Игра как средство развития логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 80.65 Кб (Скачать)
 

       Данное задание Варя выполнила  значительно лучше. Она уже  не так торопливо отвечала  на поставленные вопросы. Девочка  допустила 3 ошибки и в итоге  заработала  8.5 баллов. Таким образом,  по результатам этой методики  уровень развития логического  мышления высокий. 

       Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном). 

          С этим заданием Варя справилась  успешно. Она правильно установила  последовательность картинок и  составила хороший рассказ без  помощи наводящих вопросов. Исходя из этих результатов, можно предположить, что уровень развития высокий, есть способности к обобщению и умение  понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

          По результатам проведенных нами  методик можно определить уровень  развития логического мышления Варвары Б. как средний. Со всеми заданиями кроме первого она справилась успешно. Это говорит о том, что у Вари плохо развиты способности к классификации и анализу остальные составляющие логического мышления развиты хорошо.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Приемы логического анализа необходимы  учащимся уже в 1 классе, без  овладения ими не происходит  полноценного усваивания учебного  материала. Проведенные исследования  показывают, что ребёнок обладает  данным умением не в полной  мере. Немало школьников не осваивают их и к старшим классам. Эти неутешительные данные показывают, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций. Также целесообразно использование на уроках дидактических игр, упражнений с инструкциями. С их помощью учащиеся привыкают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

    В соответствии с задачами  исследования, в первой главе  курсовой работы был осуществлен  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме развития  логического мышления младших  школьников, выявлены особенности  логического мышления младших  школьников.

       Было установлено, что младший  школьный возраст обладает глубокими  потенциальными возможностями физического  и духовного развития ребенка.  Под воздействием обучения у  детей формируются два основных  психологических новообразования  — произвольность психических  процессов и внутренний план  действий (их выполнение в уме). В процессе учения дети овладевают  также приемами произвольного  запоминания и воспроизведения,  благодаря которым они могут  излагать материал выборочно,  устанавливать смысловые связи.  Произвольность психических функций  и внутренний план действий, проявление  способности ребенка к самоорганизации  своей деятельности возникают  в результате сложного процесса  интериоризации внешней организованности  поведения ребенка, создаваемой  первоначально взрослыми людьми, и особенно учителями, в ходе  учебной работы.

      Развитие познавательных процессов  младшего школьника будет формироваться  более эффективно под целенаправленным  воздействием извне. Инструментом  такого воздействия являются  специальные приемы, одним из  которых являются дидактические  игры.

     Во второй части исследования  были подобраны диагностические  материалы, игры и упражнения, развивающие логическое мышление, а также здесь мы, используя  методики, определили уровень развития  логическое мышления младшего  школьника. 

    Диагностическая программа включила  в себя следующие методики: «Исключение  понятий» для исследования способности  к классификации и анализу,  определение понятий, выяснение  причин, выявление сходства и  различий в объектах для определения  степени развитости у ребенка  интеллектуальных процессов; «Последовательность  событий» для определения способности  к логическому мышлению, обобщению;  «Сравнение понятий» для определения  уровня сформированность операции  сравнения у младших школьников.

     Методики  по определению уровня развития логического  мышления были проведены с ученицей 1 «г» класса  школы 51 города Курска  Варварой Б.. По результатам проведенных нами методик можно определить уровень развития логического мышления Варвары Б. как средний. Со всеми заданиями кроме первого она справилась успешно. Это говорит о том, что у Вари плохо развиты способности к классификации и анализу остальные составляющие логического мышления развиты хорошо.

     Таким образом, по изученным  материалам можно сделать выводы:

- необходима  целенаправленная работа по обучению  младших школьников основным  приемам мыслительных операций, что будет способствовать развитию  логического мышления;

- диагностика  и своевременная коррекция мышления  младших школьников будет способствовать  более успешному развитию приемов  логического мышления (сравнение,  обобщение, классификация, анализ).

Список  литературы

Аникеева  Н. П. Игра в педагогическом процессе. – М.: Наука, 1989. – 142с.

Брушлинский А.В. Мышление: процесс, деятельность, общение // Под ред. Брушлинского А.В.. – М.: Наука, 1982. – 387с.

Вуарен  Н. Что такое игра? // Культура, 1982, № 4. - 68с.

Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1966, №6. – 72с.

Гетманова А.Д. Логика М.: Наука, 1986. - 145с.

Горский Д.П. Логика. М.: Наука, 1997. – 189с.

Гуревич К. М. ,Борисова Е.М. Психологическая диагностика // Под редакцией Гуревича К.М. ,Борисовой Е.М. 2-е изд., испр. -  М.: УРАО, 2000. – 304с.

Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М.: Наука, 1978. – 143с.

Ивин  А.А. Логика учебник для гуманитарных факультетов. - М.:ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 396 с.

Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Просвещение, 1981. - 13с.

Кириллов В.И., Стаченко А.А. Логика М.: Просвещение, 1995. – 208с.

Крутецкий В.А.. Психология. – М.: Просвещение, 1974. - 304с.

Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: Изд-во Питер, 2000. – 992с.

Маркова А. К. Диагностика и коррекция  умственного развития в школьном и дошкольном возрасте // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Б. Л.. — Петрозаводск, 2002. – 309с.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Наука, 1982. – 274с.

Мещерякова  Б.Г. Большой психологический словарь // Под общ. ред., Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

Оконь В. Введение в общую дидактику  Пер. С.Кольского. – М.: Высшая школа, 1990. – 348с.

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. –  М.: Просвещение, 1992. – 256с.

Подгорецкая Н.А. Изучение приёмов логического  мышления у взрослых. - М.: 1980. - 150с

Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. Феникс.: 2008. – 453с.

Пономарев Я. А. Психика и интуиция. - М.: Наука, 1967. – 128с.

Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712с.

Свинцов В.И. Логика М.: Наука, 1987. – 197с.

Талызина  Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед.  учеб. заведений  – 3-е изд., стереотип. // Н.Ф.Талызина.  – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 288с.

Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Наука, 1984. – 89с.

Усова А.Ф. Формирование у школьников научных  понятий в процессе обучения. - М.: 1986. -  137с.

Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. Учебное пособие для вузов 2-е издание. Едиториал. УРСС, 2005. - 248с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с. 

Информация о работе Игра как средство развития логического мышления