Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:04, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников. Предметом настоящего исследования является влияние индивидуализации процесса обучения на успешность учебной деятельности младших школьников.
Введение…………………………………………………………………с.3
1. Общая характеристика учебной деятельности.
1.1.Учебная деятельность – специфический вид деятельности……...с.6
1.2 Структура учебной деятельности…………………………………..с.9
1.3. Мотивация учебной деятельности………………………………..с.12
1.4. Усвоение – центральное звено учебной деятельности………….с.17
2. Психолого-педагогические основы проблемы
индивидуализации процесса обучения.
2.1 Анализ состояния и тенденции развития
проблемы индивидуализации обучения……………………………с.22
2.2. Психологические и анатомо-физиологические
особенности младших школьников………………………………..с.26
2.3. Особенности индивидуализации процесса обучения
в младшем школьном возрасте……………………………………с.33
3. Анализ экспериментальной работы.
3.1. Характеристика базы исследования. Методы исследования…...с.49
3.2. Анализ зависимости успешности учебной деятельности
МШ от индивидуализации процесса обучения…………………..с.55
Заключение……………………………………………………………с.58
Библиография……
Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Дифференцируя многие домашние задания, учитель преследует такие цели:
Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся, с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны, отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка.
Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Учет допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по их исправлению и предупреждению аналогичных.
Выше
было показано, как можно учителю
учитывать индивидуально-
Во-первых, если учитель имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного ученика, он будет знать, как они влияют на его учебную деятельность: как управляет он своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; насколько уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. Знать эти качества ученика – значит, сделать первый шаг к организации его продуктивной работы.
Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, учитель будет более эффективно трудиться сам, что наверняка принесет ему удовлетворение, освободит от дополнительных занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы и т.д. Результатом станет снижение его нагрузки, облегчение его труда.
Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка. Болезни, в зависимости от их характера, оказывают на учащегося временное или постоянное отрицательное воздействие – снижают его трудоспособность. Различные физические дефекты (расстройство зрения, слуха, олигофрения, задержки в умственном развитии) делают невозможным нормальный процесс учебно-познавательной деятельности и обуславливают необходимость в специальном обучении.
Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.
Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы.
Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
Необходим
выбор учебных индивидуальных заданий
учащимся на этапе мотивации в
зависимости от характера и направленности
познавательных интересов.
3.1 Характеристика базы исследования. Методы исследования.
Исследование по теме «Индивидуализация процесса обучения как фактор успешности учебной деятельности младших школьников» проходило на базе МОУ «Кодинская средняя общеобразовательная школа». В качестве исследуемых были задействованы учащиеся 1-го класса в количестве 11 человек (7 девочек и 4 мальчика) в возрасте 7-8 лет. Классный руководитель — Пластинина В.Р.
В своей работе мы исходили из предположения, что если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы индивидуализации, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).
Практическая значимость данной работы состоит в определении некоторых путей повышения эффективности учебной деятельности учащихся начальных классов посредством индивидуализации обучения.
Мы
решили остановиться на внутриклассной
индивидуализации и дифференциации
учебной работы и отследить пути
повышения эффективности
Работа проводилась в два
Первый этап предполагал изучение и определение индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Нами было проведено
преобладает у Вашего
ребенка?" (Приложение 1).
Анализ
результатов теста показал
Данные
результаты говорят о том, что
большинство учащихся класса — дети
с сильным уравновешенным, подвижным
типом нервной системы (45%). Эти
дети способны на длительную напряженную
работу, легко
перестраиваются с одного вида деятельности
на другой, точно рассчитывают свои силы.
36%
детей характеризуются силой
и инертностью (
Для оценки уровня учебной мотивации в классе было проведено анкетирование детей (Приложение 2). После обработки ответов были получены следующие результаты:
Эти данные говорят о том, что большая часть класса с удовольствием ходит в школу, проявляет учебную активность, интерес ко всем предметам.
Для оценивания объёма внимания первоклассников была использована методика «Запомни и расставь точки». (Приложение 3).
При
исследовании особенностей опосредованного
запоминания и его
Данные исследования представлены в таблице 1.
Результаты диагностики познавательных психических процессов учащихся 1 класса.
Таблица 1.
Имя, фамилия | Объём
внимания |
Память (уровень опосредованного запоминания) | Мышление |
Алёша А. | средний | 63,3 % | Творческое мышление, наличие художественных способностей. |
Настя Б. | средний | 54,5 % | Тип «мыслителя». Логическое мышление. |
Алёна Д. | низкий | 54,5 % | Творческое мышление. |
Богдан Е. | средний | 72,7 % | Творческое мышление. |
Юля К. | средний | 81, 8 % | Конкретно-действенное мышление |
Егор М. | низкий | 18 % | Воспроизведение затруднено, это может служить признаком инфантильности. Наличие у испытуемого истощаемости. |
Катя Н. | средний | 18 % | Конкретно-действенное или практическое, направленное на разрешение частных конкретных задач. |
Лиза П. | средний | 54,5 % | Творческое мышление, понятийное мышление. |
Ростик С. | низкий | 27,2 % | Творческое мышление. |
Кристина Щ. | высокий | 63,3 % | Творческое мышление, наличие художественных способностей. |
Ксюша Я. | средний | 72, 7 % | Творческое мышление. Практическое мышление. |