Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6
Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.
2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA , поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA .
Аппаратные
средства multimedia, наряду с базами знаний
позволили создать и
Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; вдруг их - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Богатейшие
возможности представления
Особенности методики:
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.
В функции преподавателя компьютер представляет:
- источник учебной информации ;
- наглядное пособие ;
- индивидуальное информационное пространство;
- тренажер;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство
подготовки текстов, их
- текстовый редактор;
- графопостроитель, графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей ;
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией , телекоммуникации в internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующие функции:
• Организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом .
• Организация внутригрупповой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутригрупповой сетью и т.п.).
• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с учащимся. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
• Подготовка компонентов информационной среды , связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от педагогов и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:
- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
- знание
принципиального устройства и
функциональных возможностей
- знание
современных операционных
- знание
современных программных
- владение
хотя бы одним текстовым
- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
- первоначальный
опыт использования прикладных
программ утилитарного
Совершенно уникальные возможности для диалога учащегося с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - internet:
• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
• привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
• интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Одним из направлений информационных технологий является использование аудио и видео средств. Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация
компьютерных обучающих программ с
телекоммуникационной сетью является
разновидностью дистанционного обучения.
1.3
Этапы компьютеризации
учебного процесса в
учебных заведениях.
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование
компьютерной техники в
-использование
компьютерных технологий в
-рассмотрение
компьютера и других
-использование
средств новых информационных
технологий в качестве
-использование
компьютерной техники в
-организация
коммуникаций на основе
-использование
средств современных
-интенсификация
и совершенствование
Возможности современной
вычислительной техники в значительной
степени адекватны
-вычислительные
- быстрое и точное
-трансдьюсерные
- способность компьютера к
-комбинаторные
- возможность запоминать, сохранять,
структурировать, сортировать
-графические
- представление результатов
-моделирующие -
построение информационных
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности учащегося, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
Подача эталонов
для проверки учебных действий (через
учебные задания или
Проникновение
современных информационных технологий
в сферу образования позволяет
педагогам качественно изменить
содержание, методы и организационные
формы обучения. Целью этих технологий
в образовании является усиление
интеллектуальных возможностей учащихся
в информационном обществе, а также
гуманизация, индивидуализация, интенсификация
процесса обучения и повышение качества
обучения на всех ступенях образовательной
системы. И.В. Роберт выделяет следующие
основные педагогические цели использования
средств современных
1) Интенсификация
всех уровней учебно-
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
-углубление межпредметных связей;
-увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
-развитие различных видов мышления;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование
умений принимать оптимальное
решение или предлагать
-эстетическое
воспитание за счет
-формирование
информационной культуры, умений
осуществлять обработку
-развитие умений
моделировать задачу или
-формирование
умений осуществлять
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
-подготовка
информационно грамотной
-подготовка
пользователя компьютерными
-осуществление профориентационной работы в области информатики.
Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования