Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

-уделение особого  внимания интерфейсу пользователя;

-сжатость и  краткость изложения материала  при максимальной информативности  текста. Сокращения, встречающиеся  в тексте, должны быть общеупотребительными  и их количество сведено к  минимуму. Отсутствие нагромождений,  тщательное структурирование информации. Наличие кратких и «емких»  заголовков, маркированных и нумерованных  списков для того, что бы весь  текст легко просматривался. Каждому  положению должен быть отведен  отдельный абзац текста, при этом  основная идея абзаца должна  находиться в самом его начале. Целесообразно использование табличного  формата предъявления материала,  который позволяет представить  материал в компактной форме  и наглядно показать связи  между различными понятиями;

-архитектура  учебника должна включать графическое  обеспечение, которое позволяет  передать необходимый объем информации  при краткости его изложения.  Графическую информацию можно  использовать в учебном процессе  не только как фрагмент гипертекста.  Известна, например, американская методика  преподавания на основе конкретных  ситуаций (case-method) принципам ведения  бизнеса, основанная на серии  рисунков или рисованных фильма. Однако, требуется соблюдение меры  в графическом оформлении, так  как это может привести к  отходу от целей обучения.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как средство формирования познавательных интересов учащихся.

Мультимедиа —  специальные технологии, позволяющие  с помощью программного обеспечения и технических средств объединить на компьютере различные виды данных в единый документ, обладающий определенными уровнями интерактивности.

В приведенном  определении явно выделен ведущий  признак мультимедиадокументов  — наличие интерактивности, отличающий такие виды документов (мультимедиа) от других, сочетающих в себе различные  виды данных.

Остановимся более  подробно на понятии «интерактивность». Под интерактивностью понимают процесс, при котором пользователи и вычислительная система в ходе коммуникаций при  помощи программного обеспечения, аппаратного  обеспечения и процесса управления обработки информации (при помощи интерфейса) своими действиями влияют друг на друга, вызывая ответную реакцию.

Согласно международным  стандартам выделяют четыре уровня интерактивности: простой (пассивный), ограниченный уровень  взаимодействия с учебным продуктом, полный уровень интерактивности, уровень  реального масштаба времени.

Кардинальные  перемены во всех областях человеческой жизни потребовали обеспечение  обучения нового качества. В связи  с этим наметились самые разные подходы  к повышению качества подготовки учащихся. Их авторы стремились создать, с одной стороны, дидактические  условия преодоления давно наметившегося  равнодушия к знаниям, нежелания  учиться, с другой — развивать  познавательные мотивы и интересы, т.е. активизацию деятельности. Активизация  — это процесс, направленный на усиленную, совместную учебно-познавательную деятельность преподавателя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, преодоление инерции, пассивных и стереотипичных форм преподавания и учения (Г.И. Щукина). При этом речь идет не о «принуждении» к активности, а о «побуждении» к ней; т.е. необходимо создавать дидактические и психологические условия порождения активности личности в познавательной деятельности. Этого можно достигнуть только при понимании обучения как личностно опосредованного процесса взаимодействия преподавателя и учеников, направленного на достижение цели.

Такое понимание  проблемы обусловило появление понятия  «активное обучение», которое в  настоящее время является одним  из основных требований всех современных  теорий обучения. Оно подразумевает, что обучаемый интенсивно вовлекается  в процесс обучения не как пассивный  слушатель, а как субъект, способный все больше контролировать процесс обучения и собственную учебную деятельность. Несмотря на широкое распространение в педагогической теории и практике термина «активность», педагогами он трактуется по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают что активность — более широкое понятие, чем деятельность и т.д. На наш взгляд, наиболее ярко черты активности выражены в определении Г.И. Щукиной. Активность как личностное образование выражает особое состояние ученика и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в живом процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности).

Побуждение учащихся к интеллектуальной активности в  процессе обучения прежде всего связано  с умением педагога поставить  перед учениками задачу и научить решать ее с максимальным эффектом. Вся длинная и сложная цепь обучения, по существу, состоит из последовательной цепи все время усложняющихся задач. Активная познавательная деятельность направлена на разрешение этих задач и овладение такими способами и средствами, при помощи которых эти задачи могут быть решены рационально и творчески, с инициативой, самостоятельностью и активностью учащегося. Поэтому обязательной задачей педагога являются поиск, создание и развитие средств умственной активности.

Одним из средств  активизации учебной деятельности в настоящее время считаются  мультимедиасредства различных  уровней интерактивности. Далее  попытаемся установить соответствие между уровнями познавательной активности и мультимедиасредствами различных уровней интерактивности.

Как говорилось выше, мультимедиа оказывается полезной и плодотворной образовательной  технологией благодаря интерактивности, гибкости и интеграции различных  видов данных. При использовании  мультимедиасредств первого уровня интерактивности учащиеся имеют  возможность контролировать темп изложения, число повторений, а также свободно фиксировать получаемую информацию и использовать ее для решения  поставленной задачи, в соответствии со своими образовательными потребностями  и предпочтениями. Работая с готовой  презентацией, содержащей обучающую  информацию, ученик приобретает опыт самостоятельных действий через  освоение правил и опыта других, что соответствует уровню репродуктивно-подражательной активности.

Мультимедиасредства ограниченного и полного уровня интерактивности содержат большой объем текстовой информации, которую иллюстрируют картинки, видеофрагменты и анимационные фрагменты, интерактивные карты и звуковое сопровождение. Достоинством средств является хорошо разработанная система поиска, позволяющая связывать интересующие фрагменты текста, находить тематическую, фактографическую информацию. Благодаря данным достоинствам мультимедийных средств таких уровней интерактивности учащиеся без труда найдут необходимый материал для решения поставленной преподавателем задачи. Кроме этого, данные средства позволяют создавать новые практические ситуации для учащихся; самостоятельно выбирать наиболее эффективные из них; использовать полученные знания на практике и оценивать результаты, а также предоставляют возможность учителю и ученику выстроить индивидуальную траекторию обучения. В этих условиях учащийся выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит преподаватель, мастер, взрослый. Однако поиски самостоятельных путей решения, проба не одного пути, а ряда вариантов позволяют «отрывать» учащегося от образца, предоставляют простор для размышлений и о характере содержания, и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В силу этого происходит переход на следующий уровень активности — уровень поисково-исполнительской активности.

Широкие возможности  для развития всех потенциальных  сил воспитанника предоставляет  творческая активность. Она связана  с изобретательностью, умением вносить  новое, оригинальностью, новизной, отходом от шаблона, ломкой традиций, неожиданностью и целесообразностью. Для достижения такого уровня активности необходимо создание условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект учебной деятельности.

Учащиеся, работая  с программными продуктами такого уровня, самостоятельно выбирают или создают  персонажи, находят новые и необычные  пути решения возникающих во время  игры проблем, моделируют различные  ситуации, и т.д. Подобные средства, обогащая эмоциональный опыт учащихся, оказывают неотразимое влияние на обучение, являются стимулом формирования познавательных интересов и творческой активности.

Таким образом, можно сделать вывод: активизация  деятельности учащихся, повышение познавательного  интереса, мотивов деятельности являются одной из целей обучения, а использование мультимедиа продуктов различных уровней интерактивности является одним из ведущих средств достижения данной цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Условия эффективности применения компьютерных технологий. 

Анализ направлений  развития информационных и коммуникационных технологий и опыта их применения в образовательных целях как  в нашей стране, так и за рубежом  позволяет определить основные направления  использования их возможностей в  следующих областях:

  • организация различных видов учебной деятельности по работе с учебной информацией на основе использования технологии Мультимедиа, ресурсов телекоммуникационных сетей, технологии «Виртуальная реальность»;
  • осуществление имитации и моделирования любых, поддающихся описанию процессов, для создания учебных тренажеров, максимально приближающих деятельность обучающегося к реальности;
  • разработка виртуальных миров, которые выступают по отношению к реальному миру как схемы или модели, стимулирующие динамику изучаемых процессов или закономерностей с последующим анализом со стороны обучающегося и выявлением тенденций их развития;
  • автоматизация процесса установления уровня знаний, умений и навыков в области осуществления основных видов учебной деятельности, соответствующих возрастной категории учащихся, с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Рассмотрим возможности  и преимущества информатизации обучения в начальной школе на примере  математики.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, учащийся получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого математического материала. Например, моделирование решения задачи в различных условиях (изменяя входные данные), позволяет учащемуся увидеть значимость выражений с переменными. Во многих учебных программах заложены не однозначные пути решения поставленной задачи, тем самым предоставляя учащимся возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, и попытаться построить ее модель. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Однако, необходимо обращать внимание на то, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера и не заслонила учебные цели.

Применение средств  новых информационных технологий в  учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности учащихся и в уровнях развития. Фронтальная форма работы и ориентация на среднего учащегося в таких условиях себя не оправдывают и приводят к потере интереса к происходящему на уроке у самых способных и невозможности для наиболее слабых активно включиться в учебный процесс. Индивидуальная работа учащегося за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый учащийся работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Компьютер позволяет  качественно изменить контроль за деятельностью  учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При  работе на компьютере каждый учащийся может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к преподавателю. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), анализ причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что необходимо начинать формировать у учащихся с начальной школы. Технически создание контролирующей программа для начальных классов по математике проще, чем по другим учебным предметом, так как именно математика поддается наибольшей формализации.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие  и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю построить собственную деятельность по управлению учебным процессом и постепенно работать над развитием творческого отношения учащихся к учению.

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования