индивидуального взаимодействия человека с ЭВМ к взаимодействию групп людей и групп ЭВМ, причем взаимодействия между людьми становятся опосредованными взаимодействием с ЭВМ. Возникает "групповой симбиоз". Эффективность работы этой новой системы более высокого порядка увеличивается не только за счет простого суммирования индивидуального вклада возрастающего числа "подсистем", но и за счет ускорения обмена сведениями, необходимыми для решения задач, а также за счет гармонического сочетания работы людей, обладающих разным стилем мыслительной деятельности".

    В деятельности школьника в системе "человек - компьютер - мультимедиаресурс", где отдельные умственные действия опосредствуются внешней изначально не усваиваемой им процедурой, формируется другой стиль мышления. Этот факт уже наблюдаем. Например, в последние годы резко выросло число учащихся, которые могут формально воспроизводить определения, доказательства и т.п., не понимая их смысла и не испытывают при этом никакого дискомфорта. Вероятно, освобождаясь от детального рассмотрения задач, алгоритм решения которых "известен" компьютеру, ученик лишается многих творческих моментов, возникающих в процессе поиска способа решения, а значит, не получает и каких-то важных компонентов опыта творческой деятельности.

    Поэтому, применяя в общем среднем образовании  современные информационные технологии и мультимедиаресурсы, не следует забывать, что "творческий" уровень интерактивного взаимодействия человека с компьютером определяется содержанием и уровнем интеллектуального развития человека. А это означает, что в основе взаимодействия, объединяющего человека и мультимедиаресурсов, должна лежать система личностных знаний [4, с.104].  

    1.3.Учебный видеокейс, как пример мультимедиатехнологий 

    Видеокейс представляет собой описание конкретной ситуации из практики работы реальной организации в формате игрового видеоролика (ситуация разыгрывается  профессиональными актёрами). Видеокейс  является готовым инструментом обучения, многократно повышающим эффективность  усвоения знаний и навыков.

    Видеокейс состоит из учебного видеоролика  на CD-ROM носителе.

Учебный видеоролик представляет собой игровой  видеофрагмент, подробно, интересно  и красочно описывающий учебную  ситуацию, длительностью около 10-15 минут.

    Видеокейс - инструмент обучения, основанный на кейс-методе (методе анализа конкретных ситуаций). Суть этого метода заключается в  том, что обучающимся предлагают осмыслить ситуацию из реальной деловой  практики. В случае с видеокейсом  учебная ситуация описывается посредством  кино. Это может быть игровое (ситуация разыгрывается профессиональными  актёрами по заранее подготовленному  сценарию), либо документальное (в съёмках  участвуют реальные представители  компании) кино.

    Видеокейс, как правило, состоит из:

- видеофильма на CD-ROM носителе;

-записки для преподавателя (в которой содержатся рекомендации о том, как лучше организовать работу с видеокейсом, авторский анализ ситуации и вопросы для обсуждения, а также дополнительные задания и упражнения по теме).

    Видеокейс является полностью готовым инструментом для проведения группового обучения, который с успехом могут применять преподаватели, профессиональные тренеры и консультанты. С помощью видеокейсов можно проводить групповое обучение.

    Использование видеокейса на занятии позволяет:

    - погрузить участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей или настоящей профессиональной деятельности.

    - повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации.

    - повысить эмоциональную вовлечённость участников в процесс обучения.

    - легко адаптировать практические ситуации к существующим программам обучения за счет конкретности и краткости видеокейсов.

    - вырабатывать практические навыки непосредственно в учебной аудитории.

    - подводить различные теоретические концепции под выработку решения проблемной ситуации, поскольку видеокейс подразумевает мультивариативность ответов на поставленные вопросы.

    - перенести акцент обучения с овладения конкретными знаниями на их выработку.

    - усилить роль личности преподавателя в учебном процессе, предоставив ему поле для творчества [4, с.103].

    Технология  создания видеокейса.

1. Выбираем  готовый фильм.

2. Импортируем  видео в программу Move Maker.

3. Оставляем  нужный фрагмент.

4.Добовляем  титры. 

5. Сохраняем  файл фильма в AVI формате.

Технология применения видеокейса.

1. Определяем  вид учебного затруднения.

2. Выбираем  метафору.

3.Подбираем  видеоматериал по данной метафоре.

4.Импортируем  видео в программу Move Maker.

5. Оставляем  нужный фрагмент.

6.Оформляем.

7. Сохраняем  файл фильма в AVI формате.

8. Применяем  полученный видеокейс.

9. Проверяем,  устранено ли затруднение. 

 

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

    2.1. Повышение эффективности обучения при использовании мультимедиатехнологий 

    В условиях информационного общества и информатизации образования самостоятельное  непрерывное пополнение знаний и  их применение становится потребностью человека на протяжении всей его жизни. Поэтому при обсуждении дидактических  и методических аспектов использования  компьютера и мультимедиа-ресурсов в общеобразовательной школе основной упор делается на организацию самостоятельной познавательной (индивидуальной и/или групповой) деятельности школьников, развитие критического мышления, культуры общения, умения выполнять различные социальные роли. Резкой критике подвергаются традиционная классно-урочная система и практика обучения, построенные на трансляции и репродукции готового системного предметного знания, не мотивированного собственными потребностями школьников.

    Рост  активности и самостоятельности  школьников в учебной деятельности часто напрямую связывают с наличием и умелым поддержанием у него непосредственного  интереса к компьютеру, вызываемого  привлекательностью и функциональными  возможностями мультимедиа-ресурсов. Однако наличие этого интереса далеко не всегда гарантирует становление  в будущем опосредствованного интереса к компьютеру как средству достижения истинных целей учебной деятельности.

    Чаще  всего в этом случае срабатывает  свойственный всему живому принцип  экономии сил: скачанные в сети Интернет готовые проекты, рефераты, курсовые работы и другие мультимедиа-ресурсы  стали сегодня в школе уже  привычным фактом.

    Определенную  опасность таит внешнее поверхностное  использование мультимедиа-ресурсов для выполнения малозначимых в общеобразовательном  плане групповых и индивидуальных проектов.

    Наконец, для кого-то компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой, стоит  вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, тоже не редкость.

    Компьютер и мультимедиаресурсы могут стать не только мощным средством становления и развития школьника (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

    Поэтому в обсуждении перспектив использования мультимедиаресурсов в общем среднем образовании не должна умаляться, как иногда это делается, ни роль предметного обучения, ни роль учителя, хорошо знающего свой предмет и умеющего управлять развитием учебно-познавательной деятельности своих учеников. Только сделав учителя своим союзником, вооружив его конкретными мультимедиа-ресурсами, пригодными для использования на обычном школьном уроке, и методиками их применения, можно надеяться на успешное развитие на новой технологической базе педагогических технологий.

    Использование мультимедиатехнологий в обучении школьников обычно рассматривается в четырех основных направлениях:

компьютер и мультимедиатехнологии как объекты изучения;

компьютер и мультимедиатехнологии как средства представления, хранения и переработки учебной информации;

компьютер как средство организации учебного взаимодействия учащихся;

компьютер как средство управления учебной  деятельностью школьников.

    Мультимедиатехнологии как форма представления информации разных видов, расширяет возможности организации учебной деятельности. Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты "живых" уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации несут с собой новые виды учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школ и отдельных учителей появляется возможность создания электронных библиотек с готовыми мультимедиа-ресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов [14, с.121].

    При использовании мультимедиаресурсов на уроке учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм; варьирование поля самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, предоставление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.

    Неслучайно, что в школьной практике все шире применяются такие формы организации  учебного взаимодействия, как групповые  проекты, при создании которых используются возможности глобальных сетей, коллективное участие в электронных конференциях, поиск мультимедиаресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры по коллективному решению задач на основе общения, опосредствованного компьютером, между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет ему значительно интенсифицировать и сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усиливает эмоциональную составляющую учебного процесса, позволяет по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, делает ее привлекательной для них.

    Наиболее  часто в научных и учебно-методических публикациях описываются убедительные примеры управления учебно-познавательной деятельностью (оперативный контроль, направленный на активизацию внимания, на этапе изложения нового материала; интерактивное взаимодействие с  компьютером на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, умений и навыков; текущий контроль на промежуточных этапах и итоговый контроль достигнутых результатов; коррекция как самого процесса обучения, так и его результатов на основе переструктурирования и дозировки учебного материала) [9,с.97].

Информация о работе Использование мультимедиа технологий для повышения эффективности обучения школьников в общеобразовательной школе