Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.

Содержание

Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ - оконч версия.doc

— 447.00 Кб (Скачать)
 

      В большинстве детских садов Хантымансийского автономного округа используется «Программа воспитания и обучения в детском  саду» под редакцией М.А.Васильевой. В практике детских садов не нашла применения ни одна региональная программа по физическому воспитанию дошкольников.

      Старший дошкольный возраст является наиболее важным для развития ребенка. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

      К моменту поступления в школу  у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных игр  и упражнений. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также двигательную активность.

        Отличительными особенностями старших  дошкольников являются познавательная  активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому в процессе физического воспитания должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения различных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности [45, с.28].

      Таким образом, в нашей стране сложилась  подлинно народная, научно обоснованная система физического воспитания. При этом были использованы все прогрессивные, накопленные человечеством на протяжении многовековой историей взгляды. Теория физического воспитания  рассматривает цель, задачи, черты, принципы физического воспитания, раскрывает связь с другими сторонами воспитания – умственным, нравственным, эстетическим, трудовым. Исходя из вышесказанного,  мы дали такое определение народной игры – это любимый вид деятельности ребенка, готовящий его к жизни посредством упражнений, которые находятся в ее содержании. 

      1.2. Теоретико-методические  основы народных  игр.

      По  определению П.Ф. Лесгафта народная игра является упражнением посредством которого ребенок готовится к жизни [54, с.174].

      А.В.Кенеман  рассматривает народную игру  как  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной  силой. [20, с.4]

      Э.Я.Степаненкова считает, что народная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанными с обязательными для всех играющих правилами  [50, с.76].

      Народные  игры являются одним из условий физического воспитания ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Народные игры всегда являются творческой деятельностью. В них проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его [21, с.5].

      Многочисленные  исследования М.Арександера, В.Райха, М.Фельденкрайза  и др. доказано, что характер мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле. Педагог должен научить дошкольников двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом физического воспитания [49, с.229].

      По  данным Лоуэна, игры повышают настроение, снимают агрессию, помогают избавиться от мышечных напряжений, вызывают удовольствие. Удовольствие, по его мнению, это  свобода телодвижений от мышечной брони, мышечного напряжения.

      В педагогической истории России народным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине ХIХ века появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. в них подчеркивается важнейшее значение народной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям детей дошкольного возраста [48].

      Особая  роль  игр подчеркивается и в  работах В.В. Гориневского. Он рассматривал игру как средство формирования личности ребенка, придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые испытывает ребенок в игре.

      Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым  средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.

      В.Н.Всеволодский-Гернгросс  большое значение придавал народным играм с предметом. Дошкольник, играя, выполняет различные манипуляции: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

      Игровая деятельность таит в себе огромные возможности, которые раскрывали исследователи  игры дошкольников А.В.Запорожец, Т.А. Маркова, К. Ринцлер [49, c.220]. Особо они подчеркивали развитие творчества в народных играх.

        Роль народных игр в умственном воспитании: дошкольники учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственными представлениями, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение.

      Для народных игр характерно нравственно  ценное содержание. Они воспитывают  доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы [20, с.4].

      В народных играх совершенствуется эстетическое восприятие. Дети познают красоту  движений, их образность, у них развивается  чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

      Народная  игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в  определенной последовательности, совершенствуя  двигательные навыки, необходимые для  трудовой деятельности.

      Значение  народной игры для формирования личности мы представили в рисунке 3.

      Рисунок 3.

      Условно можно выделить несколько типов  народных игр, которые по-разному  способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

      I тип: Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психо-физические качества. Пример игр этого типа есть у каждого народа: татарская народная игра «Серый волк», у народов Севера игра «Здравствуй, догони!», башкирская народная игра «Липкие пеньки».

      II тип: Игры, требующие придумывания движений и мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требуют от играющих прекратить движение по существующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. У дагестанцев есть игра этого типа «Палочка-стукалочка», у народов Севера – «Сокол и лиса», «Полярная сова и евражки». Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны. Гюрджиев Г. утверждает, что стиль движений и поз разных народов, классов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей, чувств жестким образом связаны с автоматизмом движений, Г.Гюрджиев писал: «Мы не осознаем, до какой степени наше интеллектуальная, эмоциональная и двигательная функции взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависит от наших поз». Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали и уныния, то он вскоре в действительности почувствует печаль и уныние. Точно так же, равнодушие, отвращение могут быть связанны путем искусственного изменения позы. Начатое движение в игре прекращается в игре командой «Стоп!» Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма. Стоп-упражнение  - является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения [19, с.65].

      В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную cферы, развивая механизмы эмпатии. Дети передают характер и образы персонажей игры, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов, обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

      III тип: Игры с предметом, им отводится особая роль. Отмечая разностороннее воздействие использования предметов на психофизическое развитие ребенка Ф.Фребель подчеркивал его роль в координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых игры с предметом сопровождаются словами и песнями. У каждого народа есть примеры таких игр, например русская народная игра «Блуждающий мяч», мансийская народная игра «Отбивка оленей» - с мячом.

      IV тип: Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к себе. Примером игры с элементами соревнования может служить «Лапта» (русская народная игра), «Достань шапку» (дагестанская игра), «Перетягивание на палках»(хантыйская игра)

      V тип: В играх типа «Жмурки» (русская игра), «Белый шаман» (игры народов Севера), «У Мазаля» (белорусская игра) совершенствуются аналитические системы, осуществляются сенсорные коррекции [50, с.76].

        В теории и методике физического  воспитания существует несколько  параметров классификации подвижных  игр: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре, по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

      Гориневкий  В.В. и Аркин Е.А. классифицировали игры по возрасту дошкольников. В их рекомендациях отражается необходимость учета эмоций, возрастного своеобразия в развитии детей и постепенности при проведении [54, с.147].

      Конторович  М. М. и Михайлова Л.И. в руководстве  для воспитателей «Подвижные игры в  детском саду»   классифицируют игры по возрасту, степени подвижности, в порядке нарастающей трудности (по сложности содержания, правил и движений, входящих в игру) [27, с.14].

      Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. классифицировали игры как по возрасту, так и по основным движениям. Для каждого  возраста они предлагают игры с бегом, подскоками и прыжками, игры с предметами. Для малышей – игры-забавы, а для старших дошкольников – спортивные игры. Кроме того, игры классифицируются в зависимости от сезона и погоды и места их использования (на площадке, на лугу, в лесу, у воды и в воде, под навесом) [38].

      Народные  подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков  в них ярко отражался образ  жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.   

Информация о работе Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста