Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:42, контрольная работа
В данной работе становится необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одна из задач работы это рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.
V.
Становление педагогического
идеала общественно-педагогической
мысли в России. Зарождение
гуманистической педагогики
и её идеи
В отечественной
педагогике научное осмысление образовательного
идеала с целью выявления новых
подходов к воспитанию и образованию
были предприняты еще в XIX веке. Выдающиеся
отечественные мыслители этого
периода (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д.
Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) утверждали,
что в образовательном идеале отражается
система педагогических взглядов народа,
которая формировалась в своем историческом
развитии на основе его миросозерцания,
его миропонимания, его национального
самосознания.
Ретроспективный анализ развития идей
российской общественно- педагогической
мысли и преобразования на их основе школьной
практики XIX века показывает, что процесс
становления национальной образовательной
системы осуществлялся на основе поиска
национального образовательного идеала,
в котором отражались прогрессивные идеи
в воспитании и образовании нового человека.
История развития человечества показывает,
что образовательные системы всегда ориентировались
на определенный идеал человека - «ценности-цели»,
которые отражали государственную образовательную
политику и уровень развития самой педагогической
науки. Стремление обосновать особую ценность
для человеческого бытия образовательного
идеала имело место на всех этапах развития
педагогического знания, однако оно было
следствием тех взаимоотношений, которые
складывались между человеком и обществом.
В
Древней Руси в VI-IX веках существовало
множество идеалов человека, каждый
из которых отражал помыслы разных
социальных групп: идея вождя, жреческий
идеал и идеал основной массы
общинников. В основе последнего идеала
лежал труд как высшая ценность,
а образование проходило через включение
ребенка в практическую деятельность
взрослого. На Руси грамотность не являлась
жизненно необходимой частью государства.
Главное внимание педагогики было обращено
на житейские проблемы: строение душевное,
мирское и хозяйственное, что требовало
большого трудолюбия, хитрости и ума.
Воспитание на образах героев прошлого
путем прославления подвигов предков
рассматривается Илларионом, который
в 1051 году являлся митрополитом Киевским,
как общегосударственная задача. Одним
из выдающихся памятников древнерусской
педагогической мысли XII века, подтверждающим
гуманистические идеи воспитания подрастающего
поколения, является «Поучение Владимира
Мономаха» (1053-1125).
Он сформулировал морально- этические
и эстетические нормы, связанные с красотой
природы, человека, с его деятельностью,
и тем самым поставил под сомнение религиозную
перспективу потустороннего блаженства.
Особое внимание Мономах уделял вопросу
приучения детей к соблюдению общечеловеческих
норм морали, которые он считал ориентиром
личного и общественного поведения молодых
людей в обществе.
XVIII
век внес существенные
потребностей государства, конкретно диктовавшего
свой заказ и, прежде всего, на профессионала.
Развитие общественно-педагогических
идей, в образовательной ситуации России
XIX века, позволяет выделить четыре
периода: первый период (1802-1829 г.г.); второй
период (1829-1849 г.г.); третий период (1849-1871
г.г.); четвертый период(1871-1900г.)
1. Первый период (1802-1829 г.г.) берет
своё начало со знаменитого Указа Александра
I «Предварительные правила народного
просвещения». В разработке педагогических
оснований реформ образования центральное
место занимает научная деятельность
Шадена – ректора Московского Государственного
Университета. Доминирующей идеей педагогической
концепции Шадена выступает положение
о том, что система образования должна
основываться на сложившихся традициях,
культуре, соответствовать формам государственного
устройства и политической власти страны.
Государственная идеология процесса реформирования
была направлена на создание единой, национальной
системы образования. Под пристальным
руководством и по инициативе самого Александра
I разрабатываются «Предварительные правила
народного образования», и с этого момента
реформы входят в свою активную стадию.
Иллюзорные идеалы в большинстве своем
не были подкреплены конкретными практическими
действиями, подавляющее большинство
провозглашаемых целей обучения и воспитания,
не получили реального воплощения. Таким
образом, реформы образования первой четверти
XIX века, как и множество других подобных
преобразований в отечественной истории,
носили незавершенный характер.
Царские правительство и высшие круги
Министерства Народного Просвещения при
разработке проекта реформирования государственной
образовательной системы ориентировались
на религиозные ценности, ортодоксальную
церковно-клерикальную философию православия.
Цели и содержание государственной образовательной
системы должны основываться на основополагающих
идеях Нового Завета - смирении, милосердии,
покаяния и т.д. Эти идеи и были идеологической
основой государственной педагогической
теории классического образования, которая
была представлена работами видных деятелей
этого периода: А.А. Мусина-Пушкина, К.П.
Победоносцева, Д.А. Толстого и др., которые
через главный исполнительный орган управления образования
- Министерство Народного Просвещения
- определяли стратегию развития национальной
системы образования. Однако в исканиях
педагогической мысли этого времени, французское
влияние сменяется немецким.
Как в педагогических идеях, так и в школьной
практике России первой четверти XIX века
чувствуется влияние немецкой педагогической
теории, что нашло отражение в развитии
идей педагогического классицизма. В российской
педагогике классицизм оказывал влияние
на ценностные основы содержания образования.
Сторонники теории классического образования
главными и значительными ценностями
для развития личности считали различные
аспекты античной культуры. В качестве
главной педагогической цели национальной
системы образования, ее идеала, сторонники
теории классицизма определяли воспитание
и образование совершенной человеческой
личности. Образовательный процесс, по
их мнению, должен основываться на изучении
древних классических языков - латинского
и древнегреческого (эллинского), а естественнонаучные
предметы считались второстепенными.
Они считали, что для образования полноценной
личности необходимы дисциплины, имеющие
прямое отношение к самому человеку, т.е.
только гуманитарные науки.
Наиболее
ярким и талантливым
Огромную
роль в развитии теории классического
образования сыграл другой представитель
официальной педагогической мысли
В.В. Розанов. Искренне проповедуя идеи
православной философии, он считал, что
каждому человеку от рождения свойственно
стремление к постижению религиозных
норм и доктрин, которое носит
неосознанный, наивный характер. Сделать
это стремление сознательным, просвещенным
- и есть первостепенная задача образования.
Автор делает вывод о главенствующей
роли в системе образования церкви,
а в содержании образовательного
процесса - проповеди православия. Таковы
были теоретические позиции, на основе
которых в начале XIX века была предпринята
попытка реформирования национальной
образовательной системы России.
В анализируемый период доминировала
стратегия реформирования «сверху», от
государства, которая основывалась на
теории педагогического классицизма и
вела к единообразию в идеологии образования,
что приводило к закрытости школы, казёнщине
и бюрократизму.
Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века, протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. Первыми, кто открыто выступил против неограниченной самодержавной власти во всех сферах жизни общества, были декабристы, при этом особо акцентировали внимание на задаче воспитания у молодого поколения национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе. Свои программные заявления декабристы стремились реализовать на практике. Комитет призывал организовать школы на местах, гарантируя им материальную и методическую поддержку. Таким образом, декабристы стремились к тому, чтобы образование вело к «познанию Отечества», т.е. было основано на народных, национальных корнях. Их деятельность в этой сфере носила ярко выраженный демократический, гуманистический характер. Ответом на выступление декабристов стало усиление реакционных тенденций во всех сферах жизни общества, но, прежде всего, в сфере образования, начинается период открытой политической реакции, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев.
2. Второй период (1828-1849 г.г.) Самодержавие
стало открыто проводить курс на усиление
сословного характера всей образовательной
системы в стране, активно способствовать
внедрению богословских элементов в содержание
образования. Это время ознаменовало себя
как время начала широкого общественно-
педагогического движения и новым этапом
в поиске ценностных приоритетов в развитии
национальной образовательной системы,
ее идеала и связана с именами таких выдающихся
деятелей данного периода как В.Г. Белинский,
Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский,
которых принято называть революционерами-демократами.
Дальнейшее развитие идей педагогической
концепции просветителей можно проследить
в трудах Н.А. Добролюбова, который принимал
самое активное участие в общественно-
педагогическом движении 60-ых годов. Обучение
по мысли Н.А. Добролюбова, должно не просто
сообщать сумму каких-то сведений, а способствовать
умственному и нравственному развитию
детей. Задача педагога - приучить детей
«думать самостоятельно, внушить им любовь
к знаниям, сообщить о предметах ясные
и полные понятия, дать материал для деятельности
всем способностям и полный простор для
их развития». Успешного усвоения учебных
предметов можно достигнуть, опираясь
на любознательность и сильно развитое
воображение детей, на их постепенно крепнущий
разум, добиваясь, чтобы учение стало «нравственной
необходимостью». Таким образом, Н.А. Добролюбов
вносит новое содержание в просветительскую
концепцию реформирования национальной
образовательной системы, которая должна
быть направлена на «заботу о личности
ученика», ее гармоничном развитии, на
подготовку ребенка к полноценной и счастливой
жизни, на воспитание у молодежи нетерпимого
отношения к социальной несправедливости
и готовности встать на борьбу со злом.
Эти идеи более подробно, на основе антропологического
взгляда на сущность человека, развивает
единомышленник Н.А. Добролюбова Николай
Гаврилович Чернышевский (1828-1889 г.г.) в
философской работе «Антропологический
принцип в философии» (1860 г). Следом за
Н.А. Добролюбовым Н.Г. Чернышевский утверждал,
что основанием антропологии должны служить
естественные науки. Таким образом, Н.Г.
Чернышевский развил мысль В.Г. Белинского
о великой роли воспитания, которое делает
человека человеком. По его мнению, целью
воспитания является формирование активной
личности, озабоченной общественными
интересами, страдающей и борющейся за
народное благо. В своих экономических
и философских работах Н.Г. Чернышевский
немало страниц отвел проблеме общественной
значимости педагогического труда. Таким
образом, революционными демократами
(В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов,
Н.Г. Чернышевский и др.) просвещение народа
рассматривалось как средство пробуждения
революционного сознания масс. Образовательный
идеал, в понимании русских педагогов-демократов
основывался на гуманистических идеалах,
в которых основополагающим качеством
человека выступает революционная идейность.
Гуманизм философских исканий российских
просветителей опирается на личностный
подход, и эта тенденция является типичной
для всех представителей революционно-демократического
направления. Как видим, представители
революционно-демократического направления
в поисках идеала национальной образовательной
системы ориентируются на гуманизм в воспитании
и в качестве ценностных ее оснований
предлагают уважение к человеческой личности,
демократизм, народность, неотделимость
личного счастья от общественного блага,
признание прав и свобод человека, необходимость
общечеловеческого образования.
3период.
В развитии государственной образовательной
системы можно выделить третий период
(1849-1871 г.г.), который характеризуется, с
одной стороны, давлением государства
на систему образования, а с другой,
большим размахом общественного движения
за коренные преобразования всего социального
строя, в том числе и системы образования.
Именно этот период в России ознаменовался
большим размахом общественного движения
за коренные преобразования всего социального
строя, что не прошло бесследно для народного
образования.
В1856 г. вышла знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» , которая была опубликована в журнале «Морской сборник». Идеи Н.И. Пирогова о сущности национальной образовательной системы продолжил и развил К.Д. Ушинский. В истории отечественной педагогической культуры он впервые предпринял попытку научным путем обосновать процесс реформирования национальной образовательной системы. К.Д. Ушинский в качестве сущностной основы идеала кладет в основу народность и выступал против слепого подражания и механического перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем, но это не означало национальной замкнутости и ограниченности. Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского была направлена и против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России.
Идея педагогического
гуманизма как основа построения и развития
русской школы была впервые поставлена
К.Д. Ушинским. Он впервые научно обосновал
идею построения национальной образовательной
системы на основе идеи народности, как
ценностного ее основания, которое является
основой развития национального самосознания
и выражает свой
особенный идеал русского человека.
Следующий этап развития идеи народности как основополагающей ценности национальной образовательной системы можно проследить в концепциях русский педагогов конца XIX века В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, В.Я. Стоюнина и др. Все они считали себя сторонниками и последователями К.Д. Ушинского и в духе народности разрабатывали свои концепции, представляли конкретные методики преподавания отдельных предметов, таких как русский язык, словесность, отечественная история и другие
.
4 период. В развитии национальной
образовательной системы наступает четвертый
период (1871-1900 г.г). В общественно-философской
мысли России середины XIX - конца XIX века
мы наблюдаем формирование активного
интереса к вопросам существования человека,
его самоценности и свободы в обществе.
С середины XIX века христианизация начинает
приобретать гуманистическую направленность,
что проявилось в борьбе между начальным
руководящим принципом официальной педагогики
- смирением и послушанием и обновляемым
христианством, выступающим за свободного
человека. Показательным, в этом плане,
выступают педагогические идеи и деятельность
С.А. Рачинского. Он видел в религии, прежде
всего основу духовности ребенка в условиях
отсутствия какого-либо научного образования
в сельской местности. Таким образом, «во
главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского
было поставлено воспитание. Главным в
школе был ее дух. Воспитательная задача
школы состояла в том, чтобы развить в
детях те духовные сокровища, которыми
богата душа русского народа.
Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогике