Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа
Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.
Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3
Профессиональная
компетентность педагога всегда была
и остается основным условием внедрения
народных игр в жизнь дошкольников,
которая включает в себя знание методов
и форм физического воспитания, умелую
организацию работы с родителями, с персоналом
ДОУ, создание предметно-развивающей среды.
Глава 2. Организация исследования по физическому воспитанию средствами народных игр
2.1. Организация исследования физического воспитания детей дошкольного возраста средствами игр народов Севера
Цель нашего исследования: разработать модель физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием игр народов Севера.
В соответствии с поставленной целью и задачами были использован комплекс педагогических методов: анализ, опрос, диагностика, наблюдение, сравнительный анализ данных.
Исследование было проведено на базе в МДОУ №1 г. Пыть-Ях Хантымансийского автономного округа. В исследовании принимали участие 25 детей и 25 родителей.
Перед нами стояли следующие задачи:
1.
Изучение и анализ воспитательно-образовательной
работы с детьми старшего
2. Исследование уровня развития основных движений и интереса к играм народов Севера детей старшего дошкольного возраста.
3.
Исследование отношения
4.
Проектирование модели
В
соответствии с целью и задачами
исследования была разработана программа
исследования, состоящая из трех этапов:
1 Этап: Изучить и проанализировать воспитательно-образовательную работу с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию детей и использование игр народов Севера в воспитательно-образовательном процессе.
2 Этап: Выявить уровень развития основных движений детей старшего дошкольного возраста и интерес детей к играм народов Севера.
3 Этап: Исследование отношения родителей к физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и играм народов Севера.
4 Этап: Разработать модель физического
воспитания средствами игр народов Севера
в условиях ДОУ.
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера
Для исследования воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера Провели анализ календарного и перспективного планов, наблюдение за деятельностью воспитателей, их взаимодействием с родителями.
Результаты анализа и наблюдений фиксировались в разработанную нами диагностическую карту, критерии и параметры оценок представлены в таблице 3:
Таблица 3
Анализ воспитательно-образовательной работы
по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера
Критерии оценок | Баллы |
Регулярность планирования физкультурных занятий | 2 |
Выполнение плана физкультурных занятий | 1 |
Регулярность планирования подвижных игр в режимных моментах | 2 |
Выполнение плана подвижных игр | 1 |
Регулярность планирование народных игр | 1 |
Выполнение плана народных игр | 1 |
Содержание развивающей среды по физическому воспитанию | 1 |
Наличие атрибутов для народных игр | 1 |
Работа с родителями по физическому воспитании. | 1 |
Общий балл | 12 |
Параметры
оценки: 1 – недостаточный; 2 – достаточный
Количество баллов 15 и меньше – недостаточный уровень. Количество баллов 16 и больше – достаточный. Количество занятий в неделю должно быть 3. Количество подвижных игр в день 4, из них народных - 2. (по рекомендации Апеевой Л.А.). Содержание развивающей среды по физическому воспитанию должно включать: атрибуты к народным и подвижным играм (маски, предметы, используемые в народных играх: шапка, накидка и т.п.); предметы на каждого ребенка, способствующие развитию движений (кубики, султанчики, флажки, мешочки и т.д.); физкультурные принадлежности (скамейка, ребристая доска, дуги, стойки и проч.); мячи, скакалки, обручи. |
В ходе исследования воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера общий балл составил 12, что свидетельствует о недостаточном уровне
Качественный
анализ показал, что воспитатели
группы старшего дошкольного возраста
планируют занятия по физическому
воспитанию согласно требованиям «Программы
воспитания и обучения в детском саду»
под ред. М.А.Васильевой, также планируют
использование подвижных игр, но на практике
их проведение недостаточно. Регулярность
планирования народных игр в разных режимных
моментах согласно рекомендациям Апеевой
Л.А недостаточное, наблюдения за деятельностью
воспитателей показали, что их проведение
и вовсе отсутствует. Уровень
содержания предметно-развивающей среды
по физическому воспитанию недостаточный.
В работе с родителями тема физического
воспитания отражается недостаточно:
она представлена лишь в консультативно-стендовом
материале, отражающем особенности физического
развития старших дошкольников. Индивидуальных
бесед на эту тему воспитатели не проводят
вообще.
Для определения уровня развития основных движений нами была использована диагностика на основе задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., который мы определяли по трем критериям: высокий, средний, низкий и представили в таблице 4. Параметрами оценок служили те знания и умения, которыми ребенок должен овладеть к концу года:
Таблица 4.
Уровни | Основные движения | |||||
Ходьба и бег | Лазанье, ползанье | Прыжки | Метание | Равновесие | ||
статич. | динамич. | |||||
Высокий (В) | Легко, ритмично, сох-раняя правильную осанку, направ-ление, темп (самос-тоятельно). | Лазанье по гим-настической стенке с изме-нением темпа (высота 2,5) разноименным и одноименным способом, пол-зание на четве-реньках с толка-нием мяча голо-вой, с дугами, змейкой с пре-одолением препятствий, в сочетании с дру-гими видами движений. (самостоятель-но) | Ритмичное выполнение прыжков на двух ногах с разнообразным движением рук, прыжки через скакалку. Прыгает в длину и в высоту с места, с высоты до 40 см, правильно отталкивается, приземляется, сохраняя равновесие | Умеет дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния, занимает правильное исходное положение. Умеет отбивать мяч о пол правой и левой рукой | Сохране-ние рав-новесия, стоя на гимнастической скамейке, на нос-ках, на одной ноге, в заданной позе. | Сохране-ние равно-весия, в ходьбе по гимнасти-ческой скамейке с предметом на голове, с преодо-лением препятс-твий, в сочетании с другими видами движений. (самостоя-тельно) |
Средний (С) | Легко, ритмично, сохра-няя правильную осанку, направ-ление, темп (по напоминанию). | Лазанье по гим-настической стенке с измене-нием темпа (высота 2,5) разноименным и одноименным способом, пол-зание на четве-реньках с толка-нием мяча голо-вой, с дугами, змейкой с пре-одолением пре-пятствий, в соче-тании с другими видами движе-ний. (Для выпол-нения требуются указания и под-держка воспита-теля | При выполнении прыжков с движениями рук сбивается с ритма, плохо прыгает через скакалку. При прыжках в длину и в высоту с места, с высоты до 40 см требуются указания и помощь воспитателя для правильного выполнения. | Умеет диф-ференцировать свои уси-лия в зависи-мости от за-данного рас-стояния, за-нимает пра-вильное ис-ходное поло-жение. Умеет отбивать мяч о пол правой и левой ру-кой.(Для вы-полнения требуются помощь воспитателя, указания, зрительные ориентиры). | Сохранение равно-весия, стоя на гимнас-тической скамей-ке, на носках, в заданной позе. Неустой-чивое равнове-сие на одной ноге | Сохране-ние равно-весия, в ходьбе по гимнастической скамейке с предметом на голове, с преодо-лением препятс-твий, в сочетании с другими видами движений. (Для вы-полнения требуются помощь воспитат-еля, указания). |
Низкий (Н) | Нарушение осанки, сбивчи-вый темп, не умеет держать направ-ление. | Лазанье по гим-настической стенке с измене-нием темпа (вы-сота 2,5) разнои-менным и одно-именным спосо-бом, ползание на четвереньках с толканием мяча головой, с дуга-ми, змейкой с преодолением препятствий, в сочетании с дру-гими видами движений. (Не обращает внима-ние на качество выполнения дви-жений даже по указанию воспитателя) | Не умеет прыгать через скакалку. Не обращает внимание на качество выполнения движений даже по указанию воспитателя | Не обращает внимание на качество выполнения движений даже при оказании помощи воспитателя, использовании зрительных ориентиров, указаний. | Не обращает внима-ние на качество выполне-ния движе-ний даже при оказании помощи воспитателя, исполь-зовании зритель-ных ориенти-ров, указаний. | Не обращает внимание на качество выполнения движений даже при оказании помощи воспитателя, указаний. |
Результаты
диагностического обследования фиксировались
в таблицу 5 (см Приложение №1).
Таблица 5
Выявление уровня развития основных движений
Ф.И. ребенка | Основные движения | |||||||||
лазание | прыжки | метание | равновесие | |||||||
Ходьба | Бег | В длину с места | В дину с разбега | В высоту с разбега | статическое | динамическое | ||||
%
-ное соотн.
уровней |
Высокий |
24 | 12 | 4 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 | 12 |
Средний | 52 | 64 | 64 | 48 | 44 | 72 | 60 | 48 | 64 | |
Низкий | 24 | 24 | 32 | 52 | 58 | 28 | 32 | 52 | 24 |
Анализ результатов обследования показал, что низкий уровень развития ходьбы у 24% детей для них характерны нарушение осанки, сбивчивый темп, неумение держать направление. Средний уровень – у 52% . Эти дети в процессе ходьбы бега не всегда следят за осанкой, сохраняют направление, темп. В процессе движения они слышат указания воспитателя и стараются придерживаться их. Высокий уровень овладения ходьбой и бегом у 24% детей.
Высокий уровень развития бега обнаружен у 12% детей, для них характерен легкий, ритмичный бег с сохранением правильной осанки, направления движения, темпа.
У 64 % детей средний уровень развития бега. Для них характерны те же параметры, но по напоминанию воспитателя.
Низкий уровень развития бега у 24% детей. Во время бега у них наблюдается нарушение осанки, сбивчивый темп, неумение держать направление.
В освоении лазанья и ползания мы отметили следующие результаты: высокий уровень у 4% (1 ребенок) – он умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа разноименным и одноименным способом, ползать на четвереньках с толканием мяча головой. Средний уровень – у 64%. Для выполнения движения этим детям необходима страховка воспитателя, указания, подбадривание. У 32% детей – низкий уровень – не обращают внимание на качество выполнения движений даже по указанию воспитателя.
В выполнении прыжков ни у кого не обнаружился высокий уровень. Средний уровень в прыжках в длину с места – у 48% детей, в прыжках в длину с разбега у 72% детей, прыжках в высоту – у 44%. Низкий уровень в прыжках в длину с места – у 52% детей, в прыжках в длину с разбега у 28% детей, в прыжках в высоту – у 56 %.
Высокий уровень метания показали 8% детей. Они умеют дифференцировать свои усилия в зависимости от расстояния, занимают правильное исходное положение, умеют отбивать мяч о пол правой и левой рукой. Средний уровень – 60% детей. Для выполнения движения им требуются помощь воспитателя, указания, зрительные ориентиры. Дети с низким уровнем развития движения оказалось 32% (8 человек). У них низкое качество даже при оказании им помощи, использовании зрительных ориентиров.
Уровень развития статического равновесия у обследуемых детей ниже, чем динамического.
Наглядное соотношение уровней развития основных движений мы представили в рисунке 7.
Рисунок
7. Процентное соотношение
уровней развития основных
движений.
На основе задач «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой [44], мы разработали диагностику, направленную на выявление детьми интереса к народным подвижным играм, параметры оценок которой представлены в таблице 6.
Таблица 6
Уровни | Параметры оценок | |||
Знание народных игр. | Понимание содержания | Самостоятельная организация игр | Соблюдение правил | |
Высокий | 3-4 игр | может объяс-нить правила и описать содержание 3-4 народных игр; | знает заклички, организовывает детей, распреде-ляет роли с помо-щью считалки; | сам выполняет правила, требует их выполнения от игроков. |
Средний | 2 игры | может объяснить правила и описать содержание 2 игр; | принимает предложение поиграть, берет на себя роли водящего; | сам старается соблюдать правила, если и не выполняет их, то из-за нечет-кого понимания содержания игры, не следит за вы-полнением правил со стороны игроков. |
Низкий | Знает 1 игру или не знает | не может объяснить пра-вила и описать содержание игры. | избегает участия в подвижных играх, никогда не берет на себя роль водящего. | часто нарушает правила, не следит за выполнением правил со стороны игроков. |