Информатизация и компьютеризация образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Беларуси идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Идеи компьютеризации и информатизации обучения. 6

Понятие «компьютерная технология обучения». 10
Характеристика трех уровней компьютерных технологий
обучения.
Этапы компьютеризации учебного процесса в 17
учебных заведениях.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ 21
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Формы реализации образовательной информатики в 21
сфере урочной и внеурочной деятельности.

2.2 Мультимедиа-образовательные технологии как 26
средство формирования познавательных интересов учащихся.
2.3 Условия эффективности применения компьютерных 29
технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике на проверку.docx

— 80.11 Кб (Скачать)

Давайте оставим  на время финансовую сторону проблемы и зададим себе вопрос: информатизация образования - это процесс эволюционный или революционный? Система образования -- это прежде всего (извините за тавтологию) система. И как любая система она консервативна. В этом есть свои плюсы и минусы. Консервативность системы образования помогла ей устоять в самые тяжелые после распада СССР годы - и в этом ее плюс. В то же время система образования трудно реформируется. Ее преобразование, как и любой системы, требует больших временных и материальных затрат, серьезных организационных усилий.

Система образования  медленно создает новые образовательные  возможности, которые в современном  мире дают прежде всего информационные технологии. Поэтому в наших условиях информатизация образования должна идти в «революционном» варианте - не на догоняющих, а на опережающих скоростях.

Важно, что за последние два года произошел  перелом в сознании педагогического  сообщества: появилось понимание, что  информационные технологии в образовании это не научная фантастика, а реальность.

Школа отстает  от эволюции общества, - считает Сеймур Поперт, профессор научно-исследовательской  лаборатории методов и средств  обучения Массачуссетского технологического института, США. В результате ученики теряют к ней уважение. Школа не только не обращена в будущее. Сегодня она делает даже меньше того, что ей удавалось в прошлом. Приверженность устаревшей идее использования компьютерного класса или единичных выходов в Интернет в такой школе отражает неспособность человечества понять, что означает существование цифровой техники для жизни в двадцать первом веке, а следовательно, и для процесса обучения в двадцать первом веке. (Недавние исследования показали, что только 53% всех учителей государственных школ США используют возможности компьютеров и Интернета для образовательного процесса.)

Программа развития современной системы образования  у Сеймура Поперта выглядит следующим  образом:

1. Примем в  качестве платформы программы  представление об учебном заведении,  в котором каждый учащийся  имеет собственный портативный  персональный компьютер. Будем  рассчитывать, что реализация проекта  займет 4-6 лет. 

2. В каждом  регионе страны нужно создать  экспериментальные учебные заведения,  оснащенные передовой технологией. (В дополнение к программе компьютеризации  (E-rate), федеральное правительство  США потратило в 2000 г. 766 млн.  долл. только на программы по техническому обеспечению учебных заведений, разработанные по закону о начальном и среднем образовании. )

3. Необходимо  создать научные центры для  разработки новых учебных планов  и методических материалов для  обучения и преподавания.

4. Подготовку  педагогов необходимо осуществлять  с учетом основных положений  данной программы так, чтобы будущие преподаватели свободно овладели достижениями передовых технологий. (Повышение компьютерных знаний у преподавателей - это часть проблемы повышения общего профессионального уровня учителей. Федеральным правительством США разработана программа, направленная на обучение преподавателей работе с компьютерами (Preparing Tomorrow's Teachers to Use Technology), сегодня она реализуется в 352 образовательных учреждениях.)

5. Для достижения  поставленных целей нужно уделить  серьезное внимание психологическому, познавательному, социальному и  личностному аспектам программы  с учетом достижений технологии.

Вернемся к  вопросу, который был задан вначале: что нужно для повышения эффективности  всех усилий по информатизации образования?

Ответ для нас  очевиден -- необходимы объединение  и координация этих действий. Необходима консолидация финансовых и организационных усилий правительства, областей, бизнеса и общественности.

Одной из негативных сторон информатизации является появление  у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов  профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать  успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие  компьютерной тревожности значительно  снижает компьютерную грамотность  и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу  при выполнении какого либо задания  на ЭВМ, как правило имеют отрицательное  отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут  стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно  лучше и приводить тем самым  к повышению успешности деятельности.

У учащихся и  студентов компьютерная тревожность  возникает зачастую как реакция  на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению  с другими обучающимися. Преподаватели  и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями  в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь  место опасение, что их рабочие  места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним  из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что  их ученики владеют компьютером  намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный  с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы  стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при  работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда  ситуация взаимодействия с компьютером  выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость  определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная  стабильность.  
 
 
 
 

1.2 Понятие «компьютерная технология обучения». Характеристика трех уровней компьютерных технологий обучения.  

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства .

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение . На наш взгляд, более  удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные  технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические  варианты обучения, связанные с уникальными  возможностями современных компьютеров  и телекоммуникаций. Компьютерные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых  является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как  «проникающая» технология .

II - как  основная, определяющая, наиболее значимая  из используемых в данной технологии  частей.

III - как  монотехнология .

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная.

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к учащемуся: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная , диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

По категории обучаемых: все категории.

Акцент целей:

• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

• Подготовка личности «информационного общества».

• Дать учащемуся так много учебного материала, как только он может усвоить.

• Формирование исследовательских умений, умений принимать  оптимальные решения.

Концептуальные положения:

• Обучение - это общение учащегося с компьютером.

• Принцип  адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям учащегося.

• Диалоговый характер обучения.

• Управляемость: в любой момент возможна коррекция  учителем процесса обучения.

• Взаимодействие учащегося с компьютером может  осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.

• Оптимальное  сочетание индивидуальной и групповой  работы.

• Поддержание  у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

• Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации  и приложения как угодно велики.

Особенности содержания:

Компьютерная  технология основывается на использовании  некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими  программными средствами, записанными  в память компьютера, и возможностями  телекоммуникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны  содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные  коммуникации , экспертные системы.

Базы  данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут  включать в состав информационного  массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией . Для  целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные  форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными  способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной  основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки  иерархического типа.

В реляционной  базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические  базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью  двухмерной матрицы, так, что искомая  информация находится в системе  путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием  электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую  информацию, ее систематизация чаще всего  осуществляется гибридно.

Базы  данных используются в обучении для  оперативного предоставления учителю  и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом  процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем .

Базы  знаний. Базы знаний представляют собой  информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной  таким образом, что каждый ее элемент  содержит ссылки на другие логически  связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация  информации в базе знаний позволяет  учащемуся изучать ее в той  логике, которая ему наиболее предпочтительна  в данный момент, т.к. он может по своему желанию легко пере структурировать  информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и  словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.

Информация о работе Информатизация и компьютеризация образования