Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:42, контрольная работа
В данной работе становится необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической педагогики. Также одна из задач работы это рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.
III. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики.
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
Понятие гуманности
определяется как в философии как человечность,
человеколюбие, уважение к людям и к человеческому
достоинству. Гуманность является личностным
качеством, содержание которого обусловлено
следованием принципам гуманизма; гуманность
представляет собой совокупность нравственно-психологических
свойств личности, выражающих осознанное
и сопереживаемое отношение к человеку,
как к высшей ценности.
Гуманистическая педагогика имеет в своей
основе гуманистическое мировоззрение,
которое признаёт своей главной и незыблемой
ценностью человека как такового, ценность
его свободы, его выбора и возможностей
его развития.
Гуманистическая
Педагогика - это направление в современной
теории и практике воспитания, возникшее
в США, в кон. 50-х — начала 60-х гг. 20 в. как
педагогическое воплощение идей гуманистической
психологии. Философско-идеологическая
ориентация гуманистической педагогике
близка идеям педоцентризма, нового воспитания
и «прогрессивизма». В центре внимания
гуманистической педагогике — уникальная
целостная личность, которая стремится
к максимальной реализации своих возможностей
(самоактуализации), открыта для восприятия
нового опыта, способна на осознанный
и ответственный выбор в разнообразных
жизненных ситуациях. Именно достижение
личностью такого качества является главной
целью воспитания в отличие от формализованной
передачи воспитаннику знаний и социальных
норм в традиционной педагогике. Сторонники
гуманистической педагогике видят свою
задачу в том, чтобы способствовать становлению
и совершенствованию личности; при этом
приёмы педагогического взаимодействия
аналогичны тем, которые практикуются
в гуманистической психотерапии.
Гуманистическая педагогика отвергает
в традиционном учебно-воспитательном
процессе его обезличенный характер ,
явную, или завуалированную регламентированность,
при которой предлагаемые учащимся знания,
не являются предметом их собственного
осознанного выбора. Критике подвергается
также ориентация образования на выполнение
социального заказа, которая выражается
в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся
знаний и формируемых установок.
Школа в гуманистической педагогике
призвана способствовать созданию условий,
в которых достигаются осознание и реализация
ребёнком своих потребностей и интересов.
При этом учащийся имеет право на ошибки,
на свободный творческий поиск, который
педагог стимулирует не оценкой или наказанием,
а заинтересованной поддержкой. От педагога
данное направление требует принимать
ребенка таким, каков он есть, стараться
поставить себя на его место, проникнуться
его ощущениями и переживаниями, проявлять
искренность и открытость. В такой атмосфере
становится возможным привлечение любых
форм учебной работы: от спонтанных и гибких
(например, открытое обучение), до жёстко
построенных (например, программированное
обучение), если только они соответствуют
потребностям и выбору детей.
Учебный процесс строится так, чтобы учащийся
открывал для себя личностную значимость
знаний и на этой основе осваивал содержание
учебных предметов. Педагогические поиски
ведутся по линии связи обучения с эмоционально-потребностной
сферой личности, создания соответствующего
психологического климата в классе, своеобразного
психолого-педагогического консультирования
в учебном контексте.
Все
основные принципы и положения гуманистической
педагогики должны найти своё отражение
в процессе профессионального образования,
обучения и подготовки квалифицированных
специалистов. Положения гуманистической
педагогики должны учитываться при
формулировании целей и задач
профессионального образования, в
процессе разработки его содержательного
компонента и поиска средств развития
личности учащихся. Одним из необходимых
условия является разработка системы
управления профессиональным образованием
на гуманистических началах, т.е. только
при условии уважения к личности
учащегося профессионального
Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогике