Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

Однако, эффективность  процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые  для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным  последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению  зрения, утомляемости и т.д.

Особенности процесса обучения учащихся, его цели, соотнесенные с функциями и основными требованиями к использованию компьютерных технологий определяют условия, при которых эти технологии значительно повысят эффективность учебного процесса.

Компьютер в обучении учащихся выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования их компьютерной грамотности, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности учащихся. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения учащихся стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин в учебных заведениях. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин учебных заведений. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам.

Применяя компьютер  на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания.

Третье условие  заключается в том, что использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач. По результатам педагогических исследований можно судить об эффективность использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле за результатами обучения.

Четвертое условие  – необходимость осуществления  обучения с использованием компьютерных технологий непосредственно преподавателями. А для этого у них должна быть определенная когнитивная и операциональная подготовка к использованию компьютера на своих уроках. При наличии этих навыков, проведение занятий с применением компьютерных технологий целесообразно осуществлять педагогу, обладающему достаточным уровнем методических знаний и умений для проведения данной работы.

Практическое  внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно только при наличии позитивного отношение  педагогов и учащихся к вопросу  применения компьютера. В противном  случае никакие призывы и демонстрация работы вычислительной техники в  учебном процессе не смогут привести к желанию ее использовать. Поэтому  немаловажным является создание на занятиях атмосферы, способствующей формированию у учащихся положительных мотивов к использованию персональных компьютеров в познавательной деятельности.

Общими для  всех современных концепций процесса обучения (В.С-Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.Ф.Талызина, В.Ф.Шолохович и др.) являются рекомендации по конструированию  и предъявлению содержания учебных  предметов, включающие: объективный  анализ изучаемого содержания и его  упорядочение; предоставление возможности  самостоятельного усвоения знаний; обеспечение  индивидуального темпа обучения; наличие оперативной связи между  субъектами обучения и т.д. Но для  того, чтобы эти требования были реализованы на занятиях в условиях компьютеризации учебного процесса, необходимо, чтобы применяемые на занятиях компьютерные программы были технологически и операционально доступны для учащихся. Педагогу тогда не придется каждый раз объяснять алгоритм работы с тем или иным программным обеспечением, и затраты времени на достижение определенной дидактической цели урока будут минимальны. Кроме того, использование компьютера должно демонстрировать его эффективность в сравнении с другими средствами познания, формируя у учащихся потребность в его применении. Иначе компьютер будет восприниматься лишь как сложная игрушка. Таким образом, применяемые на занятиях компьютерные программы должны быть технологически и операционально доступны для учащихся и более эффективны в данный момент, чем другие учебные средства..

Все вышеназванные  условия являются необходимыми при  использовании компьютерных технологий в начальных классах, в противном  случае их эффективность значительно  снижается. С дидактической точки  зрения учет условий и их взаимодействий необходим для создания концептуального, содержательного и процессуального  компонентов компьютерной технологии. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Современность предъявляет всё более высокие  требования к обучению.

Объёмы  информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и  обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много  преимуществ перед традиционными  методами обучения. Но также они имеют и ряд негативных факторов, поэтому нет однозначного решения на компьютеризацию обучения. 

В последние  годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер  внедряется практически во все сферы  нашей жизни, а во многих из них  становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось  практически невозможным. 

Исследования  в данной работе показали, что полная компьютеризация и информатизация обучения в нашей стране невозможна из-за ряда факторов, таких как: плохое материальное положение страны, наличие  негативных сторон компьютеризации  и других. Однако, необходимо признать также и то огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более и более образованным. 

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность  и создает благоприятную социально-психологическую  атмосферу на уроке английского  языка, придавая им уверенность в  себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Помимо использования  мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым  помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного  наполнения инструментальных сред для  разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования  ресурсов и услуг Интернета для  аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников. 

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в  учебный процесс использование  мультимедийных программ вовсе не исключает  традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно  повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему  самостоятельному изучению английского  языка

Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации  обучения, едва ли можно рассматривать  как практически реализуемую  и гуманную. Обучение немыслимо без  воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого  необходим их непосредственный контакт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1. Андреев,  А.А. Общедоступные программные  и образовательные ресурсы Интернета  / А.А. Андреев // Школьные технологии. – 2010. – № 1. – С.132–137. 

2. Березнева,  О.Н. Игра-презентация в демонстрационной  версии PowerPoint / О.Н. Березнева // Народная асвета. – № 3. – С. 43–44.     

3. Деменченок, О.Т. Проведение занятий с применением мультимедийной техники / О.Т. Деменченок // Школьные технологии. –2010. – № 1. – С. 153–161.  

4. Дылян  Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова  М.С. Модели управления процессами  комплексной информатизации общего  среднего образования. -  М.:БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2005 – 111 с.: ил.

5. Концепция  модернизации российского образования  на период до  2010 года.

6. Куклев, В.А. Становление системы мобильного обучения / В.А. Куклев // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 89–107.

7. Курова Н.Н. Информационно среда образовательного учреждения – фактор управления процессом информатизации образования в школе. – Вопросы Интернет – образования, 2005, №32.

8. Латышев, О.Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / О.Ю. Латышев // Школьные технологии. – 2006. –№ 1. – С. 168–171.

9. Логинова, Т.Н. Мультимедийная иллюстрация как средство формирования познавательного интереса / Т.Н. Логинова // Народная асвета. – 2009. – № 10. – С. 62–65.  

10. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика, 1998. – 148 с. 

11. Минич, О.А. Информационная культура учителя как средство повышения качества педагогической деятельности / О.А. Минич // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 11. – С. 60–65. 

12. Е.В.Михеева «Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для среднего профессионального образования). 

13. Молчан, Л.В. Сущность и структура информационной компетентности педагогов / Л.В. Молчан // Народная асвета. – 2009. – № 1. – С.15–19.  

14. Нефедова  В.И. Роль ООИПКРО в повышении  уровня информационной культуры  педагогических и руководящих  работников в условиях модернизации  регионального образования.

15. Нефедова  В.И. Дистанционное обучение в  системе повышения квалификации  работников образования: теоретическое  осмысление проблемы и пути  их решения.

16. Новые  информационные технологии в  социально-гуманитарных науках и  образовании: современное состояние,  проблемы, перспективы развития./ Под  общ. ред. А.Н.Кулика – М.:Логос, 2003 – 424 с.

17. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 214–220; 239–240.

18. Полочанская,  Т.И. Использование информационных  технологий в повышении качества  знаний учащихся / Т.И. Полочанская  // Адукацыя i выхаванне. – 2006. –  № 6. – С. 26–28.

19. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. 

20. Прокопьев, И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 469–485.  

21. Рогановская, Е.Н. Компьютеризированная образовательная среда / Е.Н. Рогановская / Народная асвета. – 2010. – № 5. – С. 8–11.  

22. Саитбаева  Э.Р. Управление качеством образования.  Учебное пособие. Оренбург: Из-во  ОГПУ, 2006 г. 223 с. 

23. Б.П.Сайков. Организация информационного пространства  образовательного учреждения: практическое  руководство. – М.:БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2005 – 406 с.: ил. 

24. Селевко  Г.К. Педагогические технологии  на основе информационно-коммуникационных  средств. – М.: НИИ школьных  технологий, 2005 г. 208 с. 

25. Урнов  В.А. Информационная система «Журнал» // Информатика и образование. 2001. №5. С. 68. 

26. Юрьева, Т.С. Применение образовательных  электронных изданий в процессе  обучения / Т.С. Юрьева // Школьные  технологии. – 2006. – № 3. – С. 179–182.  

27. Е.Н. Ястребцева. Информационно- образовательная среда новой школы // Школьная библиотека. 2000. №1. С.43-45. 

28. Якименко, И.В. Информационные технологии в работе учителя-предметника / И.В. Якименко // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 18–21. 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ А 
 

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования