Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа
Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.
Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3
Народные игры являются неотъемлемой частью национального и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Радость движения сочетается с духовным обогащением дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности родному краю [21, с.5-6].
Народные игры помогают старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к стране, интерес к многонациональной культуре и искусству, взаимопомощь, уважение к трудящемуся человеку, что особенности труда и жизни человека зависят от природно-климатических условий, это находит отражение в разных песнях, сказаниях, в движениях танцев и игр [20, с.5].
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания дошкольники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающаяся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Приведем пример таких игр: русские народные - «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору»; белорусские – «Ежик и мыши», «Охотники и утки»; игры народов Севера: «Ястреб и утки», «Олени и пастух».
В народных играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Таковыми являются, например, русские народные игры «Жмурки», «Фанты» и др; молдавские – «Сбей кушму», «Яблоко», игры народов Севера – «Нарты-сани».
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения
точны и образны, часто сопровождаются
неожиданными веселыми моментами, заманчивыми
и любимыми детьми считалками, жеребьевками,
потешками. Они сохраняют свою художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неповторимый, игровой фольклор.
Так, например, зачины, которые, по определению
русского фольклориста Г.А.Виноградова,
являются как бы игровой прелюдией, дают
возможность быстро организовать игроков,
настроить их на объективный выбор водящего,
безоговорочное и точное выполнение правил.
Этому способствует ритмичность, напевность
или игровое скандирование считалок, предшествующих
игре:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води
Помимо считалок существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают своим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они договорившись кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх руки, образуют воротца. Последнего воротца задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
Конь вороной остался под горой.
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?
Играющий встает позади того, кого выбрал.
Таким образом, дети делятся на две команды, и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочки или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?».
У народов Севера водящим становится тот, кто угадает загадку. Загадки отражают особенности быта, предметы труда, окружающих явлений. Например: Крикнет журавль с обрубленным хвостом – слышится крик за тридцать озер. (Выстрел из ружья). Два человека соревнуются, но никто из них не может победить (Человек на лыжах). Если дети затрудняются в определении предмета, они имеют право задавать вопросы. Например, могут спросить «Речь идет о живом или неживом предмете?».
В некоторых народных играх перед началом встречаются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят: «Кто засмеется, губа задерется. Раз, два, три, четыре, пять с этих пор молчать!» Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становиться водящим.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр, например, в украинской игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (черченном на земле круге) и говорит: «Мышка, мышка, продай уголок за шильце, за мыльце, за белое полотенце, за зеркальце!» После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
В игре мансийского народа «Важенка и оленята» ведущий произносит следующие слова:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно…
Дети изображают оленят, на слова «Волк идет!» убегают.
Основным
условием внедрения народных игр
в жизнь дошкольников всегда было
и остается глубокое знание и свободное
владение обширным игровым репертуаром,
а также методикой
В ходе народных игр
Методика объяснения
Таблица 2.
Виды народных игр
Игры с зачином | Несюжетная игра | Сюжетная народная игра |
Не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин. | Воспитатель дает пред-ставление о ее содержании, последовательности игро-вых действий, расположе-нии игроков и атрибутов, правилах игры. Задать 1-2 уточняющих вопроса, чтоб убедиться, как дети поняли его. Основная часть времени предоставляется основным игровым действиям детей. В конце игры положительная оценка поступков тех детей, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. | Предварительный
рассказ о жизни того народа, в
чью игру им предстоит играть, показ
иллюстраций, предметов быта и искусства,
ознакомление с обычаями, фольклором
и т.п.
Кратко, но образно рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами. |
Таким
образом, народные игры являются важнейшим
средством всестороннего
1.3. Педагогические условия физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера.
Для
осуществления физического
Под методами мы пониманием систему приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств, условий [48, с.37].
Кенеман А.В., ХухлаеваД.В. выделяют методы, которые мы представили в виде схемы в рисунке 4:
Рисунок
4.
В рисунке 5 мы представили методы, которые выделяет Степаненкова Э.Я.:
Рисунок 5.
На основе анализа форм физического воспитания, которые даны в «Теории и методике физического воспитания» А.В. Кенеман и Д.В.Хухлаевой, мы составили схему форм организации работы по физическому воспитанию средствами народных игр и представили ее в рисунке 6.
Рисунок 6.
Формы
организации физического
Повышению качества физического воспитания способствует организация разнообразных форм работы с педагогическим коллективом: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы.
Мы считаем, что задачи физического воспитания средствами игр народов Севера должны решаться общими усилиями с родителями и работниками ДОУ, которые осуществляют пропаганду физической культуры и спорта, здорового образа жизни, приобщают родителей к совместной работе по физическому воспитанию. С этой целью организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые мероприятия. Различные формы физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений, в связи с этим следует знакомить их со специальной литературой по физическому воспитанию, а также рекомендовать литературу, предназначенную для родителей.
Формирование
предметно-развивающей среды (оформление
группы, атрибуты к народным играм, предметы
для игр на каждого ребенка), также является
условием физического воспитания детей
средствами игр народов Севера. Важно,
чтоб она соответствовала требованиям
безопасности, возрасту, способствовала
разностороннему развитию, позволяла
постепенно увеличивать нагрузку. Физкультурное
оборудование должно быть ярким, эстетичным.
Выводы по первой главе.
Теория физического воспитания рассматривает общие законы управления физическим совершенствованием ребенка, она рассматривает цель, задачи, черты, принципы физического воспитания, раскрывает связь с другими сторонами воспитания – умственным, нравственным, эстетическим, трудовым.
Теория физического воспитания складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, гигиена, биохимия и др.).
В нашей стране сложилась подлинно народная, научно обоснованная система физического воспитания. При этом были использованы все прогрессивные, накопленные человечеством на протяжении многовековой историей взгляды.
На современном этапе вопрос физического воспитания остается актуальным. Разрабатываются и получают распространение программы нового поколения.
Народные игры являются одним из условий физического воспитания ребенка.
В педагогической истории России большое значение народным играм придавали такие ученые как П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.Н.Водовозов, П.Ф.Каптерев, Е.А. Аркин и др. Народные игры рассматривались ими как основа физического воспитания. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением дошкольников.