Гуманистические идеи русской народной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

В данной работе становится необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одна из задач работы это рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.

Работа содержит 7 файлов

2.педагогика.docx

— 14.47 Кб (Открыть, Скачать)

4.гуманистическое мировозрение.Характеристика гум.пед 4.docx

— 16.16 Кб (Открыть, Скачать)

5.Развитие общественно-педагогической идеи.Зарождение гуманистической педагогике и её идей..docx

— 30.43 Кб (Открыть, Скачать)

6.пед заключение.docx

— 13.42 Кб (Открыть, Скачать)

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУР.docx

— 12.65 Кб (Открыть, Скачать)

введение-1.docx

— 12.24 Кб (Открыть, Скачать)

народная педагогика3.docx

— 16.12 Кб (Скачать)

    II. Народная педагогика её роль и место в воспитании.

 

     Народная  педагогика - это педагогика народных масс, совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания, которыми пользовались трудящиеся массы, лишенные возможности обучать своих детей  в школе. Термин «народная педагогика», прежде всего и главным образом, употребляется в значении педагогических сведений, распространяемых устно, понимается как устное педагогическое творчество народа. Несомненно, это понятие  включает в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающего  поколения.

     Существенным  элементом духовного наследия каждого  народа являются его педагогические взгляды и опыт народного воспитания, отражающие многовековую педагогическую практику широких народных масс. Анализ показывает, что прогрессивные мыслители  прошлого отражали передовые педагогические идеи своего времени и в педагогических поисках опирались на народный опыт воспитания.

     Одним из первых педагогов, обратившим внимание на ценные стороны народного воспитания, был выдающейся мыслитель - гуманист, педагог Я. А. Коменский. Он собрал памятники  чешской народной педагогики, используя  их в своих учебниках и пособиях.

     Особое  внимание народному опыту воспитания уделял К.Д. Ушинский. Будучи отличным знатоком фольклора и уклада жизни  русского народа, его философии, психологии и педагогики, он пришел к выводу, что русское народное воспитание существует столько же, сколько сам  русский народ.

     <Напрасно  мы хотим выдумать воспитание - писал он - воспитание существует  в русском народе столько же  веков, сколько существует сам  народ, - с ним родилось, с ним  выросло и отразило в себе  всю его историю, все его  лучшие и худшие качества [1].

     Опыт  народного воспитания послужил также  источником формирования педагогических взглядов таких видных народных мыслителей, как М. Ф. Ахундов, А. Кунанбаев, Т. Сатылганов, Тоголок Молдо и др.

     В советской науке первая работа по народной педагогике принадлежит Г.С. Виноградову. В ней автор отмечает жизненную необходимость изучения педагогических идеалов и взглядов, путей и средств народного  воспитания и обучения.

     Изучение  проблемы показывает, что исследователями  в основном рассматриваются отдельные  вопросы педагогики народов нашей  страны, преимущественно по фольклорным  и этнографическим материалам. К  их числу относятся исследования В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, Я.Н. Ханбикова, М.Ш. Ширбаева, В.К. Арутюняна, Н.И. Имаевой, А.Ш. Ташимова и др.

     Творчество  каждого народа восходит к древнейшим временам. Народ творил и тогда, когда  осваивал непокорную природу, и тогда, когда вел ожесточенную борьбу с  враждебными племенами, творил в  дни радости и печали, в дни  побед и поражений.

     Народ в течение многих веков накопил  громадный опыт воспитания подрастающего  поколения, и особенно, опыт формирования простых норм и правил поведения  людей.

Народная  система воспитания, передаваемая из одного поколения к другому, безусловно, располагает ценными нормами  нравственности, составляющих этическую  основу жизни людей. При несомненной  общности системы воспитания и моральных  правил других народов, система воспитания имеет своеобразие, особенности  которого заключаются, во- первых, в стремлении народа прививать молодежи такие моральные качества, как чувство глубокого уважения к людям, особенно к родителям и старшим, бескорыстное гостеприимство; во-вторых, в проявлении безграничной любви и уважения взрослых к личности ребенка и, как правило, отсутствие в методах воспитания телесных мер наказания детей; в-третьих, в широком использовании труда - важнейшего средства воспитания детей - для передачи им производственных навыков родителей; в-четвертых, в значительном влиянии устного народного творчества (народные эпосы, сказки, песни, поговорки, пословицы и. т. п.) в выработке норм и правил поведения юношей и девушек; и в - пятых, в относительной пассивности традиций и обрядов в формировании нравственных качеств молодежи.

     Содержание, методы и средства воспитания, основанные лишь на жизненном опыте, носили характер эмпирических рекомендаций и не получили на протяжении веков научного обобщения, несмотря на это, опыт народных масс в  воспитании детей служил интересам  народа, в нем мы находим много  прогрессивного, истинно гуманного  и демократического.

     Коллективный  педагогический опыт, созданный народом, нашел отражение в его лучших традициях, обычаях, устном народном творчестве и т.д.

Педагогический  опыт народа, его требования к нормам нравственности, цели и средства особо  ярко выражены в устном народном творчестве: легендах, эпосах, поговорках, пословицах, загадках и т.д. Они наиболее распространены, доступны для каждого, служат средством  воздействия на сознание, чувства  детей и формирование у них  положительных моральных качеств.

     Творческие  подвиги предков, отцов, старших  братьев всегда привлекали молодежь. Проявленное мужество и героизм  во имя защиты своей родины, своего отечества, народ рассматривал как  пример воспитания лучших нравственных качеств молодежи, глубокой любви  к народу. Это нашло отражение  в героических эпосах <Манас>, <Курманбек>, <Эр Тоштук> и др.

     Многочисленные  народные поговорки и пословицы  воспитывают у молодежи положительные  нормы поведения. Например, воспитание у молодежи чувства дружбы, единства, любви к родине находят отражение  в пословицах: <Дружба и братство - лучшие богатства>, <Два человека возьмутся, камня не поднимут, сто человек соберутся - гору с места сдвинут>, <Даже если на чужбине рай, ты не покидай родимый край>.

Одними из лучших нравственных качеств трудового человека: скромность, честность и правдивость. Народ всегда хотел видеть у молодого человека развитое чувство самокритичности, скромности, требовательности к себе. Умение замечать и исправлять не только чужие, но и свои ошибки. Эти чувства народа выражают пословицы: <В правдивом слове нет ни обиды, ни стыда>, <Даже если говоришь ты в шутку, все равно подумай хоть минуту>.

     Исключительное  воспитательное значение народ придавал труду. И поэтому воспитательное влияние труда широко и всесторонне  отражено в пословицах: <Для тех, кому трудиться лень, бесконечно длится день>, <То, что достается без  труда, не приносит счастья никогда>.

     Народ понимал, что только труд мобилизующий к решительным действиям, превращенный в потребность, может оказать благотворное влияние на личность. Эти требования выражены в пословицах: <Действуй, а иначе не быть удаче>, <Нет горы непроходимой, постарайся - перейдешь, нет реки неодолимой, захоти - переплывешь>.

     Таким образом, определяя роль и место  народной педагогики в системе воспитания молодежи, мы не должны допускать переоценки опыта воспитания народных масс, так  же как и не должны игнорировать его.

     Народная  педагогика служит для приобщения подрастающих поколений к психологическому складу народа, что во многом способствует сохранению самобытности последнего. Естественно, раскрытию целей, задач  и педагогических идеалов народного  воспитания во многом способствуют социально - педагогические исследования.

     Изучение  народной педагогики невозможно без  тщательного анализа философских  и психологических внедрений  народа. Исследование народной педагогики имеет не только историко-познавательное, но и определенное практическое значение. Опыт народной педагогики обогащает  арсенал воспитательных средств и воздействует на современную научную педагогику.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогике