Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

Принимая во внимание огромное влияние современных  информационных технологий на процесс  образования, многие педагоги все с  большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного  образования не может произойти  мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования  охарактеризованы несколько этапов этого процесса:

1 этап характеризуется следующими признаками:

-начало массового  внедрения средств новых информационных  технологий и в первую очередь  компьютеров; 

-проводится  исследовательская работа по  педагогическому освоению средств  компьютерной техники и происходит  поиск путей ее применения  для интенсификации процесса  обучения;

-общество идет  по пути осознания сути и  необходимости процессов информатизации;

-происходит  базовая подготовка в области  информатики на всех ступенях  непрерывного образования; 

2 этап характеризуется следующими признаками:

-активное освоение  и фрагментарное внедрение средств  НИТ в традиционные учебные  дисциплины;

-освоение педагогами  новых методов и организационных  форм работы с использованием  компьютерной техники; 

-активная разработка  и начало освоения педагогами  учебно-методического обеспечения; 

-постановка  проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов  учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

-повсеместное  использование средств современных  ИТ в обучении;

-перестройка  содержания всех ступеней непрерывного  образования на основе его  информатизации;

-смена методической  основы обучения и освоение  каждым педагогом широкого круга  методов и организационных форм  обучения, поддерживаемых соответствующими  средствами современных информационных  технологий.

Практическая  реализация компьютерных технологий и  переход на последующие этапы  информатизации связана с отбором  содержания отдельных предметов  с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом учебного заведения. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к образованию. 
 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

2.1 Формы реализации образовательной информатики в сфере урочной и внеурочной деятельности.

Перечень ПСУН на современном этапе включает в  себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники  и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные  среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных  видов занятий.

Рассмотрим более  подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное  пособие, предназначенное для самостоятельной  работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять  своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы  обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции  и отвечая вытекающим из этого  требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий  характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и  т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

-наличие цели  учебной работы и алгоритма  достижения этой цели;

-расчлененность  учебной работы на шаги, связанные  с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление  шага;

-завершение  каждого шага самопроверкой и  возможным корректирующим воздействием;

-использование  автоматического устройства;

-индивидуализация  обучения (в достаточных и доступных  пределах).

При составлении  ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный  эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Хорошо построенная ОП позволяет:

-избегать монотонности  заданий, учитывать смену деятельности  по ее уровням: узнавание, воспроизведение,  применение;

-предоставить  возможность успешной работы  с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся;

-учитывать фактор  памяти (оперативной, кратковременной  и долговременной).

При работе с  ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы  не ставить учащихся в дискомфортные  условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при  обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а  паузы для контроля выполнения задания  можно и нужно ограничить, но это  возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.

Формирование  конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного  материала. Причем необходимо учитывать  психологические возрастные особенности  учащихся, способность ориентироваться  на мыслительные задачи, требующие  конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Обучающие программы  распространяются, как правило, на дискетах или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие  программы применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или  самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные  курсы иностранных языков, гораздо  реже попадаются обучающие программы  по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность  учебных пособий - разнообразные  мультимедийные энциклопедии, такие, как Microsoft Encarta, «Большая Энциклопедия Кирилла  и Мефодия» Не являясь чисто учебными материалами, они тем не менее  могут оказаться весьма полезными  в школах в качестве справочных пособий  и средств расширения кругозора  учащихся.

В настоящее  время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:

-прямого программирования  на языках высокого уровня (в  том числе на JAVA для сетевых  вариантов ПСУН);

-инструментальных  систем, которые позволяют изготавливать  ПСУН преподавателю-предметнику,  незнакомому с программированием.  Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить АДОНИС, УРОК и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты, это: ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.

-использования  готовых обучающих программ по  курсам, дисциплинам, разделам, которые  собраны в фондах НИИ Высшего  образования, Рос НИИ информационных  систем, Института информатизации  образования и других организаций;

-заказа специализированным  государственным или коммерческим  организациям на изготовление  ПСУН.

Выбор пути зависит  от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

Электронные учебники

Электронный учебник  – это автоматизированная обучающая  система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения  и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для  организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим  возможностям обучения они переросли  эту сферу применения. Электронный  учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях  самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и  обычный бумажный учебник.

Для того чтобы  электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для  самообразования, так и для стационарного  обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник  можно предложить любому учащемуся  и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при  организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также  проведении зачетов и экзаменов  по отдельным предметам.

Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником  по сравнению с электронным более  удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую  популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.

Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга  обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения - неоспоримое преимущество электронного учебника.

Организация учебной  информации в виде гипертекста. Гипертекст - возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными  ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson для обозначения понятия - комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный  выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения  нелинейного текста, который не может  быть напечатан обычным способом на листе бумаги. В.С.Токарева дает следующее  определение: «гипертекст - это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в  виде сети связанных между собой  узлов» Гипертекст дает возможность  разделить материал на большое число  фрагментов, соединив их гиперссылками  в логические цепочки. А затем  на основе одного оформленного соответствующим  образом материала моделирование  «собственных» учебников для  каждого учащегося, в зависимости  от его уровня подготовки, быстроты усвоения и , интересов.

Наличие мультимедиа (multi - много, media - среда). - богатейшего  арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют  многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение  ведет к использованию разнообразных  технических устройств регистрации  и воспроизведения информации, допускающих  управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе  интерактивны, то есть зритель и  слушатель мультимедиа-продуктов  не остается пассивным. Мультимедиа  повышает качество обучения и позволяет  удерживать внимание обучаемого.

Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные  эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или  попросту невозможны. Например, возможность  поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей  программы «Микрофизика на компьютере».

Наличие системы  самопроверки знаний, системы рубежного  контроля, совместимость с электронной  экзаменационной системой. Возможность  оценки приобретенных знаний.

При создании электронных  учебников нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид  и затем конвертировать в гипертекст. Конечно, в результате появятся некоторые  преимущества в плане поиска и  гиперссылок, но такой учебник будет  неудобен для обучающегося, так как  читать с монитора не так удобно, как книгу. Поэтому, при создании электронных учебников целесообразны:

-иная организация  материала учебника: главы целесообразно  сделать более короткими чтобы  их было проще читать на  экране;

-разделение  материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения,  дополнительный, вспомогательный, определения  и т.п.) и визуально их выделить;

-содержание  учебного материала, в соответствии  с требованиями психологов, рекомендуется  разбивать на модули. Освоение  учебного материала, соответствующее  конкретному модулю, должно быть  ориентировано не более чем  на два часа контактного времени;

-после изучения  очередного модуля приобретенные  учащимися или студентами знания  следует контролировать с помощью  соответствующей программы, включенной  в состав электронного учебника;

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования