Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6
Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.
2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса:
1 этап характеризуется следующими признаками:
-начало массового
внедрения средств новых
-проводится
исследовательская работа по
педагогическому освоению
-общество идет
по пути осознания сути и
необходимости процессов
-происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;
2 этап характеризуется следующими признаками:
-активное освоение
и фрагментарное внедрение
-освоение педагогами
новых методов и
-активная разработка
и начало освоения педагогами
учебно-методического
-постановка
проблемы пересмотра
3 этап характеризуется следующими признаками:
-повсеместное
использование средств
-перестройка
содержания всех ступеней
-смена методической
основы обучения и освоение
каждым педагогом широкого
Практическая
реализация компьютерных технологий и
переход на последующие этапы
информатизации связана с отбором
содержания отдельных предметов
с целью создания компьютерных программ.
Программное обеспечение должно
отражать действующий учебный план
и быть сопряженным во времени с
учебным планом учебного заведения. Таким
образом, одной из ведущих научно-методических
проблем в данном случае становится создание
методологии проектирования современных
учебных (информационных) технологий применительно
к образованию.
ГЛАВА 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в сфере урочной и внеурочной деятельности.
Перечень ПСУН
на современном этапе включает в
себя электронные (компьютеризированные)
учебники; электронные лекции, контролирующие
компьютерные программы; справочники
и базы данных учебного назначения;
сборники задач и генераторы примеров
(ситуаций); предметно-ориентированные
среды; учебно-методические комплексы;
программно-методические комплексы; компьютерные
иллюстрации для поддержки
Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.
Обучающие программы
Обучающая программа
(ОП) - это специфическое учебное
пособие, предназначенное для
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
-наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
-расчлененность
учебной работы на шаги, связанные
с соответствующими дозами
-завершение
каждого шага самопроверкой и
возможным корректирующим
-использование автоматического устройства;
-индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
При составлении
ОП необходимо учитывать психофизиологические
закономерности восприятия информации.
Очень важно создать
-избегать монотонности
заданий, учитывать смену
-предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся;
-учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).
При работе с ОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Чтобы не ставить учащихся в дискомфортные условия (при короткой или длительной паузе), следует помнить, что при обучении не рекомендуется ограничивать паузу для выполнения работы, а паузы для контроля выполнения задания можно и нужно ограничить, но это возможно лишь только после длительной опытной проверки ОП и умения учащихся свободно работать с компьютером.
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Обучающие программы
распространяются, как правило, на дискетах
или СD, ВВS и FTP. Чаще всего такие
программы применяют для
В настоящее время прослеживаются четыре пути создания обучающих программ на основе:
-прямого программирования на языках высокого уровня (в том числе на JAVA для сетевых вариантов ПСУН);
-инструментальных
систем, которые позволяют
-использования
готовых обучающих программ по
курсам, дисциплинам, разделам, которые
собраны в фондах НИИ Высшего
образования, Рос НИИ
-заказа специализированным
государственным или
Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.
Электронные учебники
Электронный учебник
– это автоматизированная обучающая
система, включающая в себя дидактические,
методические и информационно–справочные
материалы по учебной дисциплине,
а также программное
Электронные учебники
были изначально разработаны для
организации дистанционного образования.
Однако, со временем, благодаря своим
возможностям обучения они переросли
эту сферу применения. Электронный
учебник на лазерном диске теперь
может использоваться совершенно самостоятельно
и автономно как в целях
самообразования, так и в качестве
методического обеспечения
Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.
Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским.
Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения - неоспоримое преимущество электронного учебника.
Организация учебной
информации в виде гипертекста. Гипертекст
- возможность создания «живого», интерактивного
учебного материала, снабженного взаимными
ссылками на различные части материала.
Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т. Nelson
для обозначения понятия - комбинации
текста на естественном языке со способностью
компьютера осуществлять интерактивный
выбор следующей порции информации
или динамичного
Наличие мультимедиа
(multi - много, media - среда). - богатейшего
арсенала способов иллюстрации изучаемого
явления. Продукты мультимедиа применяют
многообразные разновидности
Моделирование
изучаемых процессов и явлений,
возможность проводить «
Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.
При создании электронных
учебников нецелесообразно
-иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;
-разделение
материал на несколько
-содержание
учебного материала, в
-после изучения
очередного модуля
Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования