Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.
Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................
3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)
4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).
6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба
(глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/,
наказание, улица, школа,
После выполнения задания
Игра - тест на логическое мышление.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Для этой игры
потребуется бумага и карандаш.
Ведущий составляет
1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).
Игра «Пословицы»
Цель игры: развитие образного и логического мышления.
Инструкция: Учитель предлагает
простые пословицы. Дети
1)Дело мастера боится.
2)Всякий мастер на свой лад.
3)На все руки мастер.
4)Без труда и в саду нет плода.
5) Хороша ложка к обеду.
6)Без труда и в саду нет плода.
7)Картошка поспела – берись за дело.
8)Каков уход таков и плод.
9)Больше дела меньше слов.
10)Всякий человек у дела познается.
11)Глаза боятся руки делают.
12)Без труда нет добра.
13) Терпение и труд все перетрут.
14) Дом без крыши, что без окон.
15) Хлеб питает тело, а книга питает разум.
16) Где ученье – там уменье.
17) Ученье – свет, а неученье – тьма.
18) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
19) Сделал дело, гуляй смело.
Игра «Ну-ка, отгадай!»
Цель: развитие логического мышления и речи.
Инструкция: Дети делятся на две
группы. Первая группа тайно от
второй задумывает какой либо
предмет. Вторая группа должна
отгадать предмет, задавая
Игра на развитие логического мышления и речи.
Цель: развитие логического мышления и речи.
Инструкция: Из группы детей выбирается
один ведущий, остальные
Игра «Определи игрушки».
Цель: развитие логического мышления и восприятия.
Инструкция: Выбирается один водящий,
который выходит на 2-3 мин. из
комнаты. В его отсутствие из
детей выбирается тот, кто
Игра «Поиск предмета по заданным признакам»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Задается определенный
признак, необходимо подобрать
как можно больше предметов,
обладающих заданным признаком.
Игра «Заглавие».
Цель: развитие мыслительного
Инструкция: Приготовьте небольшой рассказ объемом в 12-15 предложений. Прочитайте рассказ в группе и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы к одному рассказу придумали 5-7 названий.
Упражнение «Задача Ломанная кривая»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Попробуйте не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию, нарисовать конверт.
Загадки.
Цель: Развитие образного и
1) Гуляю по свету,
Жду ответа,
Найдешь ответ –
Меня и нет. (Загадка)
2) Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек. (Собака)
3) На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
4) Не море, не земля,
Корабли не плавают
А ходить нельзя. (болото)
5) Сидит на окошке кошка
Хвост как у кошки,
Лапы как у кошки,
Усы как у кошки
А не кошка. (Кот)
6) Два гуся – впереди одного гуся.
Два гуся – позади одного гуся
И один гусь посередине
Сколько всего гусей? (Три)
7) У семерых братьев
по одной сестрице
много ли всех. (восемь)
8) Два отца и два сына
нашли три апельсина
каждому досталось по
целому. Как? (Дед, отец, сын)
9) Кто носит шляпу на ноге? (гриб)
10) Что делал слон когда
Присел на поле он? (травку жевал)
Игра - Логические ряды.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Детям предлагается
найти лишний предмет в ряду,
отличающийся какими либо
Игра - Логические цепочки.
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция: Необходимо уловить логическую последовательность и дописать недостающее звено в цепи (Приложение 3).
Игра – Лабиринты.
Цель: задания на прохождение лабиринтов помогало развивать у детей логическое мышление
Инструкция: Детям предлагаются
лабиринты разной степени
2.3.Изучение логического мышления школьника
Методики по определению уровня развития логического мышления провели с ученицей 1 «г» класса школы 51 города Курска Варварой Б.. Рассмотрим результаты, которые были получены нами после проведения методик.
Методика «Исключения понятий». (Тест Р.Амтхауэра)
Результаты:
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр. (1)
2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий. (0)
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо. (0)
4. Лист, почва, кора, чешуя, сук. (0)
5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться, понимать. (0)
6. Темный,
светлый, голубой, яркий, тускл
7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога. (0)
8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах. (0)
9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача. (0)
10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение. (1)
11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша. (0)
12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный. (0)
13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка. (0)
14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень. (1)
15. Секунда, час, год, вечер, неделя. (0)
16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный. (1)
17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. (1)
Варя выполнила задание на
очень низком уровне. Она набрала
в конечном результате 6 баллов
из 17 возможных. Девочка выбирала
варианты решений очень быстро,
не задумываясь. По
Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».
Результаты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | + | + | + | + | + | - | + | - |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
Информация о работе Игра как средство развития логического мышления