Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.

Содержание

Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ - оконч версия.doc

— 447.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. АКМУЛЛЫ 

ИНСТИТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ 

КАФЕДРА ПЕДАГИГИКИ 

Специальность: 0309000 Дошкольная педагогика и психология

Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии

Курс: 6

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА 

БУЗДУГАН  МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА 

Использование   игр народов Севера

в физическом воспитании детей

старшего  дошкольного возраста 

                     Научный руководитель:

                     Старший преподаватель

              Сыртланова  Нелли Шамильевна 

Работа допущена к защите____________

Заведующий кафедрой _______________

Дата предоставления ________________

Дата защиты _______________________

Оценка ____________________________ 

Уфа 2007

      Содержание

Введение……………………………………………………………… ….

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………

1.1. Физическое  воспитание дошкольников в исследованиях  отечественных ученых……………………………………………………

1.2. Методические  основы народных игр………………….......................

1.3. Педагогические  условия физического воспитания  средствами народных игр…………………………………………….. ………………..

Выводы  по первой главе…………………………………………………

Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………

2.1. Этапы  исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………

2.2.  Результаты исследования физического  воспитания старших дошкольников  средствами игр народов Севера  ………………………..

2.3.   Проектирование модели физического  воспитания средствами игр народов  Севера в условиях ДОУ…………………………………….

Выводы…………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Педагогические  рекомендации…………………………………………..

Литература…………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………

3 

10

10

19

29

32  
 
 
 

33 

33 

35 

46

56

57

58

 59

64 
 
 

 
 

Введение

      Актуальность. 

      Задача  создания всех необходимых условий  для того, чтобы дети росли физически  здоровыми, крепкими, является одной  из важнейших. Поэтому правильно  поставленной воспитательной работой  может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

      Проблема  физического воспитания во все времена  не теряла своей актуальности. Одним  из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ  Аристотель писал о взаимосвязи  физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение  - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.

      Древнегреческий врач Гиппократ представлял себе физическое воспитание как занятие различными физическим упражнениями, использование которых содействует разностороннему, более гармоничному развитию тела. 

      Французский физиолог и педиатр Жорж Демени внес значительный вклад в теорию физического  воспитания, он автор гимнастической системы физического воспитания. Исследования показывают, что психическая деятельность ребенка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания. Эти положения нашли отражения в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и их учеников и последователей – Н.И.Красногорского, Н.И.Касаткина, Н.М. Щелованова и др.

      Физиологи Рауцкис Ю.Ю., Аракелян О.Г., Лайзане  С.Я., Селиверстова Д.Н.  считают движение в физическом воспитании врожденной, жизненной необходимостью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все новые системы и функции организма.

        П.Ф.Лесгафт – антом и врач, является признанным основоположником  системы физического воспитания  в России. Идеи П.Ф. Лесгафта в области физического воспитания дошкольников продолжил врач-гигиенист Е.А. Аркин. Его труд «Дошкольный возраст» освещает закономерности высшей нервной деятельности, вопросы организации жизни дошкольников, режима дня.

      Л.И.Чулицкая опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка - дошкольника, определила гигиенические нормы его воспитания и ввела эти нормы в практику детского сада.

      Многие  педиатры, гигиенисты: В.А. Шишкина, М.А. Рунова, Л.В. Карманова, В.Г.Фролов  считают, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяются не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий – гигиенических, социально-бытовых, климатических.

      Работы  психологов Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца свидетельствуют, о том, что физическая воспитание имеет первоначальное значение на психическое развитие ребенка. На важность целенаправленной работы по развитию и совершенствованию собственных движений указывали также такие ученые как А.А.Ухтомский, Н.А.Берштейн.

      В истории педагогики проблема физического  воспитания всегда стояла на первом месте. Ян Амос Коменский считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие.

      Иоганн  Песталоцци разработал аналитический  метод физического воспитания: от простых форм движений к более  сложным.

        Жан Жак Руссо считал, что физическое  воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Основой физического воспитания по его мнению должны быть детские подвижные игры.

      В последние годы ведущими направлениями  в исследованиях по физическому  воспитанию стали изучение эффективности  двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И.А. Аршавского направлены на  структурно-энергетические возможности организма дошкольника.

      Передовые представители русской культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтоб донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.

      Русские народные игры для детей впервые  были собраны и обработаны Е.А.Покровский. Богатство содержания, разнообразие рифм, простата, занимательность, юмор – характерные их черты.

      Выдающийся  педагог Макаренко А.С. большое  значение придавал игре, считал: каков  ребенок в игре, таков он будет  в труде.

      Д.В.Менжерицкая, обобщила опыт использование народных игр в педагогической работе с  дошкольниками, оказывала большую  помощь в их сборе и обработке исследователям из Литвы, Украины, Азербайджана, Монголии.  

      Исследователи детской подвижной игры Конторович М.М., Михайлова Л. И. рассматривали  подвижную игру как средство  физического воспитания, т.к. она  включает основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения  укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Кроме того, игра способствует умственному развитию ребенка, воспитывает моральные качества.

        Кенеман А.В., ХухлаеваД.В. представили  наиболее распространенные народные  игры для дошкольников, содержащих  специфику национального быта, природные,  исторические и географические  особенности разных народов.

          З.В.Лиштван показано взаимодействие  обучения и игры в воспитательном  процессе и влияние игры на  личность дошкольника. Исследования  Левиной-Шириной направлены на  выявление связи между игрой  и нравственным воспитанием детей  старшего дошкольного возраста.  А.И.Матусик изучала создание детского коллектива в игре и формирование организаторских способностей. А.П.Усова выдвинула в качестве предмета исследования реальные общественные отношения детей в игре. Предметом научных интересов Жуковской Р.И. был сюжет детской игры, его содержание и педагогическое руководство с целью всестороннего воспитания старшего дошкольника.

      Галяутдинов И.Г. подчеркивает значение башкирских народных игр для физического  развития, патриотического воспитания старших дошкольников, объясняет их происхождение.

      Правильная  организация физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд является наиболее актуальной проблемой в организации жизнедеятельности  группы в ДОУ. Подвижные игры являются наиболее удачным средством решения этой проблемы, т.к. игра является основным видом деятельности в дошкольном детстве, а подвижная игра – наиболее любима детьми. 

      Народные  игры   как показывает многовековый опыт, развивают у детей такие  качества, как ловкость, смелость, выносливость.

      В настоящее время использование  игр народов Севера в физическом воспитании дошкольников изучено недостаточно. 
 

      Цель  исследования: разработать модель физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием игр народов Севера.

      Объект  исследования:  физическое  воспитание детей старшего дошкольного возраста. 

      Предмет исследования:  влияние игр народов Севера на физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. 

      Гипотеза  исследования: мы предположили, что   использование игр народов севера в физическом воспитании будет успешным при условии создания развивающей среды, целенаправленной работы с детьми, просвещения родителей и педагогического коллектива в вопросах физического воспитания. 

      Задачи  исследования:

      1. Анализ теоретических основ физического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста.

      2.  Изучение и анализ  воспитательно-образовательной  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по физическому воспитанию, с использованием игр народов  Севера.

      3. Исследование уровня развития основных движений и интереса к играм народов Севера детей старшего дошкольного возраста.

      4. Исследование отношения родителей  к физическому воспитанию детей  старшего дошкольного возраста.

      5.  Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ.  

      Теоретико-методологической основой  исследования является:

      Учение  И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, которе позволяет понять закономерности формирования двигательных навыков, особенности  построения движений и развитие психофизических качеств; научное обоснование взаимодействия психики и мышечной деятельности И.М. Сеченова.

      Труды педагогов, врачей, гигиенистов по организации, методике физического воспитания: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А.Метлова, А.В.Кенеман, Л.И.Чулицкой.

      Системный подход Л.С.Выготского в психологии к познанию ребенка в комплексе  всех его способностей, благодаря  которому становиться возможным  обосновать роль движения в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии.

Информация о работе Использование игр народов Севера в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста