Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОЗЫРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И.П. ШАМЯКИНА» 
 
 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ 
 
 

Курсовая  работа 

     Компьютеризация обучения и информационные технологии в образовании

       
 

                студента  2 курса 1 группы

                        инженерно-педагогического факультета

                      Астапенко Дениса Юрьевича  

                       Научный руководители

                Кеник Ирина Ивановна 
                 

МОЗЫРЬ 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                        2

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                               3

ГЛАВА 1.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ                            6  КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    1.    Идеи компьютеризации и информатизации обучения.                    6
 
    1. Понятие «компьютерная технология обучения».                                10

        Характеристика трех уровней компьютерных технологий

        обучения.  

    1. Этапы компьютеризации  учебного процесса в                                     17

        учебных заведениях. 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ                                  21

                  ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

                  СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

   2.1 Формы реализации образовательной информатики в                        21

        сфере урочной и внеурочной деятельности.  
 

   2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как                                 26

        средство формирования познавательных интересов учащихся. 

   2.3 Условия эффективности применения компьютерных                        29

         технологий. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 34 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                            36 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития общества характеризуется  сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В  настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в  мировое информационно-образовательное  пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в  педагогической теории и практике учебно-воспитательного  процесса, связанными с внесением  корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны  современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению  учащегося в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать  не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его  эффективность.

За последние 5 лет число учащихся, умеющих  пользоваться компьютером, увеличилось  примерно в 10 раз. Как отмечает большинство  исследователей, эти тенденции будут  ускоряться независимо от образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, учащиеся знакомы в основном с  игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для  развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и  учебных задач компьютер используется недостаточно.

Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в профессионально-технических  учебных заведениях не нашли еще  своего должного применения. В профессионально-технических  учебных заведениях же, где ведется  обучение учащихся на компьютере, не все  его возможности реализуются  в полной мере. Часть педагогов  даже не знакомы с компьютерными  технологиями и не имеют представления  о способах их использования в  обучении. Занятия с применением  компьютера в большинстве случаев  ведут преподаватели информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые  необходимо соблюдать при использовании  компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.

Проблема широкого применения компьютерных технологий в  сфере образования в последнее  десятилетие вызывает повышенный интерес  в отечественной педагогической науке.

Большой вклад  в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В. И. Гриценко, В. Ф. Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б.Хантер и др.

Различные дидактические  проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение  в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические - В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова и др.

Целью  данной работы является приобщение студентов  университета к перспективным образовательным  технологиям и ориентация их на творческое и продуктивное использование данных технологий в своей учебе, будущей  профессиональной деятельности и в  процессе самообразования и повышения  квалификации. А также разработка методик оценки качества обучающих программных средств и эффективности их применения в учебном процессе.

В соответствии с поставленной целью задачи исследования формулируются следующим образом:

  • дать представление о понятии «информационная технология обучения»;
  • дать определение о понятии «компьютеризация обучения»;
  • показать социальную обусловленность компьютеризации обучения;
  • установить возможности и трудности компьютерного обучения;
  • выявить условия эффективности применения компьютерных технологий.

Объект исследования - учебный процесс с применением  информационных технологий обучения.

Предмет исследования - обучающие программные средства.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений, концепция личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подхода к процессу обучения, теория формирования содержания общего и профессионального образования.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические (анализ литературы, проектирование результатов  и процессов их достижения на различных  этапах поисковой работы и др.); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседы, экспертная оценка, изучение педагогической документации).

Опытно-экспериментальное  исследование проводилось на базе образовательных  учреждений г. Мозыря. В опытно-экспериментальной  работе приняли участие  учащиеся и преподаватели общего, среднего и высшего образования.

Основные этапы  исследования.

Первый этап поисковый. В ходе этого этапа осуществлялись выбор и формулирование проблемы исследования, выявлялись основные концептуальные идеи исследования, его приоритетные задачи и направления; проводился анализ литературы по проблеме исследования.

Второй этап  аналитический. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент, формулировались оценочные критерии качества программ учебного назначения, разрабатывались методики оценки их содержания и дидактического обеспечения.

Третий этап экспериментальный. Проводилась экспериментальная  работа по опытной проверке предложенных методик. Обобщались и систематизировались материалы исследования, формулировались выводы и рекомендации по внедрению его результатов в практику, оформлялась курсовая работа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

    1. Идеи компьютеризации и информатизации обучения.

Пока наша страна отстает в информатизации своей  жизни от многих государств, причем не только высокоразвитых. В информатизации в целом и в информатизации образования в частности.

Еще в 2000 году как  в Беларуси так и в России один компьютер приходился на 500 учащихся, тогда как в Германии и Италии в то время одним компьютером  пользовались соответственно 22 и 12 школьников, в Великобритании -- 8 школьников. Мировыми лидерами в компьютеризации школ и других учебных заведений были Австралия и США, в этих странах  каждый пятый учащийся был обеспечен  компьютером.

Заметные изменения  в нашей стране начали происходить  в 2001 -- 2002 годах. По инициативе Президента новая компьютерная техника стала  поставляться в наши учебные заведения. В результате к концу 2002 года среднее число учащихся, пользующихся одним компьютером, сократилось примерно до 200 человек на один компьютер. Конечно, это прорыв. Но считать, что компьютеризация образования в Беларуси состоялась, пока, мягко говоря, преждевременно.

Из всех школ республики  по разным данным имеют доступ в интернет от 10 до 20 процентов. В любом случае мы опять отстаем, причем не только от развитых стран, но и от наших бывших союзников по социалистическому лагерю. Так, 58% школ Венгрии, 40% школ Чехии и 35% школ Польши уже имеют выход в Сеть.

Поставить в  учреждения образования компьютеры, подключить их к интернету не просто (в первую очередь из-за больших затрат), но вполне возможно. Но ведь это не самоцель. Задача гораздо шире: обновить систему образования, повысить его качество. Значит, необходимо содержание, электронная «начинка». То, что принято называть цифровыми, или электронными, образовательными ресурсами.

Для того чтобы  в основном удовлетворить потребности учреждений образования в электронных образовательных изданиях и ресурсах, нужно не менее 250 миллионов долларов, тогда как в федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -- 2005 годы)» на эти цели выделено примерно 100 миллионов долларов.

И, наконец, последний  момент, но отнюдь не по степени значимости. Любые технологии, даже самые высокие, не работают без людей. Для внедрения  и использования информационных технологий в образовании нужны технические специалисты, создающие технологии, их развивающие и поддерживающие, а также педагоги, эти технологии применяющие.

Сегодня многие преподаватели имеют весьма общее представление об этих технологиях, образовательных возможностях интернета, много и тех, кто никогда не работал с компьютером. Известен термин «цифровой разрыв» между странами. В нашем образовании обыденным, к сожалению, явлением стал разрыв между преподавателями и учащимися в уровне знания компьютера и интернета. И разрыв этот не в пользу педагогов. В этом нет вины учительства. Всякая проблема имеет свою историю. А история -- это опыт. И опыт показывает, что подавляющее большинство педагогов высоко мотивированы к освоению нового, даже если это «новое» поначалу пугает обилием «железа», проводов и другими непривычными вещами.

Для достижения качественных изменений обучение в  ближайшие два-три года должны пройти не менее 50 тысяч человек. Это примерно половина педагогического корпуса. При этом нужно не забывать о необходимости периодического повышения квалификации преподавателей. И повышать квалификацию нужно, учитывая стремительное развитие и обновление информационных технологий, хотя бы раз в два года, а лучше ежегодно. При этом не стоит забывать, что все это требует материальных средств. Опять затраты, опять деньги...

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования