Игра как средство развития логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

        В умозаключении или выводе  на основании имеющегося знания, выраженного в посылках, приходят  к новому знанию в заключении: знание добывается опосредованно  через знание, без новых заимствований  в каждом отдельном случае  из непосредственного опыта. Из  того, что имеет место определенное  положение, я могу вывести новое  положение – объективное знание, которое в исходном положении  не дано. В этом – основная  ценность умозаключения [Рубинштейн 2000: 270].

Выделяют  такие виды мышления как рассуждающее или словесно-логическое. Характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на  базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный [Тихомиров 1984: 6].

          В психологии выделяется так  же, как самостоятельный вид,  образное (или наглядно-образное) мышление. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

      

      Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (тройка) не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций.

      Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Пономаревым, Л.Л. Гуровой и др. [Пономарев 1967:  36].

      В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее.). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.

      Важным  является различение продуктивного и репродуктивного мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [Калмыкова 1981: 13].

Необходимо  также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: например, непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач. Приведенный список видов мышления не является полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления [Калмыкова 1981:  21]. В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены [Тихомиров 1984: 6].

             Логическое мышление – это мышление по законам логики, по тем абстрактным схемам, которые фиксируются ими [Ивин 2002: 5].           

             В кратком словаре системы  психологических понятий логическое  мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». [Подопригора 2008: 206].

            Логическое мышление, которое ещё  иначе называют в широком смысле слова дискурсивным, предполагает логическим путём переход от одного определённого представления к другому. Существенным образом отличается от интуитивного, познающего мир путем созерцания и устанавливающего истину путём прямого её усмотрения без доказательства [Гетманова 1986: 57].

          Классическая формальная логика  рассматривает понятие, суждение, умозаключение как основные формы мышления. Оперирование ими отражает сущность логического мышления. Механизм логического мышления заключается в операциях логического мышления, основывающихся на четырёх законах логики: тождества, непротиворечия, исключённого третьего, достаточного основания. Неклассические формальные логики предполагают иные формулировки основных логических законов, однако, и в рамках этих логических систем продолжают действовать основные логические операции. И, с точки зрения любой формальной логики «логическое мышление - это мышление, соответствующее    определенным    принципам     (законам,     правилам,

предписаниям), выработка которых и составляет одну из главных задач логики» [Кириллов 1995: 87].

     Логическое  мышление человека является важнейшим  моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеческим индивидом в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста Ф.Энгельс считал, что «по типу все эти методы, - стало быть все, признаваемые обычной логикой средства научного исследования, совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени, по развитию соответствующего метода они различны» [Свинцов 1987: 43]. Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.

     Логическое  мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

«Фундаментальные  логические формы» «операторных структур»  мышления выступают объектом изучения Ж.Пиаже, который исследуя мыслительные операции, максимально не зависящие от содержания конкретных знаний, приходит к выводу о том, что подлинное усвоение ребёнком знаний невозможно без наличия у него форм логического мышления. Ж.Пиаже в своих исследованиях констатировал факт, что «феномены» детского мышления объясняются определённой стадией «логического развития» их мышления [Гетманова 1986: 63].

     Умение  логически мыслить, по мнению Н.А.Подгорецкой  [Подгорецкая 1980: 49], включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для нее логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности  и тенденции развития, строить гипотезы  и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

   Психолог  Л. М. Фридман в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения математике в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении [Фридман 2005: 78].

           Развитие мышления ребёнка происходит в процессе целенаправленной учебной деятельности в тесном взаимодействии с восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями и воображением.

        Хорошо развитое логическое мышление  «способных учащихся» позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе.  
 

1.2.Структура  игры, её виды и  классификации 

          Игра – одно из замечательнейших  явлений жизни, деятельность, как  будто бесполезная и вместе  с тем необходимая. Невольно  чаруя и привлекая к себе  как жизненное явление, игра  оказалась весьма серьезной и  трудной проблемой для научной  мысли. Это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных  действий, объединенных единством  мотива.

     Игра  это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

          Игра человека – порождение  деятельности, посредством которой  человек преобразует действительность  и изменяет мир. Суть человеческой  игры – в способности, отображая,  преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [Вуарен 1982: 25].

           Г. В. Плеханов доказывает, что  в жизни общества труд предшествует  игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен  изображается война, охота, земледельческие  работы. Несомненно, что сначала  была война, а затем игра, изображающая  военные сцены. Сначала было  впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.

       В жизни же отдельного индивидуума  наблюдается обратное соотношение:  ребенок вначале подражает труду  взрослых в игре и лишь позже  начинает принимать участие в  настоящей работе. Плеханов доказывает  закономерность такого явления:  игра служит средством подготовки  к труду, средством воспитания.

       Изучение происхождения игры  как особого вида человеческой  деятельности дает возможность  определить ее сущность: игра  — образное, действенное отражение  жизни; она возникла из труда  и готовит молодое поколение  к труду [ Менджерицкая 1982: 48].

        Также существует несколько положений  определяющих сущность игры.

Первое  положение, состоит в том, что  мотивы игры заключаются в многообразных  переживаниях, значимых для играющих сторон. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

      В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой  деятельности и в этом ее основное очарование.

      Вторая  – характерная – особенность  игры заключается в том, что игровое  действие реализует многообразные  мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении  вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом  практическом плане. 

          Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

      Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза  отличительная особенность игры, в действительности производная  от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие  в соответствующем неигровом  практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул –  автомобиль и т.д.). Способность к  творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В  этой способности заключается основное значение игры.

Информация о работе Игра как средство развития логического мышления