Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:52, дипломная работа
Проблема физического воспитания во все времена не теряла своей актуальности. Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию, была Спарта. Древнегреческий философ Аристотель писал о взаимосвязи физического воспитания и психического состояния организма. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания, он считал, что движение - это жизнь и что физическое воспитание предшествует умственному.
Введение……………………………………………………………… ….
Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр……………
1.1. Физическое воспитание дошкольников в исследованиях отечественных ученых……………………………………………………
1.2. Методические основы народных игр………………….......................
1.3. Педагогические условия физического воспитания средствами народных игр…………………………………………….. ………………..
Выводы по первой главе…………………………………………………
Глава 2. Организация и методы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера…………… …………………….…………………………
2.1. Этапы исследования физического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игр народов Севера ………………
2.2. Результаты исследования физического воспитания старших дошкольников средствами игр народов Севера ………………………..
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ…………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………..
Педагогические рекомендации…………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………… 3
Результаты диагностического обследования фиксировались в таблицу 7 (Приложение №2).
Таблица
7.
Исследование интереса детей к народным подвижным играм
Ф.И. ребенка | Количество игр | Понимание содержания | Самостоятельная организация (выясняется в процессе наблюдения) | Соблюдение правил в процессе игры (выясняется в процессе наблюдения) |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Средний | 44 | 44 | 28 | 76 |
Низкий | 56 | 56 | 72 | 24 |
Качественный анализ
понимают содержание 24%.
Могут объяснить правила и описать содержание 3-4 игр 24% (6 детей) – это высокий уровень. Могут объяснить правила и описать содержание 1-2 игр 40% - средний уровень. Не смогли описать ни одну игру 36% детей – это низкий уровень.
Высокий уровень самостоятельной организации игр у 8% детей. Они знают заклички, организовывая детей на игру, распределяют роли с помощью считалок. Средний уровень у 28% детей. Они принимают предложение поиграть, охотно берут на себя роли водящих. У 64% детей – низкий уровень. Для них характерно избегание участия в играх.
Сами выполняют правила и следят за их исполнением 28% детей – этой высокий уровень. Стараются выполнять правила, иногда нарушают из-за нечеткого понимания содержания игры – 48% детей. Часто нарушают правила, не следят за их выполнением среди игроков 24% детей.
Наглядное соотношение параметров исследования интереса старших дошкольников к народным играм мы представили в рисунке 8.
Рисунок 8.
Соотношение параметров
исследования интереса
старших дошкольников
к народным играм.
Соотнеся результаты диагностики развития основных движений и интереса детей к народным подвижным играм мы видим, что при низком уровне развития основных движений наблюдается низкий уровень интереса к народным подвижным играм.
Так, у Алексеева Саши низкий уровень развития основных видов движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, равновесия). Он не смог назвать ни одной народной подвижной игры. Наблюдения показали, что он старается избегать подвижных игр, отказывается от ведущих ролей, в играх пассивен, сразу же выбывает из игры.
У Бузанавой Валентины результаты диагностики основных видов движений показали низкие результаты по всем видам движений. При выполнении ходьбы и бега она не выдерживает темпа движения, наблюдается нарушение осанки. Диагностика прыжков показала, что Валя сбивается с ритма, не умеет прыгать через скакалку, плохое качество прыжков в длину и высоту с места, при прыжках с высоты до 40 сантиметров ей требуется помощь воспитателя, и даже тогда качество выполнения движения не достаточное. Выполняя лазанье, она не обращает внимание на качество выполнения движения движений даже после указаний воспитателя. Девочка не умеет дифференцировать свои усилия в зависимости от заданного расстояния, не занимает правильное исходное положение, не умеет отбивать мяч о пол правой и левой рукой, у нее плохо развито как статическое, так и динамическое равновесие. Анализ результатов диагностики интереса к народным подвижным играм также показал низкие результаты.
Низкое соотношение уровня развития основных движений и интереса к народным играм мы выявили tot e нескольких детей. Это Касич Антон, Сергеева Олеся, Тарасевич Злата, Усманов Денис.
Таким
образом, мы сделали вывод, что интерес
детей к народным подвижным играм
и уровень развития основных движений
взаимосвязаны.
Для выяснения
отношения родителей к
Таблица 9
Вопросы | Имена родителей | |||
1. Знакомы
ли Вы с требованиями |
||||
2. Насколько
важно, по Вашему мнению, решение
задач по физическому |
||||
3.Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для физического воспитания? | ||||
4. Проявляет
ли Ваш ребенок интерес к
занятиям физическими |
||||
5. Что
Вы делаете для того, чтобы
поддержать интерес ребенка к
занятиям физическими |
||||
6. Считаете ли Вы нужным ознакомление детей с играми народов Севера? | ||||
7. Знаете ли Вы игры народов Севера? | ||||
8. Играете ли Вы в эти игры с ребенком? | ||||
9. Какая
помощь воспитателя Вам |
Данные результата обследования отношения родителей к физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр мы занесли в таблицу (См. Приложение № 3).
Качественный
анализ результатов исследования отношения
родителей к физическому
Анализируя ответы на второй вопрос, мы выяснили, что 88% родителей решение задач физического воспитания считают важным, 12% - считают, что в физическое развитие детей не стоит вмешиваться.
76% опрошенных считают, что в
ДОУ созданы все условия для
физического воспитания, 24 % считают,
что условия созданы
Анализ ответов на четвертый вопрос показал, что 88% родителей считают, что их дети проявляют интерес к занятиям физическими упражнениями, 12% - не наблюдали за своими детьми такого интереса.
Результаты анализа на 5 вопрос мы представили в рисунке 13: 52% родителей поддерживают интерес детей к физическим упражнениям и считают необходимым знакомство детей с играми народов Севера, 48% - остаются равнодушными.
Знают содержание игр народов Севера 12% опрошенных и лишь 4 % играют в эти игры со своими детьми, это видно на рисунке 15.
Анализируя ответы на восьмой вопрос мы выяснили, что нуждается в помощи воспитателя по вопросам физического воспитания детей средствами народных игр 88% родителей.
Наглядно результаты опроса представлены в рисунке 9.
Мы
пришли к выводу, что большинство
родителей проявляет интерес
к физическому воспитанию вообще
и средствами игр народов Севера в частности,
но им не хватает специальных знаний, они
нуждаются в помощи педагога.
2.3. Проектирование модели физического воспитания средствами игр народов Севера в условиях ДОУ
Анализ воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию средствами игр народов Севера показал, что воспитатели не включают в планы народные подвижные игры. Причиной этого является недостаточное знание педагогами игр народов Севера.
Народные подвижные игры являются наиболее доступной и понятной для детей формой организации работы по физическому воспитанию. Но особенности народных хантыйских игр таковы, что их содержание не всегда может быть понятно детям-дошкольникам без понимания особенностей традиций и культуры этого народа, которые формировались под воздействием особенностей жизненного уклада. Для решения этих задач необходимо было дать детям географические и природоведческие представления о городе Пыть-Яхе, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его.
Сегодня важно у современных родителей поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своего ребенка. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…» (ст. 18 п.1.) Закона РФ «Об образовании». К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте в иерархии потребности человека. Большинство родителей не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов занятиям физическими упражнениями и закаливанию и плохо представляют, каким образом нужно приобщать ребенка к здоровому образу жизни [50].
Диагностика развития основных движений старших дошкольников и их интереса к играм народов Севера дала неутешительные результаты.
Исходя из вышесказанного, мы разработали модель физического воспитания старших дошкольников средствами народных игр, имеющую три направления: работу с педагогическим коллективом, работу с детьми старшего дошкольного возраста, работу с родителями, которую представили в рисунке 17.
Ниже каждое направление мы подробнее представили в схемах.
Профессиональная подготовка педагогического персонала имеет особое значение для физического воспитания дошкольников средствами игр народов Севера. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Педагогическое мастерство, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавая радостную, доброжелательную атмосферу. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка.
В рисунке 18 представлены формы
работы с педагогическим
Индивидуальные консультации проводятся по расписанию. В зависимости от квалификации воспитателя и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации решаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребенком.
Групповые консультации проводятся с учетом вопросов, требующих уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение физическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движений, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым нарушается принцип осознанности и т.п. Исходя из этих недочетов, намечается следующий план консультаций:
1. Тема консультации.
2. Основные вопросы.
3.
Иллюстрации теоретических
4.
Обсуждение вопросов, возникающих
у слушателей в процессе
5. Заключение методиста.
6.
Рекомендация литературы по
Семинар-практикум. Эта форма работы проводится для молодых воспитателей. Продолжительность практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета работы конкретного учреждения. Например, в нашем исследовании выяснилось , что педагоги недостаточно используют в своей работе игры народов Севера, не владеют методикой и практическими навыками. Чтобы ликвидировать проблемы в этой области, составляем примерный план практикума: проводим беседу, планируем практические занятия с воспитателями, в конце организуем зачет. На этот практикум отводится 6-10 часов. После каждого практического занятия участникам семинара предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр народов Севера. Организуются открытые занятия с их обсуждением.