Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью
Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………
Родители
гиперактивных детей, как правило,
испытывают большие трудности при
взаимодействии с ними. Так, некоторые
стремятся жесткими мерами бороться
с "непослушанием" сына или дочери,
усиливают дисциплинарные способы
воздействия, увеличивают объем обязанностей
и правил, строго наказывают за малейший
проступок, вводят непреклонную систему
запретов. Другие, устав от бесконечной
борьбы со своим чадом, махнув на все рукой,
стараются не обращать внимания на его
поведение или, "опустив руки", предоставляют
ребенку полную свободу действий, тем
самым лишая такой необходимой для него
поддержки взрослых.
Некоторые же родители, слыша и в детском
саду, и в школе, и в других общественных
местах непрекращающиеся упреки и замечания
в адрес своего ребенка, начинают винить
только себя в том, что он такой, и даже
приходят в отчаяние и впадают в состояние
депрессии (которое, в свою очередь, негативно
влияет на чувствительного ребенка). Во
всех этих случаях родители часто теряются
при выборе линии поведения с ребенком.
Поэтому и с родителями необходимо проводить
разъяснительную работу.
Прежде
всего, надо объяснить
мамам и папам,
бабушкам и дедушкам,
что ребенок ни
в коей мере не виноват,
что он такой
и что дисциплинарные меры воздействия
в виде постоянных наказаний, замечаний,
окриков, нотаций не приведут к улучшению
поведения ребенка, а в большинстве случаев
даже ухудшат его. Общаясь с такими детьми
необходимо помнить об индивидуальных
особенностях гиперактивных детей, а также
о том, что целесообразно работать с ними,
например, в начале дня, а не вечером, уменьшить
их рабочую нагрузку, делать перерывы
в работе.
Перед началом работы желательно провести
индивидуальную беседу с таким ребенком,
заранее оговорив правила, за выполнение
которых ребенок получает вознаграждение
(не обязательно материальное). Гиперактивного
ребенка необходимо чаще поощрять. В силу
его импульсивности, гиперактивному ребенку
трудно по первому требованию взрослого
переключиться с одного вида деятельности
на другой. Иногда лучше за несколько минут
до начала новой деятельности - предупредить
его об этом. Причем, чтобы не вызвать агрессии
ребенка, лучше если о назначенном времени
ему напоминается безлично: звонком будильника
или таймера.
Очень часто родители гиперактивных детей
утверждают, что их дети никогда не устают,
а это не так. Именно усталость проявляется
в виде дополнительного двигательного
беспокойства, которое родители часто
принимают за активность. Когда такие
дети утомляются, то у них снижается самоконтроль
и нарастает гиперактивность, от которой
страдают и они сами, и их родители, и все
окружающие. Поэтому, чтобы не допустить
перевозбуждения, родителям рекомендуется
ограничить пребывание гиперактивных
детей в местах скопления большого количества
людей, стараться не приглашать в дом одновременно
многих гостей. Взрослому необходимо помнить,
что инструкции гиперактивному ребенку
должны быть очень четкими и краткими
(не более семи - десяти слов). Зачастую
гиперактивные дети склонны к манипулированию
родителями и воспитателями. Чтобы не
допустить этого, взрослому надо помнить;
в любой ситуации он должен сохранять
спокойствие.
При подборе игр (особенно подвижных) следует
учитывать такие индивидуальные особенности
гиперактивных детей, как неумение длительное
время подчиняться групповым правилам,
быстрое снижение самоконтроля, неумение
выслушивать и выполнять инструкции (заострять
внимание на деталях). В игре им трудно
соблюдать очередность и правила, считаясь
с интересами других. Поэтому включать
таких детей в коллективную работу целесообразно
поэтапно. Начинать можно с индивидуальной
работы, затем подключать ребенка к играм
в малых подгруппах, и только после этого
переходить к коллективным играм. В качестве
индивидуальной работы можно рекомендовать,
например, игру "Разговор руками",
игры Т.А.Черепановой, игру "Археология"
и т.п. Коллективные игры с участием гиперактивных
детей могут быть следующими: "Черепаха",
"Дотронься до", "Сто мячей" и
другие. Необходимо уделять внимание двигательной
гимнастике и тренировке внимания, а также
предупреждению формирования у ребенка
чувства собственной неполноценности
На примере приведённых ниже занятий с гиперактивными детьми, не только для музыкальных работников, но и воспитателей, и социальных психологов, можно составить серию занятий с учётом особенностей развития детей [3, с. 58].
Занятие 1
Цель: установление контакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.
Ход занятия:
Ведущий (В.). Я знаю, дети, что вы все любите музыку. Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит — весело или грустно — каждый придумает себе новое имя, которым его будут называть дети во время игры.
Беседа.
В. Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас веселыми, грустными, заставить, прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?
Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело или грустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, что музыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и" счастливыми.
Двигательные упражнения «Деревья».
В. Давайте повеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться под ветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.
Звучит вальс И. Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки лети, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.
В. Теперь ветер подул к центру, и все веточки потянулись туда.
Сохраняя круг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.
Ритмичная двигательная игра «Шофёры».
Под звуки маршевой музыки дети вместе с ведущим расставляют в комнате «дорожные препятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На роль шофёра назначают в начале самых управляемых детей. Их задача — провести свою «машину»; огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». После преодоления препятствий группы"разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие. Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры ведущий подводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».
Музыкальная релаксация.
Используется музыка А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат в шезлонгах, в помещении полутемно.
В. Сейчас мы лежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнуть после таких игр.
Музыка звучит не более десяти минут, затем ведущий предлагает детям открыть глаза и сесть на свои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли им занятие.
Занятие 2
Цель: снятие психологического дискомфорта.
Ход занятия:
Беседа о музыкальных впечатлениях:
В. Дети, давайте вспомним, какие звуки вы слышите вокруг себя на улице, дома, в детском саду (разговоры, шум машин и т.д.). Какие звуки вам нравятся больше (пение птиц, шум листвы и т.д.)? А как вы думаете, можно ли всё это выразить в музыке? (Ответы Оетей.) Вы знаете, кто такие индейцы? Давайте их изобразим в движении и музыке.
Музыкально-двигательная игра «Индейцы».
В. Мы сейчас разыграем сценку об индейцах, которые идут по тропе войны. Мой барабан будет подсказывать вам, как себя вести.
Педагог начинает двигаться, ритмично ударяя в барабан, при этом часто и неожиданно изменяет направление движения, жестом показывая детям, что нужно идти бесшумно и сосредоточиться на звучании барабана. Затем, усложняя ситуацию, ведущий отходит в сторону, задаёт ритм барабана тревожного характера, а детям показывает, что начинается война. Меняя ритм барабана, ведущий даёт детям в полной мере выразить свои фантазии в телодвижениях, криках, победных танцах.
Рецептивное восприятие музыки с рисованием.
В. Давайте глубоко вздохнём и сделаем расслабляющие упражнения (повторяется несколько раз). Теперь сядем в кресла и нарисуем на бумаге свои впечатления от игры. В этом нам поможет музыка, звуки которой напоминают шум леса (звучат «Звуки природы»).
В завершение работы ведущий рассматривает рисунки, хвалит и просит детей объяснить их содержание.
В. А теперь давайте отразим содержание наших рисунков музыкальными звуками. Детям предлагается выбрать какой-нибудь музыкальный инструмент: детские гусли, барабаны, дудочки, губные гармошки. В сопровождении ранее звучавшей музыки дети изображают музыкальную картинку. По окончании ведущий благодарит всех за интересную игру и вместе с детьми обсуждает, кто и как изобразил заданную тему.
Музыкальная рефлексия.
Проводится
по примеру предыдущего занятия под звуки
43-й симфонии В. Моцарта (первая часть).
Заканчивается занятие произвольной беседой
с детьми об их чувствах, настроениях,
пожеланиях на следующую встречу.
Занятие 3
Цель: совершенствование ритмических реакций с помощью вербальной, инструментальной и двигательной стимуляции.
Ход занятия:
Психотренинг «Цирк»
В. Дети, вы знаете, что такое цирк? Вам нравится бывать в цирке? А что вам больше всего запомнилось в цирке? (Ответы детей.) Давайте поиграем в цирк. Кто будет объявлять номер? (Дети выбирают конферансье.) Теперь мы все вместе изобразим оркестр, а потом каждый из вас покажет номер, который объявит конферансье.
Конферансье объявляет начало представления. Дети идут по кругу под звук барабана ведущего и инструментов детей, изображая парад артистов и дрессировщиков. Затем конферансье объявляет номера выступающих: клоуна, дрессированных животных и др. Дети по одному или группами с помощью пантомимы изображают происходящее на арене. Остальные дети, сидя «по-турецки», поддерживают ритм барабана игрой на музыкальных инструментах. Игра заканчивается парадом всех участников представления под звук барабана ведущего и фонограмму любого циркового марша.
Ритмико-музыкальные упражнения и музыкорисование.
Дети удобно сидят в креслах, расставленных полукругом. В центре — ведущий с набором детских музыкальных инструментов.
В. Сейчас я буду играть на барабане, а вы мне будете подыгрывать на музыкальных инструментах и называть, что я изображаю (меняя ритм барабана, старается изобразить прыжки клоунов, бег лошади, тяжёлый шаг слона и т.д.). По этой игре видно, каким инструментом можно изобразить то или иное животное. Давайте разделимся на несколько групп и возьмём те инструменты, которыми вы будете изображать своё животное.
Одна группа получает барабаны, другая — клавесины, третья — бубны и т.д. Группы играют только тогда, когда барабан ведущего подсказывает им образ животного. Действия групп должны быстро меняться, что поможет обострить внимание и. ритмическую реакцию детей.
В. А сейчас поиграем в ритмические загадки. Я заиграю на барабане, а вы угадаете, что я изобразил. Тот, кто первый отгадает, загадает свою загадку другим. Победитель получает право загадать свою ритмическую загадку.
В. А теперь встанем и подойдём к рисовальным доскам. Я буду давать ритмом задания, а вы нарисуйте ответ на бумаге.
Дети по очереди объясняют смысл нарисованного.
Музыкальная релаксация.
Используется та же методика, что и на предыдущих занятиях, но изменяется музыкальное сопровождение. Звучит концерт для флейты с оркестром А.Вивальди.
В. Вот вы и отдохнули. Теперь откройте глаза, глубоко вздохните, медленно поднимите и опустите руки и ноги. Садитесь удобнее, сейчас мы подышим.
Сначала
дети полулежат "в шезлонгах и делают
вдохи и выдохи в ритм музыке. Постепенно
дети приподнимаются, делают вдохи и выдохи
в соответствии с ритмом музыки: на выдохе
поочередно произносится то «а-а-а» (с
чувством облегчения), то «о-о-о» (с удивлением),
то «и-и-и» (радостно). В конце упражнения
дети под музыку делают вдохи и выдохи,
стоя в свободной позе.
Игры для детей с гиперподвижным поведением
Подбирая
игры (особенно подвижные) для гиперактивных
детей, необходимо учитывать следующие
особенности таких детей: дефицит внимания,
импульсивность, очень высокую активность,
а также неумение длительное время подчиняться
групповым правилам, выслушивать и выполнять
инструкции (заострять внимание на деталях),
быструю утомляемость. В игре им трудно
дожидаться своей очереди и считаться
с интересами других. Поэтому включать
таких детей в коллективную работу целесообразно
поэтапно. Начинать можно с индивидуальной
работы, затем привлекать ребенка к играм
в малых подгруппах и только после этого
переходить к коллективным играм. Желательно
использовать игры с четкими правилами,
способствующие развитию внимания.
Таблица 3 - Игры на тренировку одной функции
Функция, на тренировку которой направлены игры | Индивидуальные | Групповые |
Внимание | "Найди отличие" "Запрещенное движение" | "Запрещенное движение" "Передай мяч" "Броуновское движение" |
Контроль двигательной активности | "Разговор с руками" | "Море волнуется" |
Контроль импульсивности | "Говори!" "Съедобное-несъедобное" | "Съедобное-несъедобное" "Говори!" "Сиамские близнецы" "Слепой и поводырь" |