Индивидуализация процесса обучения как фактор успешности учебной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников. Предметом настоящего исследования является влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………с.3
1. Общая характеристика учебной деятельности.
1.1.Учебная деятельность – специфический вид деятельности……...с.6
1.2 Структура учебной деятельности…………………………………..с.9
1.3. Мотивация учебной деятельности………………………………..с.12
1.4. Усвоение – центральное звено учебной деятельности………….с.17
2. Психолого-педагогические основы проблемы
индивидуализации процесса обучения.
2.1 Анализ состояния и тенденции развития
проблемы индивидуализации обучения……………………………с.22
2.2. Психологические и анатомо-физиологические
особенности младших школьников………………………………..с.26
2.3. Особенности индивидуализации процесса обучения
в младшем школьном возрасте……………………………………с.33
3. Анализ экспериментальной работы.
3.1. Характеристика базы исследования. Методы исследования…...с.49
3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности
МШ от индивидуализации процесса обучения…………………..с.55
Заключение……………………………………………………………с.58
Библиография……

Работа содержит 1 файл

курсовая Аллердингс.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

    Содержание. 

    Введение…………………………………………………………………с.3

    1. Общая характеристика  учебной деятельности.

    1.1.Учебная  деятельность – специфический  вид деятельности……...с.6

    1.2 Структура учебной деятельности…………………………………..с.9

    1.3. Мотивация учебной деятельности………………………………..с.12

    1.4. Усвоение – центральное звено  учебной деятельности………….с.17

    2. Психолого-педагогические основы проблемы

       индивидуализации       процесса обучения.

    2.1 Анализ состояния и тенденции  развития

        проблемы индивидуализации обучения……………………………с.22

    2.2. Психологические и анатомо-физиологические

         особенности младших школьников………………………………..с.26

    2.3. Особенности индивидуализации процесса  обучения

          в младшем школьном возрасте……………………………………с.33

          3. Анализ экспериментальной  работы.

    3.1. Характеристика базы исследования. Методы исследования…...с.49

    3.2. Анализ зависимости успешности  учебной деятельности 

          МШ от индивидуализации процесса  обучения…………………..с.55

      Заключение……………………………………………………………с.58

    Библиография………………………………………………………….с.61

    Приложение. 
 
 
 
 
 

    Актуальность  исследования. В настоящее время в условиях углубляющихся социально-политических и экономических перемен, социального запроса на активную творческую личность особую остроту и значимость приобрела проблема индивидуализации обучения. Основным условием реализации данной проблемы является изучение и учёт индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и построение на этой основе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

    В связи с этим возникают существенные противоречия между всё усложняющимся содержанием образования, его гуманистическо- культурологической составляющей и возможностями их реализации в условиях классно-урочной системы; унифицированным содержанием образования и личностными интересами и способностями обучающихся; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и поисково-исследовательской сущности познания; фронтальным характером преподавания и индивидуальным способом усвоения знаний; необходимостью учёта индивидуальных особенностью учащихся и не всегда достаточного для этого уровня профессионализма деятельности учителя.

    Для решения данной проблемы в науке  созданы определённые предпосылки. Общие подходы к индивидуализации обучения разработаны в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.М. Монахова, Ю.В. Сенько, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Т.И. Шамовой и др. Психологические аспекты проблемы индивидуального развития личности изучались Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.

    Идеи  личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.) существенно  актуализировали проблему индивидуализации обучения.

    Условия, формы, средства и технологии индивидуализации обучения школьников обсуждают в своих научных трудах В.А. Адольф, В.П. Беспалько, Б. Блум, Э.И. Гельфман, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский, И.Э. Унт, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Е.А. Ямбург, А.А. Ярулов и др.

    Достаточно  новой для науки является тема индивидуальных учебных (образовательных) программ, маршрутов, траекторий учащихся. Обозначены подходы к их пониманию и разработке в общем образовании (Е.А. Александрова, О.Е. Лебедев).

    Поиск возможностей разрешения указанных  противоречий составило основную проблему настоящего исследования.

    Цель  работы: выявить влияние индивидуализации  процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.

    Объект  исследования – учебная деятельность младших школьников. Предметом настоящего исследования является влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.

    Мы  предполагали, что индивидуализация процесса обучения будет способствовать успешности учебной деятельности при соблюдении следующих условий:

    1. Своевременной диагностики психофизического потенциала и познавательных возможностей личности ребёнка;

  1. Ориентации учителя на индивидуализацию учебного процесса в комплексе его составных компонентов (цель, задачи, содержание, методы, приёмы, результаты);
  2. Адекватности содержания учебного материала уровню подготовки учащихся в составе дифференцированных групп;
  3. В систематическом, комплексном анализе процесса обучения и результатов учебной деятельности школьников, работающих в составе дифференцированных групп.

    В соответствии  с целью и гипотезой  были определены задачи исследования:

  1. проанализировать состояние и тенденции развития проблем учебной деятельности и  индивидуализации обучения в педагогической науке и практике;
  2. выявить трудности обучения детей в процессе учебной деятельности;
  3. составить и реализовать программу индивидуального подхода к учащимся, испытывающим затруднения в процессе  обучения;
  4. установить зависимость успешности учебной деятельности от реализации  индивидуального подхода в процессе обучения. 

    Методы  исследования: В работе использован комплекс методов: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение практического опыта; тестирование; интервьюирование; наблюдение; изучение продуктов деятельности учителей и учащихся; количественная обработка и качественный анализ результатов анкетирования, тестирования, наблюдения.

    База  исследования: МОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа», 1 класс в количестве 11 человек.

    Исследование  проводилось в 3 четверти (январь, февраль). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Общая характеристика учебной  деятельности.

    1.1.Учебная  деятельность –  специфический вид  деятельности.

    Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова  она иногда неправомерно рассматривается  как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. В данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятельности, так как распространяется на все возрасты.

    Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть ...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [10, с.114].

    Учебная деятельность соответственно может  рассматриваться как специфический  вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях.

    Отмечаются  пять основных характеристик учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

    1. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач
    2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);
    3. общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).
    4. «учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте» что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.
    5. изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт) [10, с.115].

    Исходя  из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассмотрим ее собственно деятельностные характеристики и подчеркнем её общественный характер:

  • по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;
  • по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;
  • по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях.

    Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.

      Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это является ее предметом, ее содержанием.

    Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

    Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

    Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах

    1. интеллектуальные действия, лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности, (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

    2. знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

    1. фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

    Соответственно  в процессе школьного учения, и  особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.

Информация о работе Индивидуализация процесса обучения как фактор успешности учебной деятельности младших школьников