Игра как средство развития логического мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть сущность и содержание логического мышления;
2. Выявить особенности логического мышления младших школьников
3. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления младших школьников в игре;
4. Провести практическую работу по исследованию уровня логического мышления младшего школьника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава I. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА..6
1.1.Определение понятия логическое мышление, его формы и виды...6
1.2. Структура игры, её виды и классификации……………………….13
1.3.Игра как средство развития логического мышления младшего школьника……………………………………………………………………….19
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….30
2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления…………………………………………………………30
2.2.Игры и упражнения развивающие логическое мышление младших школьников……………………………………………………………………...35
2.3.Изучение логического мышления школьника…………………….40
Заключение.......................................................................................................43
Список литературы.................................................................

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 80.65 Кб (Скачать)

    К каждому лабиринту должно  прилагаться  задание, которое  заинтересует ребёнка и тогда  он с удовольствием включиться  в игру(например: Корабль дал гудок,  матрос его услышал и понял  что пора отплывать. Но вот  задачка он немножко заблудился ...; Болото большое... а маленькая  жабка такая непослушная .... пошла  гулять сама и заблудилась 
помоги ей найти путь к маме - нарисуй дорогу.; Морской конек и его подружка потерялись в морской пучине,  
помоги им найти друг друга - нарисуй им дорогу.;).

      Именно с помощью таких игр  легко развивать логическое мышление  у ребёнка. Их можно использовать  учителю, как на уроке, так  и на внеклассных мероприятиях, а также родителям в домашних  условиях. [познайка.ру] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Практическая работа по развитию логического мышления младшего школьника в игровой деятельности

2.1.Диагностические материалы для выявления уровня развития логического мышления 

         Для определения уровня логического  мышления младшего школьника  можно использовать следующие  методики:

       Методика «Исключения понятий». (Тест Р.Амтхауэра)

       Цель: предназначена для исследования  способностей к классификации  и анализу. 

       Инструкция: Обследуемым предлагается  бланк с 17 рядами слов. В каждом  ряду четыре слова объединены  общим родовым понятием, пятое  к нему не относится. За 5 минут  обследуемые должны найти эти  слова и вычеркнуть их.

1. Василий,  Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый,  маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро,  быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, призирать, негодовать, возмущаться,  понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача,  волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех,  удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10 Грабеж, кража, землетрясение, поджег, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда,  час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Обработка результатов.

Выводы  об уровне развития.

– высокий  - 16-17 правильных ответов;

– средний - 15-12;

 –  низкий - 11-8;

– очень  низкий - меньше 8 [Гуревич 2000: 70].

          Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

           Все это операции мышления, оценивая  которые мы можем судить о  степени развитости у ребенка  интеллектуальных  процессов. Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое  из животных больше: лошадь или  собака?

2. Утром  люди завтракают. А что они  делают принимая пищу днем  и вечером?

3. Днем  на улице светало, а ночью?

4. Небо  голубое, а трава?

5. Черешня,  груша, слива и яблоко –  это…?

6. Почему  когда идет поезд, опускают  шлагбаум?

7. Что  такое Москва, Киев, Хабаровск?8. Который  сейчас час (Ребенку показывают  часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в  котором указаны часы и минуты).

9. Молодую  корову называют телка. А как  называют молодую собаку и  молодую овцу?

10. На  кого больше похоже собака: на  кошку или на курицу? Ответь  и объясни почему ты так  считаешь.

11. Для  чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный  ответ, указывающий на необходимость  гасить скорость автомобиля)

12. Чем  похожи друг на друга молоток  и топор? (Правильный ответ указывают,  что это инструменты, выполняющие  в чем то похожие функции).

13. Что  есть общего между белкой и  кошкой? (В правильном ответе должны  быть указаны как минимум два  объясняющих признака).

14. Чем  отличается гвоздь, винт и шуруп  друг от друга. (Правильный ответ:  гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт  и шуруп вкручивают).

15. Что  такое футбол, прыжки в длину  и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие  ты знаешь виды транспорта (в  правильном ответе как минимум  2 вида транспорта).

17. Чем  отличается старый человек от  молодого? (правильный ответ должен  содержать в себе хотя бы  два существенных признака).

18. Для  чего люди занимаются физкультурой  и спортом?

19. Почему  считается плохо, если кто-нибудь  не хочет работать?

20. Для  чего на письмо необходимо  наклеивать марку? (Правильный ответ:  марка – это знак уплаты  отправителем стоимости пересылки  почтового отправления).

      Обработка результатов.

      За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10.   

     В данной методике правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы  об уровне развития.

– очень  высокий - 10 баллов

– высокий - 8-9 баллов

– средний - 4-7 баллов

– низкий - 2-3 балла

– очень  низкий - 0-1 балл [Гуревич 2000: 120].

      Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

       Цель исследования: определить способность  к логическому мышлению, обобщению,  умению понимать связь событий  и строить последовательные умозаключения.

        Материал и оборудование: сложенные  картинки (от 3 до 6) на которых изображены  этапы какого-либо события. Ребенку  показывают беспорядочно разложенные  картинки и дают следующую  инструкцию(Приложение 1).

        «Посмотри, перед тобой лежат  картинки, на которых изображено  какое-то событие. Порядок картинок  перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что  бы стало ясно, что нарисовал  художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом  составь по ним рассказ о  том событии, которое здесь  изображено: если ребенок правильно  установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего  рассказа, необходимо задать ему  несколько вопросов, чтобы уточнить  причину затруднения. Но если  ребенок, даже с помощью наводящих  вопросов не смог справиться  с заданием, то такое выполнение  задания рассматривается как  неудовлетворительное.

      Обработка результатов.

– высокий уровень - смог найти последовательность событий и составил логический рассказ.

– средний - смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог, но с помощью наводящих вопросов.

– низкий уровень - не смог найти последовательность событий и составить рассказ. [ Маркова 2002: 87]

        Методика «сравнение понятий». 

        Цель: Определить уровень сформированности  операции сравнения у младших  школьников. 

        Методика заключается в том,  что испытуемому называют два  слова, обозначающие те или  иные предметы или явления,  и просят сказать, что общего  между ними и чем они отличаются  друг от друга. При этом экспериментатор  все время стимулирует испытуемого  в поиске возможно большего  кол-ва черт сходства и различия  между парными словами: «Чем  еще они похожи?», «Еще чем», «Чем еще они отличаются друг  от друга?»

     Список слов сравнения.

Утро  – вечер; Корова – лошадь; летчик – тракторист; лыжи – кошки; собака – кошка; трамвай – автобус; река – озеро; велосипед – мотоцикл; ворона – рыба; лев – тигр; поезд  – самолет; обман – ошибка; ботинок  – карандаш; яблоко – вишня; лев  – собака; ворона – воробей; молоко – вода; золото – серебро; сани –  телега; воробей – курица; дуб  – береза; сказка – песня; картина  – портрет; лошадь – всадник; кошка  – яблоко; голод – жажда.

      Можно выделить три категории  задач, которые применяются для  сравнения и различия поколений.

1) Испытуемому  даются два слова, явно относящиеся  к одной категории (например  «корова - лошадь»).

2) Предлагаются  два слова, у которых общее  найти трудно и которых гораздо  больше отличаются друг от  друга (ворона - рыба).

3) Третья  группа задач еще сложнее –  это задачи на сравнение и  различия объектов в условиях  конфликта, где различия выражены  гораздо больше чем сходство (всадник  - лошадь).

      Различие уровней сложности этих  категорий задач зависит от  степени трудности абстрагирования  признаков ими наглядного взаимодействия  объектов, от степени трудности  включения этих объектов в  определенную категорию.

    Обработка результатов. 

1) Количественная  обработка заключается в подсчете  числа черт сходства и различия.

- высокий уровень – школьник назвал более 12 черт.

- средний уровень – от 8 до 12 черт.

- низкий уровень – менее 8 черт.

2) Качественная  обработка состоит в том, что  экспериментатор анализирует, какие  черты отметил учащийся в большем  количестве – сходства или  различия, часто ли он употреблял  родовые понятия.  

2.2.Игры  и упражнения развивающие  логическое мышление  младших школьников

            Для развития логического мышления существует большое количество игр и упражнений, которые можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Ниже приведем в пример некоторые из них.

             Игра - тест «Логическое  мышление»

             Цель: развитие логического мышления.

             Инструкция: В ряду записаны несколько  слов. Одно слово стоит перед  скобками, несколько слов заключены  в скобках. Ребенок должен из  слов в скобках выбрать два  слова, которые самым тесным  образом связаны со словами  за скобками.

1) Деревня  (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед,  дождь, почта, лодка, собака).

Информация о работе Игра как средство развития логического мышления