Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников. Предметом настоящего исследования является влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………с.3
1. Общая характеристика учебной деятельности.
1.1.Учебная деятельность – специфический вид деятельности……...с.6
1.2 Структура учебной деятельности…………………………………..с.9
1.3. Мотивация учебной деятельности………………………………..с.12
1.4. Усвоение – центральное звено учебной деятельности………….с.17
2. Психолого-педагогические основы проблемы
индивидуализации процесса обучения.
2.1 Анализ состояния и тенденции развития
проблемы индивидуализации обучения……………………………с.22
2.2. Психологические и анатомо-физиологические
особенности младших школьников………………………………..с.26
2.3. Особенности индивидуализации процесса обучения
в младшем школьном возрасте……………………………………с.33
3. Анализ экспериментальной работы.
3.1. Характеристика базы исследования. Методы исследования…...с.49
3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности
МШ от индивидуализации процесса обучения…………………..с.55
Заключение……………………………………………………………с.58
Библиография……
Для получения сведений об особенностях учебной деятельности каждого ребёнка наблюдение осуществлялось в нескольких направлениях:
Результаты наблюдений и проведенных ранее исследований позволили сделать вывод о том, что условное деление класса на группы детей, в каждую из которых вошли бы учащиеся с приблизительно одинаковыми способностями и особенностями учебной деятельности, возможно.
Для подтверждения этого была проведена контрольная работа, которая, по нашему мнению, позволила бы сделать деление на группы более обоснованным. Задания составлялись таким образом, чтобы не только выявить уровень усвоения пройденного материала, но и определить степень сформированности математических умений и навыков; определить насколько развито умение рационально планировать свою деятельность.
Задания
были записаны на карточках. Ученикам
было предложено ознакомиться с ними.
Далее в течение 5 минут детям
предоставлялась возможность
Анализ характера и количества ошибок, допущенных детьми, наблюдения за процессом выполнения ими работы, организацией своей деятельности подтвердили наши предположения. После соотнесения результатов всех исследований был получен достаточный фактический материал для четкой группировки класса.
Весь класс был условно поделен на три группы учащихся.
В первую группу вошли учащиеся с сильным уравновешенным подвижным (3человека) и сильным уравновешенным инертным типом (1 человек) нервной системы, осознающие мотивы своего учения в школе, владеющие фактическими знаниями, умеющие применять их при решении задач, способные самостоятельно рационально спланировать свою работу. Таких учащихся 36%.
Вторая группа — дети с сильным уравновешенным подвижным (2 человека), сильным уравновешенным инертным (1 человек) и сильным неуравновешенным подвижным типом нервной системой, осознающие мотивы учения, владеющие теоретическими знаниями, но не всегда умеющие применять их на практике. Их 36 %.
В третью группу вошли дети с сильным неуравновешенным подвижным (1 человек), а также представители сильного уравновешенного инертного типа (2 человека). У этих ребят пробелы в знаниях теории, из-за этого — неумение использовать их на практике; неустойчивое внимание, плохо контролируют себя, свою деятельность, долго переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы медленный. Уровень мотивации средний, школа привлекает их в основном внеучебными сторонами. Таких учащихся в классе 28 %.
Полученными данными мы руководствовались при организации второго этапа работы, которая заключалась в проведении внутриклассной индивидуализации. Наиболее удобная форма работы при этом - использование карточек с математическими заданиями.
Карточки, которые разрабатывались для ребят первой группы, содержали задания, способствующие дальнейшему развитию их умений, а также позволяющие развивать самоконтроль учащихся, активизировать творческую мыслительную деятельность. (Приложение 6).
Карточки для ребят второй группы содержали задания, которые способствовали бы развитию умения применять теоретические знания на практике. В карточках содержится теоретический материал, способы его применения и задания для самостоятельного выполнения. Кроме того, в карточках есть вопросы, отправляющие к только что выполненному действию, к его проверке, позволяющие развивать умение контролировать себя. (Приложение 7).
Для учащихся, входящих в третью группу, карточки разрабатывались с целью восстановления пробелов в теории, формирования умения применять эту теорию на практике. Как правило, такие карточки содержат образец выполнения задания, наглядный рисунок. Необходимо было заинтересовать ребят процессом учения. (Приложение 8). Работа с этими детьми должна быть направлена на формирование внутренних мотивов учения.
Осуществление индивидуального подхода на уроках не ограничивалось использованием карточек с индивидуальными заданиями. На уроках по выработке умения решать задачи использовались элементы дифференциации. После ознакомления с текстом задачи, детям задавался вопрос: «Кто может сам решить задачу?» Детям, ответившим утвердительно, предлагалось приступить к выполнению задания. С оставшимися работа проводилась фронтально. Некоторым достаточно было одного-двух вопросов, и они присоединялись к учащимся первой группы. Выполнившим давалось дополнительное задание, например, изменить условие или вопрос так, чтобы задача решалась сложением (вычитанием). Таким образом, осуществлялась взаимопроверка.
Осуществление
индивидуального подхода
Такая работа проводилась постоянно при изучении данной темы. Для закрепления изученного был проведён открытый урок (Приложение 9).
Затем
была проведена повторная
3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности младших школьников от индивидуализации процесса обучения.
Обработав
результаты и характер ошибок первой
и повторной контрольных работ,
Анализ зависимости успешности
учебной деятельности от
Анализ зависимости успешности учебной деятельности от индивидуализации процесса обучения учащихся 2 группы показан на графике 2.
Анализ зависимости успешности
учебной деятельности от
График
1.
График 2.
График 3.
Полученные данные говорят о том, что индивидуализация, осуществляемая на уроках на протяжении изучения темы, привела к формированию нового, более высокого уровня сформированности учебных действий. Работая с детьми над данной темой исследования, мы заметили, что учащиеся не боятся ошибаться, чувствуют себя раскованно, комфортно на уроке, им интересно учиться, потому что это им по силам.
Таким
образом, индивидуализация обучения способна
вызвать изменение
Заключение.
Индивидуализация процесса обучения школьников - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Зная
особенности условно-
Дифференцированного
обучения детей каждой индивидуально-типологической
группы позволяет достигать более
высокого уровня развития внимания, восприятия,
памяти, мышления и речи младших школьников.
Учитель, ориентируясь на
Например,
с помощью специальных
Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно понятия “внутренняя дифференциация” и “индивидуализация” по существу тождественны.
Использование
дифференциации в процессе обучения
создаёт возможности для
Одной
из важнейших основ
Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя
индивидуализированный и