Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6
Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.
2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Однако, эффективность процесса обучения с использованием компьютерных технологий возможна только в том случае, если созданы необходимые для этого условия. Их отсутствие может привести к нежелательным последствиям в личностном развитии ребенка: отчуждению детей друг от друга, ограничению их подвижности, ухудшению зрения, утомляемости и т.д.
Особенности процесса обучения учащихся, его цели, соотнесенные с функциями и основными требованиями к использованию компьютерных технологий определяют условия, при которых эти технологии значительно повысят эффективность учебного процесса.
Компьютер в обучении учащихся выступает не только как объект изучения, то есть инструмент для формирования их компьютерной грамотности, но и как средство обучения, влияющее на развитие познавательной активности учащихся. Только такой двусторонний подход позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. Поэтому, для достижения максимального результата в решении поставленных задач обучения необходимо, чтобы внедрение компьютерных технологий в процесс обучения учащихся стало неотъемлемой частью преподавания учебных дисциплин в учебных заведениях. Таким образом, компьютерная технология должна быть органично включена в целостный процесс обучения при изучении различных учебных дисциплин учебных заведений. Именно в этом случае компьютерные технологии смогут стать мощным фактором повышения эффективности обучения по всем учебным дисциплинам.
Применяя компьютер на занятиях необходимо, чтобы использовались предметно-ориентированные программно-методические комплексы, соответствующие содержанию и логике изучения учебного предмета. Благодаря этому будет реализована дидактическая роль компьютера как инструмента познания.
Третье условие заключается в том, что использование компьютерных программ должно быть соотнесено с дидактической целью урока, органично входить в его структуру и вести к рациональному решению поставленных задач. По результатам педагогических исследований можно судить об эффективность использования компьютерных технологий при ознакомлении учащихся с новым учебным материалом, на этапе закрепления изученного материала, в процессе формирования умений и навыков и применении их на практике, при контроле за результатами обучения.
Четвертое условие – необходимость осуществления обучения с использованием компьютерных технологий непосредственно преподавателями. А для этого у них должна быть определенная когнитивная и операциональная подготовка к использованию компьютера на своих уроках. При наличии этих навыков, проведение занятий с применением компьютерных технологий целесообразно осуществлять педагогу, обладающему достаточным уровнем методических знаний и умений для проведения данной работы.
Практическое
внедрение компьютерных технологий
в учебный процесс возможно только
при наличии позитивного
Общими для
всех современных концепций процесса
обучения (В.С-Леднев, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин,
Н.Ф.Талызина, В.Ф.Шолохович и др.)
являются рекомендации по конструированию
и предъявлению содержания учебных
предметов, включающие: объективный
анализ изучаемого содержания и его
упорядочение; предоставление возможности
самостоятельного усвоения знаний; обеспечение
индивидуального темпа
Все вышеназванные
условия являются необходимыми при
использовании компьютерных технологий
в начальных классах, в противном
случае их эффективность значительно
снижается. С дидактической точки
зрения учет условий и их взаимодействий
необходим для создания концептуального,
содержательного и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению.
Объёмы
информации растут и часто рутинные
способы её передачи, хранения и
обработки являются неэффективными.
Использование информационных технологий
раскрывает огромные возможности компьютера
как средства обучения. Компьютерные
обучающие программы имеют
В последние
годы наблюдается быстрое развитие
компьютерных технологий. Компьютер
внедряется практически во все сферы
нашей жизни, а во многих из них
становится просто незаменимым. Развитие
достигло такого уровня, что в недавнем
матче с компьютером Deep-blue лучший
шахматист мира Г. Каспаров потерпел
поражение, что ранее считалось
практически невозможным.
Исследования
в данной работе показали, что полная
компьютеризация и
Компьютер лоялен
к разнообразию ученических ответов:
он не сопровождает работу учащихся хвалебными
или порицательными комментариями,
что развивает их самостоятельность
и создает благоприятную
Помимо использования
мультимедийных обучающих программ,
компьютер является незаменимым
помощником для подготовки и проведения
тестирования, мониторинга учебного
процесса, собственного информационного
наполнения инструментальных сред для
разработки компьютерных уроков, подготовки
дидактических материалов, использования
ресурсов и услуг Интернета для
аудиторной и самостоятельной работы,
а также проектной деятельности
учеников.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка
Хотя передача
всех функций преподавателя машине
в принципе возможна, идею полной автоматизации
обучения, едва ли можно рассматривать
как практически реализуемую
и гуманную. Обучение немыслимо без
воспитывающего воздействия личности
обучающего на учеников, а для этого
необходим их непосредственный контакт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Андреев,
А.А. Общедоступные
2. Березнева,
О.Н. Игра-презентация в
3. Деменченок, О.Т.
Проведение занятий с применением мультимедийной
техники / О.Т. Деменченок // Школьные технологии.
–2010. – № 1. – С. 153–161.
4. Дылян
Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова
М.С. Модели управления
5. Концепция
модернизации российского
6. Куклев, В.А. Становление системы мобильного обучения / В.А. Куклев // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 89–107.
7. Курова Н.Н. Информационно среда образовательного учреждения – фактор управления процессом информатизации образования в школе. – Вопросы Интернет – образования, 2005, №32.
8. Латышев, О.Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов / О.Ю. Латышев // Школьные технологии. – 2006. –№ 1. – С. 168–171.
9. Логинова, Т.Н. Мультимедийная иллюстрация как средство формирования познавательного интереса / Т.Н. Логинова // Народная асвета. – 2009. – № 10. – С. 62–65.
10. Машбиц, Е.И.
Психолого-педагогические проблемы компьютерного
обучения / Е.И. Машбиц. – М.: Педагогика,
1998. – 148 с.
11. Минич,
О.А. Информационная культура учителя
как средство повышения качества педагогической
деятельности / О.А. Минич // Адукацыя i выхаванне.
– 2009. – № 11. – С. 60–65.
12. Е.В.Михеева
«Информационные технологии в профессиональной
деятельности: Учебное пособие для среднего
профессионального образования).
13. Молчан,
Л.В. Сущность и структура информационной
компетентности педагогов / Л.В. Молчан
// Народная асвета. – 2009. – № 1. – С.15–19.
14. Нефедова
В.И. Роль ООИПКРО в повышении
уровня информационной
15. Нефедова
В.И. Дистанционное обучение в
системе повышения
16. Новые
информационные технологии в
социально-гуманитарных науках
17. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – С. 214–220; 239–240.
18. Полочанская,
Т.И. Использование
19. Поташник
М.М. Качество образования: проблемы и
технологии управления (в вопросах и ответах).
М.: Педагогическое общество России, 2002.
20. Прокопьев,
И.И. Педагогика: учеб. пособие / И.И. Прокопьев,
Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс,
2002. – С. 469–485.
21. Рогановская,
Е.Н. Компьютеризированная образовательная
среда / Е.Н. Рогановская / Народная асвета.
– 2010. – № 5. – С. 8–11.
22. Саитбаева
Э.Р. Управление качеством
23. Б.П.Сайков.
Организация информационного
24. Селевко
Г.К. Педагогические
25. Урнов
В.А. Информационная система «
26. Юрьева,
Т.С. Применение
27. Е.Н.
Ястребцева. Информационно- образовательная
среда новой школы // Школьная библиотека.
2000. №1. С.43-45.
28. Якименко,
И.В. Информационные технологии в работе
учителя-предметника / И.В. Якименко // Адукацыя
i выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 18–21.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования