Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью
Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 3 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.
Все игры, указанные в таблице (за исключением общеизвестных:
"Съедобное-несъедобное", "Море
волнуется...") описаны в таблице 4.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
В таблице 4 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).
Подвижные игры
"Быстрый мяч "
(«Не пропустить миг игры» М.Н. Дедулевич)
Цель: • упражнять в точности движений, настойчивости в достижении поставленной задачи;
• формировать умение управлять собственными движениями.
Материал: мячи по количеству детей.
Правила:
1)мяч
должен удариться о стену и покатиться
обратно. Движение
не засчитывается, если этих показателей
нет;
2)движение
начинать одновременно по сигналу.
Содержание. Дети встают в ряд так,
чтобы не мешать друг другу, на
расстоянии 1-3 м от свободной стены. Они принимают и. п. и по сигналу с силой толкают мяч рукой так, чтобы он ударился о стену и покатился обратно. Тем, у кого движение получилось, засчитывается одно очко. Ставится задача — набрать как можно больше очков.
Варианты
игры: усложняются и. п., о которых дети
договариваются перед началом игры. Возможные
варианты и. п. — сидя, стоя на коленях,
в приседе, лежа на животе, нагнувшись
спиной к стене (мяч прокатывается между
ногами). Мяч можно толкать двумя руками,
ногой, головой. Когда движение будет освоено,
вводится новое правило — очко засчитывается
в том случае, когда мяч вернулся к игроку,
и он поймал его.
"Два мяча"(М.Н. Дедулевич)
Цель: • развивать глазомер, умение управлять собственными движениями;
• упражнять в целенаправленной деятельности. Материал: мячи (средних и крупных размеров) по количеству детей.
Правила:
1) добиваться,
чтобы мячи столкнулись, в противном случае
очко
не засчитывается;
2) начинать движение одновременно по сигналу.
Содержание. Дети садятся попарно лицом друг к другу на расстоянии 1-3 м (по договоренности), у обоих в руках по мячу. По команде они прокатывают мячи навстречу друг другу, чтобы те ударились.
Варианты
игры: дети одновременно бросают мячи
навстречу друг другу, чтобы те ударились;
бросают мячи друг другу и ловят их.
Игры
на закрепление различных видов и способов
движений
"Кто больше знает движений?" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепить названия видов и способов ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания.
Материал: пять карточек, на каждой из которых изображен человек, выполняющий одно из основных движений (ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание); физкультурные пособия: мячи, обручи, гимнастическая скамейка, плоскостная дорожка (по усмотрению воспитателя); стационарное физкультурное оборудование (если игра проводится вблизи него).
Правила:
Содержание. Дети делятся на две команды. Один из играющих первой команды перетасовывает карточки, второй (из другой команды) вытягивает одну из них. Игра начинается с того движения, которое изображено на карточке. Если на карточке изображена ходьба, дети вспоминают все ее виды и способы. Первая команда договаривается, какое движение будет выполнять, а затем показывает его (по возможности синхронно), вторая хором называет вид движения. Затем один из видов или способов данного движения выполняет вторая команда, а первая его называет. Игра продолжается до тех пор, пока дети не вспомнят все виды и способы движения, изображенного на карточке. Команда, не сумевшая вовремя показать нужное движение или назвать его, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков. Можно результат подсчитать также по количеству выполненных движений.
Вариант игры: чтобы вызвать игровой азарт у детей в этой и других играх, можно использовать специальные фишки. Например, за каждое показанное движение команда получает красную фишку, за правильное название — синюю. В конце игры в командах подсчитывается говорят: "Нет!", при отгадывании — "Да!". Группы меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает группа, у которой больше отгадок.
"Узнай движение" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • учить узнавать движения по их словесному описанию.
Правила: точно называть вид и способ движения.
Содержание. Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит детям, что хочет проверить, как они усвоили движения, которые разучивали на занятиях по физкультуре. "Я назову элементы движения, а вы догадайтесь и скажите, о каком движении я рассказала" — говорит воспитатель. Перечисляются элементы движения: например, встать, прицелиться, замахнуться (или: разбежаться, оттолкнуться, приземлиться на носки и т. п.). Дети называют движения, воспитатель предлагает детям показать отдельные элементы — прицелиться, сделать замах, показать, как надо бросить мяч от груди, от плеча и т. д. За правильное выполнение каждый получает фишку. Победителем считается тот, кто больше наберет фишек.
"Узнай движение по следу" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепить знания о видах ходьбы, бега, прыжков. Правила:
Содержание. Игра проводится на свежевыпавшем снегу или на песке. Воспитатель предлагает вспомнить, какими видами ходьбы можно имитировать движения некоторых птиц и зверей (зайца — с помощью прыжков на двух ногах с продвижением вперед, гусей — ходьбы в приседе, волка — бега и т. д.). Все движения предварительно обыгрывают-ся. Дети рассматривают оставленные следы, сравнивают по величине шага, стопы. После этого дети закрывают глаза, а ведущий идет (бежит, прыгает), подражая движениям животного, стараясь оставить четкий след. Дети открывают глаза, угадывают, кто из животных ходил или бегал. Они должны назвать, какой вид движения был использован. Если дети отгадывают движение — водящий меняется. Если не отгадывают — водит еще раз. Игру можно разнообразить, внося в нее сюжет. Дети могут, например, узнать по следам, где спрятан домик, в котором живет "лесной зверь", и что это за зверь.
"Найди свой домик" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • закрепить знания о видах построений (в круг, в шеренгу, в пары, в полукруг); • совершенствовать умения быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.
Материал: плоскостные фигуры по одной на 5-6 детей: круг, полукруг, широкая и узкая полоски-дорожки (эти фигуры можно изготовить из клеенки).
Правила: строиться в соответствии с ориентирами по сигналу.
Содержание. Три-четыре подгруппы детей строятся шеренгами лицом к центру. По сигналу "на прогулку" все дети ходят и бегают по комнате, не наталкиваясь друг на друга. В это время воспитатель раскладывает зрительные ориентиры для построения. На сигнал "домой" — дети бегут к месту своего построения и строятся так, как подсказывает фигура: в шеренгу; в круг; в полукруг. При повторении игры воспитатель меняет расположение зрительных ориентиров, чтобы все дети поупражнялись в разных построениях. Выигрывает подгруппа, которая строится быстрее и правильнее.
"Два бассейна" (М.Н. Дедулевич)
Цель: • упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал: на полу групповой комнаты из строительного материала (или при помощи шнуров) построены два бассейна — узкий и широкий с входами с одной стороны.
Правила:
Содержание. Рядом с бассейном — касса. Дети по очереди "покупают" билеты, одни — узкие, другие — широкие. По сигналу воспитателя дети заходят в "бассейн" согласно форме билета (с узким билетом в узкий бассейн). Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу воспитателя выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).
"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
"Кричалки—шепталки—
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь