Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.

Содержание

Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ - оконч версия.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

      Зачет по практикуму проводится по всему  циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствует систему педагогического воздействия.

        Проблемный семинар. Особенности этой формы работы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д.

      Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12-15 человек.

      Руководитель  семинара знакомит участников с темой  семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования.

      Педагоги  изучают педагогическую литературу по теме семинара, составляют рефераты по книгам, статьям, обсуждают возникшие  спорные вопросы.

      Участники семинара планируют организацию  опытной работы. Они консультируются  по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада.

      Вся работа проходит по календарному плану.

      В заключение работы семинара лучшие доклады  могут быть рекомендованы руководителем  научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическом чтении, опубликованы в печати и т.д.

      Открытые  занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации  детей. Тема занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа сообщаются заблаговременно.

      Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим  его анализом.

      Повышению квалификации специалистов способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблеме физической культуры ребенка. 

      Формы работы с детьми по физическому воспитанию средствами   игр народов Севера мы представили в рисунке 19.

      Подбор  и планирование игр народов Севера зависит от общего уровня физического  и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени  года, особенностей режима, места проведения, интересов детей.

      У ребенка должны быть сформированы элементарные представления о традициях, обычаях, культуре народов Севера. Для лучшего  понимания игрового сюжета педагог  проводит предварительную работу с  детьми: читает художественные произведения, организует наблюдения за явлениями природы, проводит взаимосвязь между особенностями климата и условиями жизни местных народов, приспособлением животных к природным условиям. Организует экскурсии по городу, в национальный музей. Проводит беседы. Закрепляет знания детей в продуктивной деятельности.

      Физкультурные занятия основная форма организованного  систематического обучения физическим упражнениям. В структуру физкультурного занятия в основную ее часть включается подвижная игра, которая способствует повышению функционального состояния организма. Подвижная игра выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры нередко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, - все это является кульминацией подъема жизненных сил ребенка.

      Игры  народов севера разучиваются на физкультурных  занятиях и включаются в структуру прогулки, в режимные моменты как самостоятельная деятельность детей, где роль воспитателя определяется как организатора игры. При этом воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие совершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для проведения игр.

      Игры  народов севера целесообразно включать в досуговую деятельность детей, в спортивные праздники и развлечения. Освоенные на регулярных физкультурных занятиях. Они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.

      Такая форма работы с детьми выделяется на фоне повседневной жизни детей  необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями, которые изменяют привычный вид детского участка, группы или физкультурного зала, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем, объединяющая детей веселым, бодрым настроением.

      В ходе праздника должен присутствовать сюрпризный момент, вызывающий у детей  повышенный интерес, яркость впечатлений, удивление, радость.

      Важную  роль в физическом воспитании средствами игр народов Севера играет создание предметно развивающей среды, в формирование которой в старшем дошкольном возрасте следует активно привлекать детей.

      Семья – социальный институт воспитания и физического в том числе.  Часто случается, что воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере, родители нуждаются в помощи со стороны специалистов дошкольных учреждений, которая может оказываться в различных формах. Формы работы с родителями по физическому воспитанию средствами игр народов Севера представлены в рисунке 20.

      

      Индивидуальные  консультации. Могут быть письменные и устные, плановые и неплановые, т.е. стихийно возникающие по инициативе одной из сторон. Письменные консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы в разной форме, например. Информация на стенде «Консультация по вашей просьбе», «Спрашивали - отвечаем» или «Вечер вопросов и ответов».

      Индивидуальная  беседа – одна из доступных форм установления связи с семьей. Целью беседы является обмен мнениями по вопросу физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера и предполагает активное участие и воспитателя и родителей. Следует заранее продумать тему беседы, вопросы, которые педагог задаст родителям. В результате беседы родители должны получить новые знания [25, с.14].

      Школа молодых родителей (в виде клуба). Такая форма общения предполагает доверительные отношения, осознание педагогами значимости семьи в воспитании детей, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседание клуба осуществляется регулярно. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить интересную и полезную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети [47, с.37].

      День  открытых дверей позволяет наглядно продемонстрировать родителям методику разнообразных форм организации детей.  Родители воочию могут видеть успехи детей, принять участи в соревнованиях, играх.  Целесообразно подключать родителей к подготовке и проведению совместных мероприятий детей с родителями [25, с.15].

      Собрания  – это действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера в условиях ДОУ и семьи. Можно познакомить с итогами диагностики. К выступлению на собрании могут подключиться специалисты детского сада (старший воспитатель, медсестра, инструктор ФК) [47, с.38].

      Круглые столы. В них принимают участие старший воспитатель, психолог, инструктор ФК, медик, воспитатели других групп. Участники свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщение специалиста по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов [25, с.15].

      Практикум. Эта форма работы с родителями позволяет на практике познакомить с целями, задачами, содержанием игр народов севера, с методикой их организации и проведения, способствует установлению отношений в коллективе родителей, положительному эмоциональному настрою.

      Телефон доверия. Связь с инструктором по ФК, медиком, старшим воспитателем. Родители, занятые на производстве имеют возможность задать волнующие вопросы и получить компетентные ответы специалистов по телефону.

      Наглядно-информационные методы. Содержание стендового  должно быть ориентированно на решение актуальных проблем развития детей данного возраста, знакомить с особенностями того или иного возраста. С его помощью знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера. Можно предложить материал на такие темы как «Физическое воспитание ребенка», «Рекомендации для родителей по организации досуга (по развитию того или иного вида движения и т.д.)».  Можно предложить картотеку игр народов Севера, оформить фотовыставку деятельности детей, стенды, ширмы, папки-передвижки. Такие методы способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада в физическом воспитании детей, оказывают практическую помощь семье [47, с.38].

      Семинары  - цель их – согласование между родителями и педагогами стратегий физического воспитания ребенка средствами игр народов Севера, формирование у родителей представлений о целях и задачах физического воспитания. Семинары должны быть рассчитаны на 1-1,5 часа и могут включать:1) подготовку; 2) разминку; 3) обсуждение проблемы 4) практическая часть (игры, упражнения); 5) оценка и завершение семинара.

      Вывод.

      Анализ  воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию средствами   игр народов Севера показал, что воспитатели группы старшего дошкольного возраста   планируют  занятия по физическому воспитанию, также планируют использование подвижных игр, но на практике их проведение недостаточно. Регулярность планирования народных в разных режимных моментах недостаточное, а их проведение в ходе наблюдений за деятельностью воспитателей и вовсе отсутствует.  Уровень содержания предметно-развивающей среды по физическому воспитанию недостаточный. В работе с родителями тема физического воспитания отражается недостаточно: она представлена лишь в консультативно-стендовом материале, отражающим особенности физического развития старших дошкольников. Индивидуальных бесед на эту тему воспитатели не проводят вообще.

      Обследование  физического воспитания детей показал  уровень развития основных движений у детей старшего дошкольного  возраста недостаточный. Особую тревогу  вызывают низкие показатели развития равновесия, прыжков, метания.

      Большинство родителей проявляет интерес к физическому воспитанию вообще и средствами игр народов Севера в частности, но им не хватает специальных знаний, они нуждаются в помощи педагога.

      Таким образом, мы сделали вывод, что для  совершенствования профессионального  мастерства педагогов, улучшения показателей физического воспитания дошкольников, повышения знаний родителей по физическому воспитанию необходима целенаправленная работа, которая представлена нами в модели физического воспитания дошкольников средствами игр народов Севера. 
 
 

      Заключение

        Настоящее исследование было посвящено физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр, в ходе которого мы установили, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для физического воспитания детей и сделали вывод, что наиболее удачным средством физического воспитания старших дошкольников являются народные игры, а в нашем регионе – игры народов Севера, которые, кроме того, способствуют решению задач патриотического воспитания.   

Информация о работе Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста