Гиперподвижный ребенок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью

Содержание

Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

Гиперподвижный ребенок.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

     Для изучения проявлений гиперподвижного поведения были выбраны следующие методы и методики:

  1. Наблюдение

         Специалисту дошкольного образования в практической деятельности достаточно верное представление о степени подвижности ребенка дает метод наблюдения. Необходимо обратить внимание на самых подвижных детей, на тех, кто чаще сидит, чем двигается, на состав движений у отдельных детей и группы в целом. Попробовать определить вид деятельности (движение, игра, трудовые действия), запомнить, кто двигается сам по себе, кто пытается общаться в процессе выполнения движений. При наблюдении следует обратить внимание на эмоциональное состояние детей.

           Будем вести наблюдение за каждым ребенком: каковы аппетит, сон   (быстро засыпает, спокойно спит, просыпается с хорошим настроением или     наоборот), активность бодрствования, эмоциональный тонус — это основные показатели физического благополучия ребенка в группе.

     Если в течение дня удается держать в поле зрения 3—4 детей, то за неделю можно получить характеристику особенностей ДА каждого ребенка группы.

     Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

     Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком) Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.

             С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

  1. Испытывает трудности в организации.
  2. Часто теряет вещи.
  3. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  4. Часто бывает забывчив.

      Двигательная расторможенность

         1.Постоянно ерзает.

             2.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается    в кресле, бегает, забирается куда-либо).

         3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

     4.Оченьговорли 
Импульсивность:

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредоточивает внимание.

                 7.Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и               вознаграждением есть пауза).

            8.Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.

             9.При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет) [1, с. 54].

     Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен. 

     
  1. Метод контрольного наблюдения (В.А. Шишкина, М.Н.Дедулевич)

          Изучение уровня подвижности детей будет более эффективным, если использовать метод контрольного наблюдения. Он включает четыре задания. Данные заносятся в протокол (см. таблицу 2). Сопоставив полученные результаты и сравнив их с характеристиками уровня подвижности детей, можно с высокой достоверностью определить тип двигательного поведения ребенка.

     Таблица 2

     Протокол наблюдения и оценки ДА

     Ф.И. ребенка ______________________________________

     Дата наблюдения      «Игрушка»      «Движение»      «Круг»      «Пространство»
                                  
                                  
 
     
  1. «Игрушка».  В групповой комнате или на участке взрослый предлагает ребенку взять любую из игрушек (мяч, скакалку, коляску, куклу, мишку) и выполнить любимое движение. Предполагается, что ребенок делает выбор игрушки и движения согласно потребности в движении.
  2. «Движение». При тех же условиях ребенку предлагается выбрать мяч и выполнить любое движение. Фиксируются все выполняемые в течение 3 – 5 минут движения. Гиперподвижный ребенок обычно выполняет быстрые и резкие движения (бросает, пинает мяч ногой), малоподвижный – наоборот, ходит с мячом, катает его, вращает на месте и т.д.
  3. «Круг». Ребенку предлагается поиграть с мячом в кругу (диаметром 2 м), не выходя за его пределы. Предполагается, что успешно выполнивший это задание, не может быть отнесен к группе гиперподвижных, так как умеет принять инструкцию взрослого и выполнить ее. Отмечается, какие движения выполняет ребенок и удается ли ему их выполнить, не выходя за пределы круга.
  4. «Пространство» В часы самостоятельной деятельности (в течение 20т -30 минут) ведется наблюдение за деятельностью ребенка в групповой комнате. На листе бумаги со схемой размещения основных объектов фиксируется каждое перемещение ребенка с указанием способа передвижения 9ходьба, бег, ползание и т.д.) и вида деятельности (рисует, рассматривает книги, выполняет физические упражнения и т.д.). Малоподвижный ребенок обычно использует незначительное пространство группы, двигательная активность его ограничена. Гиперподвижный ребенок двигается почти неостанавливаясь, безь определенного вида деятельности. Оптимально подвижный обычно рационально сочетает подвижные и спокойные виды деятельности.
  5. Проведение анкетирования педагогов и родителей дошкольников данной возрастной группы (см. приложение «Анкета для педагога», «Анкета для родителей»).
 

       
 
 
 

     2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников 

     Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников группы «Фантазеры» показали что, в данной возрастной группе 5 детей с проявлениями гиперподвижности в поведении (на основе анкнтирования педагогов и родителей) (см. приложение).

     В дальнейшей работе дошкольного учреждения было рекомендовано провести работу по выявлению гиперподвижных детей во всех возрастных группах, использовать в своей работе с гиперподвижными дошкольниками предложенную далее систему работы, прослеживать эффективность проделанной работы с помощью методов выявления признаков гиперподвижного поведения, предложенных выше. 
 
 

     2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и  семье 

     На основании результатов исследования были предложены  рекомендации для педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а так же система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении:

    • «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»;
    • «Рекомендации родителям гиперподвижных детей»;
    • «Он – вихрь, ураган, пожар» (гиперподвижный ребенок);
    • «Взаимодействие с гиперподвижным ребенком» (рекомендации для педагогов и родителей);
    • Занятия с гиперподвижными детьми;
    • Игры для детей с гиперподвижным поведением;
 
 
    • «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»
 

     В работе с гиперподвижными и гиперактивными детьми в детском саду следует использовать следующие принципы:

     • Не надо усаживать ребенка

     Занятия с дошкольниками не обязательно проводить за рабочим столом. Подходящим может быть любое место в квартире: ковер в зале, диван, кухонный стол, ванная комната. Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. Маленький гиперподвижный ребенок лучше усваивает информацию на ходу. Фиксация позы отнимает у него очень много сил, на занятия их уже не остается.

     • Короткие занятия

     Занятия должны быть короткими, не более 10 минут. Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно довести время занятий до 5-10 минут.

     • Подготовить все заранее

     Все материалы, наглядные пособия, игрушки и картинки должны быть подготовлены заранее. Соображать на ходу во время занятий не допустимо. Можно потерять время и внимание ребенка. Занятия должны проходить в "едином порыве". Это возможно только при тщательном предварительном обдумывании. Если начать искать нужные предметы или игрушки на самом занятии, ребенок может активно включиться в процесс поиска, совершенно позабыв о чем шла речь.

     • Регулярность занятий

     Ребенка надо приучать к регулярности занятий. Если занятия проходят каждый день после полдника , например, то мозг ребенка будет соответственно настраиваться к этому времени. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов.

     • Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка

     Вместо того, чтобы подавлять чрезмерную активность, экспансию, агрессивность, лучше переводить все эти качества ребенка с СДВГ в разумное и полезное русло. Гиперактивный ребенок может заниматься каким-нибудь видом спорта, только не травматичным. Склонность к травматизму из без того

     очень большая, ребенок совершает опасные для себя действия, не задумываясь о последствиях.

     Для маленьких детей подходит ритмика, для детей постарше танцы, теннис, бег, плавание. Подвижные игры или тренировки вообще организуют все движения ребенка, включая мелкую моторику. Регулярные занятия физкультурой не только тренируют, но и дисциплинируют ребенка.

     • Спортивные и подвижные игры по правилам

     Такие игры требуют достаточной организованности и подчинения точной цели. Постановка цели, действия по плану для гиперактивного ребенка являются трудным, но исключительно развивающим занятием. В такой игре происходит превращение бесцельной подвижности в целенаправленную активность. Основной задачей таких игр является выработка привычки к целенаправленной деятельности.

     Зимой, когда нагрузка на нервную систему особенно велика и возможности подвигаться и побегать ограничены, очень полезно ходить на лыжах, кататься на коньках. Также можно позволять своему ребенку кататься с ледяной горки до упора, пока не устанет.

     • Снаряды, на которых можно повисеть

     Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного и гиперподвижного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму.

     К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Родители и учителя должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей, знать что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным. 
 
 
 
 

  • «Рекомендации родителям гиперподвижных детей»

     1. Приобретайте или изготавливайте самостоятельно обучающие плакаты. Развешивайте их в разных местах квартиры. Ребенок непременно будет посматривать на плакаты и задавать вам вопросы. Иногда и вы можете 
попросить малыша что-то показать на плакате.

     2. Используйте обучающие песни, танцы. Разучивайте пальчиковые игры.

  1. Научите ребенка играть в "съедобно-несъедобное". Если ему понравится, используйте эту игру для обучения, заменяя условие (живое - неживое, животное -растение, летает - плавает).
  2. Придумывайте эстафеты, в которых короткие поручения, требующие усидчивости, перемежаются активными упражнениями. Например, играйте в следопытов - пусть ребенок ищет записки. В каждой записке зашифровано местонахождение следующей подсказки. Последняя записка может указывать на спрятанный приз.
  3. Упражнение на развитие памяти - просите ребенка сбегать в комнату, что-то посмотреть, запомнить и потом рассказать.
  4. Слушайте аудиокниги, аудио-энциклопедии.
  5. Найдите занятие, которое настолько нравится ребенку, что он становится достаточно усидчивым и сосредоточенным. Во время этого занятия обучайте малыша всему остальному (пример как обучать ребенка в играх с пластилином)
  6. Если ребенок не любит рисовать, лепить, делать аппликации, организуйте творческие занятия как подготовку к игре или празднику. Тогда у ребенка появится стимул что-то делать.
  7. Для того, чтобы выучить что-то трудно дающееся ребенку, устраивайте погружение. С утра объявите малышу, что весь день будет посвящен определенной теме (букве "М", зверям джунглей, оранжевому цвету). Например, если вы разучиваете оранжевый цвет, можно нарядится в оранжевую одежду, есть апельсины и запеканку с курагой, искать предметы оранжевого цвета на прогулке, рисовать оранжевой краской, послушать "Оранжевую песню" и подарить ребенку лисичку.
  8. Не пренебрегайте спортивными упражнениями, которые так нравятся ребенку. До 2-3 лет физическое и умственное развитие взаимосвязаны. Но и потом важна крупная моторика, развитие плечевого пояса, ловкость, реакция.

Информация о работе Гиперподвижный ребенок