Индивидуализация процесса обучения как фактор успешности учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников. Предметом настоящего исследования является влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………с.3
1. Общая характеристика учебной деятельности.
1.1.Учебная деятельность – специфический вид деятельности……...с.6
1.2 Структура учебной деятельности…………………………………..с.9
1.3. Мотивация учебной деятельности………………………………..с.12
1.4. Усвоение – центральное звено учебной деятельности………….с.17
2. Психолого-педагогические основы проблемы
индивидуализации процесса обучения.
2.1 Анализ состояния и тенденции развития
проблемы индивидуализации обучения……………………………с.22
2.2. Психологические и анатомо-физиологические
особенности младших школьников………………………………..с.26
2.3. Особенности индивидуализации процесса обучения
в младшем школьном возрасте……………………………………с.33
3. Анализ экспериментальной работы.
3.1. Характеристика базы исследования. Методы исследования…...с.49
3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности
МШ от индивидуализации процесса обучения…………………..с.55
Заключение……………………………………………………………с.58
Библиография……

Работа содержит 1 файл

курсовая Аллердингс.doc

— 414.50 Кб (Скачать)
 
 
 

    Для получения сведений об особенностях учебной деятельности каждого ребёнка наблюдение осуществлялось в нескольких направлениях:

  • за особенностями восприятия материала, хранения, переноса знаний, гибкостью мышления;
  • за особенностями самостоятельной работы: нуждается ли в помощи, как использует эту помощь, насколько самостоятельно может определить пути решения, рационально применить имеющиеся знания, умения в изменяющихся условиях.

    Результаты  наблюдений и проведенных ранее  исследований позволили сделать  вывод о том, что условное деление класса на группы детей, в каждую из которых вошли бы учащиеся с приблизительно одинаковыми способностями и особенностями учебной деятельности, возможно.

      Для подтверждения этого была  проведена контрольная работа, которая,  по нашему мнению, позволила бы сделать деление на группы более обоснованным. Задания составлялись таким образом, чтобы не только выявить уровень усвоения пройденного материала, но и определить степень сформированности математических умений и навыков; определить насколько развито умение рационально планировать свою деятельность.

    Задания были записаны на карточках. Ученикам было предложено ознакомиться с ними. Далее в течение 5 минут детям  предоставлялась возможность разъяснить с помощью всё, что непонятно. По истечении этого времени учащиеся приступили к выполнению заданий. (Приложение 5). При проверке учителем работ  задания №1, 2, 3 оценивались в 1 балл, задание №4 оценивалось 2 баллами (задача на смекалку).

    Анализ  характера и количества ошибок, допущенных детьми, наблюдения за процессом выполнения ими работы, организацией своей деятельности подтвердили наши предположения. После соотнесения результатов всех исследований был получен достаточный фактический материал для четкой группировки класса.

    Весь  класс был условно поделен на три группы учащихся.

    В первую группу вошли учащиеся с сильным уравновешенным подвижным (3человека) и сильным уравновешенным инертным типом (1 человек) нервной системы, осознающие мотивы своего учения в школе, владеющие фактическими знаниями, умеющие применять их при решении задач, способные самостоятельно рационально спланировать свою работу. Таких учащихся 36%.

    Вторая  группа — дети с сильным уравновешенным подвижным (2 человека), сильным уравновешенным инертным (1 человек) и сильным неуравновешенным подвижным типом нервной системой, осознающие мотивы учения, владеющие теоретическими знаниями, но не всегда  умеющие применять их на практике. Их 36 %.

    В третью группу вошли дети с сильным неуравновешенным подвижным (1 человек), а также представители сильного уравновешенного инертного типа (2 человека). У этих ребят пробелы в знаниях теории, из-за этого — неумение использовать их на практике; неустойчивое внимание, плохо контролируют себя, свою деятельность, долго переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы медленный. Уровень мотивации средний, школа привлекает их в основном внеучебными сторонами. Таких учащихся в классе 28 %.

    Полученными данными мы руководствовались при  организации второго этапа работы, которая заключалась в проведении внутриклассной индивидуализации. Наиболее удобная форма работы при этом - использование карточек с математическими заданиями.

    Карточки, которые разрабатывались для  ребят первой группы, содержали задания, способствующие дальнейшему развитию их умений, а также позволяющие развивать самоконтроль учащихся, активизировать творческую мыслительную деятельность. (Приложение 6).

    Карточки  для ребят второй группы содержали задания, которые способствовали бы развитию умения применять теоретические знания на практике. В карточках содержится теоретический материал, способы его применения и задания для самостоятельного выполнения. Кроме того, в карточках есть вопросы, отправляющие к только что выполненному действию, к его проверке, позволяющие развивать умение контролировать себя. (Приложение 7).

    Для учащихся, входящих в третью группу, карточки разрабатывались с целью  восстановления пробелов в теории, формирования умения применять эту  теорию на практике. Как правило, такие  карточки содержат образец выполнения задания, наглядный рисунок. Необходимо было заинтересовать ребят процессом учения. (Приложение 8). Работа с этими детьми должна быть направлена на формирование внутренних мотивов учения.

    Осуществление индивидуального подхода на уроках не ограничивалось использованием карточек с индивидуальными заданиями. На уроках по выработке умения решать задачи использовались элементы дифференциации. После ознакомления с текстом задачи, детям задавался вопрос: «Кто может сам решить задачу?» Детям, ответившим утвердительно, предлагалось приступить к выполнению задания. С оставшимися работа проводилась фронтально. Некоторым достаточно было одного-двух вопросов, и они присоединялись к учащимся первой группы. Выполнившим давалось дополнительное задание, например, изменить условие или вопрос так, чтобы задача решалась сложением (вычитанием). Таким образом, осуществлялась взаимопроверка.

    Осуществление индивидуального подхода возможно не только при организации работы на уроке в классах, но и при  выполнении домашних заданий. Возможности учебника для индивидуальной домашней работы недостаточно велики: решение задач по силам ученикам всех трёх групп. Для учеников второй группы выполнение таких заданий оптимально, для ребят первой группы возможны более сложные задания, задания творческого характера. Для учащихся третьей группы такие задания сложны, так как выполнить их надо самостоятельно. Дети обращаются за помощью к родителям, практически не работая сами. В связи с этим, задания должны быть такими, чтобы ребенок мог справиться с ними своими силами. Домашние задания для них оформлялись в виде писем с надписью «Лично в руки». Это не только повышало интерес учащихся, но и стимулировало к самостоятельному выполнению всех заданий. Возможны и комбинированные задания: часть заданий, предложенных учебником, и «ответ на письмо». Это особенно важно для тех, кому процесс учения неинтересен.

    Такая работа проводилась постоянно при  изучении данной темы. Для закрепления  изученного  был проведён открытый урок (Приложение 9).

    Затем была проведена повторная контрольная работа. Задания составлялись уже с учетом возможностей каждого ученика. Было предложено три варианта заданий (согласно делению класса на группы), которые были написаны на отдельных карточках (Приложение 10). Для учащихся второй группы было, в дополнение к основной части задания, задание повышенной трудности. Выполнение этого задания указывало на то, что у ребёнка сформировался новый, более высокий уровень учебных действий. Учащимся третьей группы предлагалась та же контрольная работа (Приложение 5).

    3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности  младших школьников от индивидуализации процесса обучения.

    Обработав результаты и характер ошибок первой и повторной контрольных работ,  были получены следующие результаты, которые мы представили с помощью графиков.

       Анализ зависимости успешности  учебной деятельности от индивидуализации  процесса обучения учащихся  1 группы показан на графике 1.

       Анализ зависимости успешности учебной деятельности  от индивидуализации процесса обучения учащихся 2 группы показан на графике 2.

     Анализ зависимости успешности  учебной деятельности от индивидуализации  процесса обучения учащихся  3 группы показан на графике 3.

    График 1. 
 

    График 2.

       
 
 
 
 

    График 3.

     

    

    Полученные  данные говорят о том, что индивидуализация, осуществляемая на уроках на протяжении изучения темы, привела к формированию нового, более высокого уровня сформированности учебных действий. Работая  с детьми над данной темой исследования, мы заметили, что учащиеся не боятся ошибаться, чувствуют себя раскованно, комфортно на уроке, им интересно учиться, потому что это им по силам.

    Таким образом, индивидуализация обучения способна вызвать изменение деятельности, развитие умения самоконтроля, что  ведет за собой повышение успешности учебной деятельности учащихся. 

      
 

    Заключение. 

    Индивидуализация  процесса обучения школьников - это  важнейший принцип воспитания и  обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших  задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.

    Индивидуальный  подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому  ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

     Успешное  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

     Зная  особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей.

     Дифференцированного обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более  высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи младших школьников. 

      

      Учитель, ориентируясь на умственное  развитие личностные черты ученика,  должен отдавать себе отчет  в том, что эти индивидуальные  особенности отличаются непостоянством, изменчивостью.

    Например, с помощью специальных коррекционных  занятий можно существенно повысить уровень умственного развития. Поэтому  учет индивидуальных особенностей должен вестись с определенной целью: стимулировать  развитие учащихся.

    Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

    Индивидуализация  обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а следовательно понятия “внутренняя дифференциация” и “индивидуализация” по существу тождественны.

    Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.

    Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.

    Основной  целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

    Реализуя  индивидуализированный и дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:

  • быть единой для всех групп учащихся;
  • показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
  • наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
  • представлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.

Информация о работе Индивидуализация процесса обучения как фактор успешности учебной деятельности младших школьников