Гиперподвижный ребенок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью

Содержание

Введение ………………………………………………………………3 - 4
1 Проблема гиперподвижности у детей дошкольного возраста
1.1 Понятие гиперподвижности в психологии и педагогике .....5 - 12
1.2 Характеристика гиперподвижных детей …………………….13 - 17
1.3 Причины формирования и проявления гиперподвижного
поведения, его возрастная динамика ………………………18 - 28
1.4 Диагностика и критерии проявлений гиперподвижности у детей
…………………………………………………………………...29 - 33
2 Эмпирические исследования особенностей поведения
гиперподвижных детей
2.1 Организация и методы исследования ……………………34 - 37
2.2 Исследование проявлений гиперподвижности у дошкольников
……………………………………………………………………..38
2.3 Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном
учреждении и семье ………………………………………39 - 86
Заключение ……………………………………………………….87 - 88
Список использованных источников ………………

Работа содержит 1 файл

Гиперподвижный ребенок.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

"Не ошибись!"

     По кругу расставлены кегли разного цвета. За синей стоит ребенок, за красной - взрослый. Под музыку они выполняют произвольные движения, передвигаясь по залу. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает это первым. 

Игры-упражнения на согласованность совместных действий и развитие координации

        Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимики, интонации.

     Многие игры такого характера широко использовались во время физкультминуток, динамических пауз, а также на занятиях по физической культуре и на прогулке.

"Воображение"

     Игра проводится с воображаемыми предметами.

     Взрослый и ребенок имитируют парные действия: переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами и т.д.

     "Дружная пара"

     Взрослый и ребенок берутся за руки. По первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 сек.), по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

"Угадай, что я делаю"

     Ребенок и взрослый с помощью мимики и пантомимики по очереди изображают действия, например лыжника (катится с горки), дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т.д. И каждый отгадывает, кого изобразил другой игрок.

"Поиграй с пособием"

       Взрослый берет мяч и выполняет с ним разные действия (подбрасывает, ловит, отбивает об пол), ребенок повторяет те же действия с мячом. Затем взрослый спрашивает: "Что еще может делать наш мяч?" Ребенок придумывает новые действия, взрослый помогает ему. Далее ребенок выбирает другое пособие (например, обруч) и выполняет с ним разные действия (прокатывает, крутит и т.д.), а взрослый повторяет.

     Затем оба игрока выполняют действия в паре: прокатывание мяча и обруча друг другу, бросание мяча и т.д.

"Мы - петрушки"

     Взрослый и ребенок сидят на корточках, держась за руки (разговаривают, шутят). По сигналу одновременно подпрыгивают.

     Звучит музыка: взрослый и ребенок притопывают ногами, выполняют приставные шаги с приседаниями, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

"Веселые хлопушки"

     Ребенок и взрослый садятся напротив друг друга (на полу). Взрослый начинает игру с одного движения - хлопает левой рукой по левому колену. Ребенок должен это движение повторить. Затем взрослый хлопает правой рукой по правому колену, ребенок повторяет одновременно и это движение, и предыдущее. Игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений. 

Игры-упражнения на развитие произвольности психических процессов

     Этот блок представлен малоподвижными играми, направленными на развитие произвольности психических процессов. В то же время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

"Запомни и повтори"

     На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый в течение нескольких минут показывает ребенку карточку с изображением двух-трех предметов (кубик, мяч, кольцо), затем убирает ее. Звучит сигнал: сначала ребенок произвольно движется под музыку, затем, продолжая двигаться, выполняет задания:

- Собери предметы, которые ты видел на карточке.

- Собери предметы в том порядке, в котором они были изображены на карточке.

"Покажи, что ты умеешь"

     Взрослый называет 5-7 различных пособий (гимнастическая стенка, мяч, обруч, скакалка, мягкий бум), ребенок должен запомнить их и выбрать из 10-15 карточек те, на которых изображены названные пособия. Взрослый помогает наводящими вопросами.

     После того как ребенок правильно выберет карточки, он должен обыграть эти пособия, например пройти по мягкому буму, прокатить мяч, прыгнуть через скакалку и т.д.

"Назови дни недели"

     Взрослый высоко подбрасывает мяч и ловит его, называя при этом последовательно все дни недели (один день - один бросок). Когда все дни неделя будут названы, взрослый передает мяч ребенку, чтобы он повторил упражнение, и контролирует его действия. Если ребенок ошибается, то начинает упражнение с первого дня недели.

"Преодолей полосу препятствий"

      Взрослый вместе с ребенком строит полосу препятствий из мягких модулей и пособий. Затем ребенок получает карточку, на которой эта полоса изображена схематично, рассматривает ее, запоминает последовательность расположения пособий и выполняет соответствующие действия. Например: ходьба по буму, спрыгивание в обруч, подлезание под дугами, прыжки на батуте (2-3 раза), ползание в гусенице (длина 2-3 м). Второй раз ребенок преодолевает полосу препятствий по памяти. Взрослый контролирует его действия. 

"Кто быстрее соберет предметы"

     На полу лежат два обруча, в одном - овощи, в другом - фрукты (муляжи). У каждого игрока в руках карточка с изображением четырех-пяти овощей и фруктов.

     Взрослый и ребенок стоят на старте. По сигналу они бегут к обручам, берут те овощи и фрукты, которые изображены на их карточке, возвращаются назад и кладут в свой обруч (находящийся на линии старта). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Ребенок считает количество предметов, взрослый контролирует его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Подвижность - естественное качество физически и психически здорового ребенка. Именно подвижность позволяет детям реализовать свои потребности, проявить активность, сообразительность, любознательность. Конечно, такие дети доставляют немало хлопот учителям и часто изводят до изнеможения своих родителей.

     Гиперподвижные дети находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны и легко управляемы. Детей, у которых двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает более 50 % времени, характеризуют расторможенность, крикливость, несдержанность и даже агрессивность. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Специалисты считают, что в дошкольном возрасте эта болезнь проявляется чаще всего двигательной расторможенностью, моторной неловкостью, рассеянностью, повышенной утомляемостью, импульсивностью. При условии проведения коррекции в начале заболевания (в дошкольном возрасте) прогноз достаточно оптимистичен.

     В работе с гиперактивными детьми большое  значение имеет знание причин наблюдаемых  нарушений поведения.

       Исходя из этого, работа с  гиперактивными детьми должна  проводиться комплексно, с участием  специалистов разных профилей  и обязательным привлечением  родителей и педагогов.

     Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но, в значительной мере, еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

     Не  менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит  педагогам.

     Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

     Одно из важных направлений деятельности педагога — обогащение состава движений детей. Разнообразие движений обеспечивает попеременную нагрузку на все группы мышц, что предупреждает утомление, способствует положительному эмоциональному тонусу. Кроме того, разнообразие движений обогащает игру ребенка и другие виды его деятельности.

          Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями.

      Сопровождение и оздоровление беспокойного или гиперактивного ребенка, проводимое комплексно, при участии как специалистов, так и родителей поможет детям решить многие проблемы и помочь им принять социальные нормы и развить коммуникативные навыки.

Список  использованной литературы 

  1. Байярд  Роберт т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991.-224с.
  2. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в РБ: монография / В.А.Шишкина – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2007.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-96 с.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 528 с.
  5. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.
  6. В детский сад – за здоровьем. В.А.Шишкина – Минск.: Зорны верасень, 2006.
  7. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной. - М., 1982. - 101 с.
  8. Гаспарова Е.М. «Шустрики» и «Мямлики»//Дошкольное воспитание. М, 1990 — № 4 — С. 90—98.
  9. Дедулевич М.Н. Не пропустить миг игры – Белый ветер
  10. Дедулевич М.Н., Шишкина В.А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста // Пралеска.
  11. Диагностика развития детей дошкольного возраста. В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич – Могилев, МГУ им. А.А.Кулешова, 2006.
  12. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста. Т.Ю.Логвина, В.А.Шишкина, В.Н.Шебеко – Минск.: изд. В.М.Скакун, 1996.
  13. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. - М.: Пенаты, 1992. - 52с.
  14. Ю.Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания //Дефектология. - №1. - 1999. - С.31-36.
  15. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - №4. - 2000. -С.2-6.
  16. 3аваденко Н.Н. Я остаюсь оптимистом / Школьный психолог. - №4. - 2000. -С.4-5.
  17. Здоровый малыш. В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич – Минск, Полымя, 2000.
  18. 3инкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. - СПб: Сфера, 1998. - 96 с.
  19. Кошелева А.Д.,   Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 1997. - 64 с. 
  20. Кучма    В.Р.,    Брязгунов    И.П. . Синдром    дефицита    внимания    с

    гиперактивностью    у    детей:    (вопросы    эпидемиологии,    этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. - 98 с.

  1. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России.  -М.:РАРОГЬ, 1997.-67 с.
  2. Кэмбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Знание, 1992. - 117 с.
  3. Лебединский   В.В.,   Никольская   О.С.,   Баенская   Е.Р.,   Либлинг  М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М: Изд-во МГУ, 1990.-53 с.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная

    работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000. - 192 с.  

  1. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - №10. - 2000. - С.7-8.
  2. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть? // Дошкольное воспитание, 2007. -№ 1.-С. 88-95.
  3. Пралеска: программа дошкольного образования / /Е.А. Панько [и др.]. - Минск: НИО; Аверсэв, 2007.
  4. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. и общая редакция Астапова В.М., Микадзе Ю.В. - СПб: Питер, 2001. - 384 с.
  5. Работаем по программе «Пралеска»: Пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования с русским языком обучения / Е. А. Панько и др. - Минск: НИО, 2007. -304 с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образования:

    Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с. 

  1. Рунова М. А., Мусса С. Н. Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет // Ребёнок в детском саду, 2006. - №4. - С. 36-40.
  2. Сиротюк А. Детская гиперактивность: причины, рекомендации // Дошкольное воспитание, 2007. -№ 8. - С.44-50.
  3. Смагин А.И. Непоседливый ребенок. // Пралеска. - 2007. - №6. - С. 57-

    60.

  1. Степанов СВ. В поисках тормозов // Школьный психолог. - №4. - 2000. -С.9-10.
  2. Торре Делла А. Ошибки родителей. - М.: Прогресс, 1993. - 136 с. 
  3. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения    детей с гиперактивностью и

    психопатоподобным синдромом.  - С, 1997. - 58 с.  

Информация о работе Гиперподвижный ребенок