Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA , поскольку  они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем  логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую  информацию со звуком, видео и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA .

Аппаратные  средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие  игры, вызывающие особый интерес у  детей.

Компьютерное  тестирование уровня обученности школьника  и диагностирование параметров его  психофизического развития дополняется  использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные  процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные  средства применяются в зависимости  от учебных целей и ситуаций: в  одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; вдруг  их - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может  играть учет психологических принципов  обучения.

Богатейшие  возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и  неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные  курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями  великих людей, с мировым уровнем  науки, техники, культуры и общественного  сознания.

Особенности методики:

Компьютерные  средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться»  на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении  компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка  он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта  обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

В функции преподавателя компьютер представляет:

- источник  учебной информации ;

- наглядное  пособие ;

- индивидуальное  информационное пространство;

- тренажер;

- средство  диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство  подготовки текстов, их хранения;

- текстовый  редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная  машина больших возможностей ;

- средство  моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным  процессам;

- создании  программных продуктов;

- применении  различных информационных сред.

Сотрудничающий  коллектив воссоздается компьютером  как следствие коммуникации с  широкой аудиторией , телекоммуникации в internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых  программ;

- компьютерных  игр по сети;

- компьютерного  видео.

Работа преподавателя в компьютерной технологии включает следующие функции:

• Организация  учебного процесса на уровне группы в  целом, предмета в целом .

• Организация  внутригрупповой активизации и  координации, расстановка рабочих  мест, инструктаж, управление внутригрупповой  сетью и т.п.).

• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с учащимся. С помощью  компьютера достигаются идеальные  варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

• Подготовка компонентов информационной среды , связь их с предметным содержанием  определенного учебного курса.

Информатизация  обучения требует от педагогов и  учащихся компьютерной грамотности, которую  можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:

- знание  основных понятий информатики  и вычислительной техники;

- знание  принципиального устройства и  функциональных возможностей компьютерной  техники;

- знание  современных операционных систем  и владение их основными командами;

- знание  современных программных оболочек  и операционных средств общего  назначения и владение их функциями;

- владение  хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные  представления об алгоритмах, языках  и пакетах программирования;

- первоначальный  опыт использования прикладных  программ утилитарного назначения.

Совершенно  уникальные возможности для диалога  учащегося с наукой и культурой  представляет Всемирная компьютерная сеть - internet:

• переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

• привлечение  научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

• интерактивное  общение, слежение за событиями через  международные серверы.

Одним из направлений информационных технологий является использование аудио и  видео средств. Поэтому наряду с  компьютерными технологиями говорят  об аудиовизуальных технологиях  обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью  учащихся осуществляется с помощью  специально разработанных аудиовизуальных  учебных материалов.

Комбинация  компьютерных обучающих программ с  телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Этапы компьютеризации учебного процесса в учебных заведениях. 

Компьютеризация образования относится к числу  крупномасштабных инноваций, пришедших  в последние десятилетия. В настоящее  время принято выделять следующие  основные направления внедрения  компьютерной техники в образовании:

-использование  компьютерной техники в качестве  средства обучения, совершенствующего  процесс преподавания, повышающего  его качество и эффективность;

-использование  компьютерных технологий в качестве  инструментов обучения, познания  себя и действительности;

-рассмотрение  компьютера и других современных  средств информационных технологий  в качестве объектов изучения;

-использование  средств новых информационных  технологий в качестве средства  творческого развития обучаемого;

-использование  компьютерной техники в качестве  средств автоматизации процессов  контроля, коррекции, тестирования  и психодиагностики;

-организация  коммуникаций на основе использования  средств информационных технологий  с целью передачи и приобретения  педагогического опыта, методической  и учебной литературы;

-использование  средств современных информационных  технологий для организации интеллектуального  досуга;

-интенсификация  и совершенствование управления  учебным заведением и учебным  процессом на основе использования  системы современных информационных  технологий 

Возможности современной  вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования:

-вычислительные - быстрое и точное преобразование  любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой  и др.);

-трансдьюсерные - способность компьютера к приему  и выдаче информации в самой  различной форме (при наличии  соответствующих устройств);

-комбинаторные  - возможность запоминать, сохранять,  структурировать, сортировать большие  объемы информации, быстро находить  необходимую информацию;

-графические  - представление результатов своей  работы в четкой наглядной  форме (текстовой, звуковой, в  виде рисунков и пр.);

-моделирующие - построение информационных моделей  (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности учащегося, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через  учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа  причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и  самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет  педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные  формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также  гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной  системы. И.В. Роберт выделяет следующие  основные педагогические цели использования  средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация  всех уровней учебно-воспитательного  процесса за счет применения  средств современных информационных  технологий :

-повышение эффективности  и качества процесса обучения;

-повышение активности  познавательной деятельности;

-углубление  межпредметных связей;

-увеличение  объема и оптимизация поиска  нужной информации.

2) Развитие личности  обучаемого, подготовка индивида  к комфортной жизни в условиях  информационного общества:

-развитие различных  видов мышления;

-развитие коммуникативных  способностей;

-формирование  умений принимать оптимальное  решение или предлагать варианты  решения в сложной ситуации;

-эстетическое  воспитание за счет использования  компьютерной графики, технологии  мультимедиа; 

-формирование  информационной культуры, умений  осуществлять обработку информации;

-развитие умений  моделировать задачу или ситуацию;

-формирование  умений осуществлять экспериментально–исследовательскую  деятельность.

3) Работа на  выполнение социального заказа  общества:

-подготовка  информационно грамотной личности;

-подготовка  пользователя компьютерными средствами;

-осуществление  профориентационной работы в  области информатики.

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования