Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа
Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью
Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………
(Гиперактивный ребенок)
Мы только что расстались с Вами с ребенком, о котором говорили «нервный». Навряд ли можно позавидовать его родителям и близким. Навряд ли... Правда, есть семейства, в которых, видимо, завидуют, в которых, видимо, мечтают, чтобы их: малыш был лучше нервным, а не таким, какой он есть.
Так что же это за ребенок? Какой же он на самом деле, когда его родная мама мечтает, чтобы он был другим, и только видит в нем обузу, одну обузу, лишь обузу... Ну а про радость материнства вообще не стоит говорить.
Наверно, это просто шутка. Но в ней большая доля правды, ведь не любой из нас способен стать укротителем детей и укрощать ежеминутно, ежесекундно малыша, при этом явно понимая, что укротить его нельзя, и никакая дрессировка не» даст желаемого эффекта.
Такой ребенок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, всех, кто общается с ребенком.
Ему лишь три, а мама с папой измотаны так, словно он им не дает покоя вечность. Ему четыре, ему пять... Все валятся с ног рядом с ним.. Лишь он один неутомим. Ему все в жизни нипочем. За эти годы он ни разу спокойно не сидел на месте, и даже есть ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах, разболтанных от перегрузки, и оттого все части тела все время ходят ходуном и извиваются в движениях.
Особо непослушны руки. Они не трогают, хватают, ломая ют, дергают, бросают... Порой кажется, что их у малыша не две, а больше.
А ноги? Сколько на их долю выпадает за день бегать, потому что у гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, вскакивать, скакать, перепрыгивать. Бег с препятствиями — главное для них.
Даже голова у этого ребенка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть все одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Но рассматривая все, малыш не видит сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Любознательность ему не свойственна. И такой ребенок редко задает вопросы типа «почему», «зачем». Ну а если даже задает, то тут же забывает выслушать ответ. Но тем не менее он может целый день исследовать, как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Он пытается пройтись по потолку, повиснуть на карнизе. Счастье, если в это время Вы окажетесь неподалеку от него!
Ветви дерева ломаются, когда он лазит по деревьям, и скрипят заборы до тех пор, пока его не снимут с них.
Тело его все в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее он снова набивает те же «шишки», не пытаясь сделать вывод из того, что было, словно нет у людей инстинкта самосохранения совсем.
Неусидчивость его бросается в глаза. Ванька-встанька кажется малоподвижным рядом с ним. Он рассеян, и внимание его не может задержаться на чем надо больше мига. Оно так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно как. Его может отвлечь даже муха. Но, отвлекши» из-за мухи, он мгновенно забывает про нее, делая обычно все настолько машинально, что потом не верит, что все это сделал он.
У гиперактивного ребенка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка — разве мог малыш предвидеть, что она возьмет и выскользнет из рук; кошка, на которую он наехал велосипедом — если у нее плохое зрение, то надо надевать очки, а не нежиться на солнце прямо на дороге и пугать прохожих возмущенным криком. Словом, оправданиям его поступков нет Конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них.
Такой ребенок импульсивнее своих ровесников и сам не знает, что ему способно взбрести в голову хотя бы через миг.
Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и не дать реакции по большому счету. А негативизм — это просто норма для него.
Он обычно самый шумный среди шумных, заводила, в центре драки, кутерьмы, там — где гам, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Вот он ссорится, мирясь одновременно, и прощает все обиды всем. Даже если Вы его за что-то наказали, он не будет жаловаться или унывать.
Эти качества притягивают к нему сверстников, но только баловней и шалунишек. У воспитанных детей с ним частые конфликты. «Паинек» такой малыш невольно раздражает. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему прижиться невозможно. В мире правил — он досадная ошибка, выходящая за рамки исключений. В этом мире он — ядро конфликтов.
Кроме этого такой малыш с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. У него самооценка на нуле или же немного выше, и, приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. И неудивительно, что этот комплекс тянется за ним потом как шлейф, мешая в жизни, иногда даже тогда, когда ему придется пойти в школу.
Весь взлохмаченный и вечно возбужденный, взмокший с головы до пят, с горящим взглядом, он как будто догоняет поезд, постоянно уходящий от него, и стремится вскочить на ступеньку самого последнего вагона.
Весь в делах, весь в хлопотах, заботах, он за миг успеет сделать столько, сколько многим не удастся сделать и за день. Он все пачкает, все рвет, теряет. Кажется, что ходит он в обносках. Посторонний просто не поверит, что еще вчера эти обноски были новыми вещами в магазине.
Он все время мельтешит перед глазами. И от этой двигательной бури может закружиться голова.
У родителей его обычно двойственные чувства — накипь раздражения и жалость: жалость оттого, что их малыш настолько нестандартен, что, быть может, это просто проявление болезни; накипь раздражения — что с ним невозможно быть все время рядом.
Он не знает, что такое расслабление, угомонясь только лишь тогда, когда ложится спать. Время сна его — единственное время, когда мама с папой восстанавливают силы и устраивают маленькую передышку в бесконечной воспитательной войне, в которой постоянно посылают свой огонь нравоучений и упреков.
Но малыш обычно днем не засыпает. Спит лишь ночью, но настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.
Вот он встал — и сразу в доме хаос. Хаос в голове его и в мыслях, в кухне, в комнате, во всей квартире. Все, что рядом с ним, мгновенно оживает, неодушевленное живет, падает, ломается, летает, рассыпаясь вдребезги, звенит...
Вот он «бьется» головой о стенку. Посмотрите — он «пробил» ее! Мама с папой опускают руки. Ему три, а нет уже сил. Даже самая тяжелая работа не выматывает так, как их малыш. Что же делать с ним? Как укротить?
Пускай
даже педиатр утверждает, что все это с
возрастом пройдет и он остепенится. Виновата
нервная система малыша, ее повышенная
возбудимость. Надо только научиться ждать
и помогать ребенку. Разве Вы когда-нибудь
встречали взрослых, Вам напоминающих
вихрь, ураган, пожар? Но ведь многие из
этих взрослых в детстве были копией такого
же ребенка. Так что запаситесь капелькой
терпения, помогайте малышу и ждите.
КАК НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Не надо приглашать к себе большое количество гостей. Не надо брать с собой ребенка в шумные компании.
искры.
(рекомендации для педагогов и родителей)
\Как
в общих чертах выглядит гиперактивный
ребенок?
Он непоседлив, двигательно беспокоен,
всегда занят, не заканчивает начатое
дело, за все хватается, но быстро расхолаживается,
ведет себя как заведенный, бегает больше,
чем ходит, настроение быстро меняется,
импульсивен, нарушена концентрация внимания,
часто плохой сон.
К подростковому возрасту повышенная
двигательная активность, как правило,
исчезает, а импульсивность и дефицит
внимания остаются.
Р. Кэмпбелл (1997) считает, что родители
гиперактивного ребенка часто допускают
три основные ошибки в воспитании.
Три "западни", которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка.
№ п/п |
Содержание |
Пути преодоления |
11. | Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. | Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать "по душам". |
22. | Недостаток последовательности систематичности в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. | Составить список возможных запретов и, по возможности не отступая, следовать ему. Определить приоритеты, что нужно проконтролировать родителям (сегодня, завтра, через неделю). |
33. | Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом, предупреждение аффектов. | Работу с гневом родители могут осуществлять, используя специальные упражнения и тренинги. |